Рост промышленного и сельскохозяйственного производства обусловил расширение американского экспорта. Изменилось соотношение экспорта-импорта. В 1876 г. стоимость вывоза товаров превысила сумму ввоза. Быстрыми темпами менялась структура экспорта. Если в период Гражданской войны в экспорте преобладало сырье, то на этом этапе преимущественно увеличивался вывоз продукции отраслей тяжелой промышленности. Переход американского капитализма к монополистической стадии знаменовался активизацией экспорта капитала. Вывозился американский капитал в менее развитые страны — Мексику, Канаду, Южную Америку, Кубу.
Глава 4. Германия.
На рубеже XIX—XX веков Германия стада развиваться более активно, чем в предыдущие десятилетия. Это было обусловлено рядом предпосылок, сложившихся еще в 1870-ых годах, и, прежде всего происходившим после 1871 года государственным объединением страны во главе с Пруссией. Вместо множества раздробленных государств возникла "мощная держава с населением более 40 млн. человек, во главе которой стоял прусский король Вильгельм 1 Гогенцоллерн. провозглашенный германским императором"[13] (кайзером). Большую роль в объединении страны сыграл Отто фон Шенхаузен Бисмарк (1815-1898), назначенный первым рейхсканцлером Германской империи, в руках которого в 1871—1890 годах была сосредоточена фактически вся власть.
Другим фактором, сыгравшим положительную роль в развитии Германии, была победа во франко-прусской войне (870-1871), в результате которой Германия вернула себе Эльзас и Лотарингию. Кроме того, Франция должна была выплатить 5 млрд. франков контрибуции за агрессию, и эти деньги были вложены в германскую промышленность для реконструкции старых и строительства новых предприятий.
Немаловажным условием бурного развития промышленности стали протекционистские тарифы, введенные с 1879 года. Эта политика надежно ограждала немецкое предпринимательство от иностранной конкуренции, создавая даже излишне тепличные условия для промышленности.
В 1870—1890-х годах объемы промышленного производства возросли почти в 6 раз и по темпам роста Германия уступала лишь США.
Наиболее интенсивно развивались электроэнергетика и химическая промышленность.
Однако по выпуску продукции отраслей легкой и пищевой промышленности Германия уступала не только США, но и Англии, а также Франции. Это было связано в первую очередь с недостаточной развитостью собственной аграрной базы, поэтому сырье приходилось ввозить из-за границы, что было весьма недешево.
На рубеже XIX-XX веков немецкая экономика переживала период усиленной монополизации, хотя первые монополии появились ещё до франко-прусской войны. Непосредственной же причиной появления монополий послужил экономический кризис, разразившийся в 1873 году, когда товаропроизводители стали больше всего опасаться стихийного падения цен. В 1879 году в стране насчитывалось 14 картелей, которые объединяли наиболее жизнеспособные предприятия, выжившие в условиях кризиса. Картелирование происходило в добывающих и связанных с ними отраслях тяжелой промышленности, чтобы легче было оградить рынок от конкурентов.
Особенно быстро монополизация шла в 1880-х годах, когда ежегодно в стране возникало до 25 картелей.
В отличие от США, где монополизация проходила на базе трестов, в Германии этот процесс шёл на основе картелей и синдикатов, т.е. путем соглашений между предпринимателями о разделе рынков, о единых монопольных ценах на сырье, готовую продукцию и т.д.
Одновременно аналогичный процесс шел и в банковском деле. Перед Первой Мировой войной почти 85% всех банковских капиталов и вкладов находилось в руках девяти крупнейших германских банков.
К началу XX века Германия превратилась в индустриально-аграрную страну: доля промышленности в ВВП стала преобладать над долей аграрного сектора.
Глава 5. Япония.
Буржуазная революция 1867-1868 гг. («Революция Мэйдзи») открыла новую историческую полосу в жизни Японии. Сильные феодальные пережитки еще сохранились, однако ликвидация феодальной раздробленности, уничтожение крупного феодального землевладения, упразднение сословного неравенства, легализация сделок на землю, поощрение предпринимательства создавали необходимые условия для сравнительно быстрого развития капитализма.
В начале 1872 г. был легализован принцип частной собственности на землю: разрешена купля-продажа земли и проведена поземельная перепись, в ходе которой землю передавали в собственность ее фактическим владельцам, получавшим от властей соответствующий документ.
В 1872 г. была формально провозглашена ликвидация сословных привилегий. Разрешалось свободно передвигаться по всей стране.
Буржуазные преобразования существенно затронули бывшее привилегированное сословие военного дворянства — самураев. Крупные феодальные землевладельцы — князья получили щедрую денежную компенсацию за отказ от своих феодальных прав в пользу императора, но положение рядового самурайства в целом ухудшилось.
80-е годы ознаменовались серьезными сдвигами в экономике страны. На смену мануфактуре приходило машинное производство. Государство активно содействовало возникновению крупной капиталистической промышленности. Правительство вкладывало за счет налогоплательщиков, главным образом крестьян, значительные средства в строительство новых фабрик и
заводов. За время с 1863 по 1880 гг. оно построило несколько так называемых образцовых предприятий, преимущественно в лёгкой промышленности, и впоследствии передало их за небольшую компенсацию в руки частных владельцев - прежде всего немногих привилегированных фирм, близких к высшей бюрократии и выступавших нередко в роли правительственных банкиров. Такими, в частности, были фирмы Мицуи и Мицубиси.
Развитие промышленности происходило неравномерно. При сравнительно быстром росте текстильного производства металлургия развивалась замедленными темпами. До конца 9О-х годов производство чугуна и стали оставалось на крайне низком уровне. В целом в стране все еще преобладали мелкие и мельчайшие предприятия полукустарного типа. Япония оставалась в основном аграрной страной.
"Несмотря на свой феодальный фасад, японская монархия проводила в отношении промышленности по существу буржуазную политику"[14]. Поощрительная политика являлась в большой мере результатом прямого давления со стороны буржуазии, добивавшейся защиты от иностранной конкуренции. Импортные товары все еще находились в выгодном положении благодаря низким таможенным пошлинам, установленным на основе неравноправных договоров с иностранными державами.
Мероприятия правительства, направленные на то, чтобы преодолеть техническое и военное отставание Японии от передовых капиталистических государств, также соответствовали интересам буржуазии. К тому же крупные торговые и промышленные фирмы были связаны теснейшими узами с полуфеодальным государственным аппаратом. По всем этим причинам японская буржуазия довольствовалась проведенными правительством ограниченными реформами.
Незавершенность аграрных преобразований препятствовала расширению внутреннего рынка и тем самым тормозила развитие капитализма. Однако, предприниматели извлекали выгоду и из феодальных пережитков, используя их для усиления эксплуатации молодого, только еще формировавшегося рабочего клаcca. Широко применялась контрактация рабочей силы, когда вербовщики заключали соглашения с крестьянами об «уступке» их детей фабриканту. Эксплуатация дешевого женского и детского труда принимала огромные размеры. Taк, в 1882 г. и стране насчитывалось немногим более 50 тыс. промышленных рабочих, среди которых женщины составляли 69%. В 1895 г. из общего количества 425 тыс. промышленных рабочих было около 250 тыс. женщин. Средняя продолжительность рабочего дня равнялась 14 часам.
Между помещиками и буржуазией нередко возникали разногласия по различным вопросам внутренней политики. Например, пoмещики добивались снижения поземельного налога, "демагогически выступая в качестве «защитников» крестьянства"[15], а буржуазия отстаивала высокое поземельное обложение, так как значительная часть государственных поступлений шла на поощрение развития промышленности. Однако эти разногласия имели второстепенное значение. Оба господствующих класса проводили политику увеличения косвенных налогов, роль которых в государственном бюджете неуклонно возрастала. Классовый союз помещиков и капиталистов закреплялся их общей заинтересованностью в сохранении и использовании разного рода феодальных пережитков и реакционного государственного аппарата.
Японские промышленники очень рано начали стремиться к захвату внешних рынков. Агрессивные устремления буржуазии находили поддержку со стороны японской монархии. Авантюризм бывшего самурайства сохранял исключительную живучесть, ибо питался стремлением японского капитализма к экспансии и поддерживался влиятельными милитаристскими кликами в правительстве.