Между 1935 и 1938 гг. X. написал свою наиболее значительную работу “Стоимость и капитал” ("Value and Capital"), которая помогла разрешить основной конфликт между теорией экономического цикла и теорией всеобщего равновесия. Опубликованная в 1939 г., она часто считается более ранней британской версией “Основ экономического анализа” ("Foundations of Economic Analysis") Пола Сэмюэлсона. В начальных главах книги выдвигается то, что сейчас называется ортодоксальной теорией поведения потребителей и производителей и его последствий. X. утверждал, что изменения в цене товаров оказывают “субституционный” эффект, который всегда негативен, и “доходный” эффект, который может быть как негативным, так и позитивным.
Книга также заложила основу для последующих исследований “компенсационного принципа” в анализе соотношения издержек и результатов. Политика свободной торговли, например, может принести выгоды американским покупателям японских автомобилей, но нанести ущерб членам профсоюза автомобильной промышленности. Коль скоро выгоды покупателей превышают потери рабочих, то потребители могут компенсировать рабочих (то есть передать им часть своих доходов), тем самым распространив выгоды на всех. Долларовые выгоды измерялись “потребительским излишком” (разницей между тем, что потребитель готов заплатить за товар, и тем, что он фактически должен заплатить). Но X. признавал, что здесь имеется определенная двусмысленность. Хотя взгляды X. на компенсационный принцип позднее подверглись критике со стороны Сэмюэлсона и других экономистов за то, что он не обращал внимания на проблемы распределения, полезность этого принципа как инструмента для анализа соотношения “издержки – результат” была общепризнанной.
Другим нововведением, внесенным книгой “Стоимость и капитал” в экономическую теорию, было новое отношение к динамической стабильности в моделях всеобщего равновесия. В этой области X. стремился выяснить условия, при которых несбалансированная экономическая система может вернуться в сбалансированное состояние. Хотя эти условия, как позднее показал Сэмюэлсон, не были ни достаточными, ни необходимыми для динамической стабильности, их ценность была впоследствии доказана исследованиями Джерарда Дебре и Кеннета Эрроу. Одно из ключевых понятий динамической концепции X. – “временное равновесие” – сейчас широко используется в теоретической макроэкономике. В общем, влияние X. в большей степени связано с его методами анализа, например с использованием сравнительной статистики и применением динамического анализа к изучению экономического роста и торгового цикла, чем с его результатами.
В конце 30-х гг. было положено начало кейнсианской революции, и, увлеченный ею, как и многие другие экономисты, X. написал две рецензии на книгу Кейнса “Общая теория занятости, процента и денег” ("The General Theory of Employment, Interest, and Money"). Одна рецензия теперь уже почти забыта, а другая – “Г-н Кейнс и классики” ("Mr. Keynes and the Classics"), – опубликованная в 1937 г. в журнале “Эконометрика” ("Econometrica"), оставила значительный след. В ней X. представил свою знаменитую диаграмму “инвестиции и сбережения – ликвидность и деньги (IS – LM).
Кривая LM выражает все комбинации национального дохода и процентной ставки, которые соответствуют ситуации равенства между спросом на деньги и предложением денег. Кривая IS показывает все комбинации национального дохода и процентной ставки, которые соответствуют ситуации равенства сбережений капиталовложениям. Пересечение двух кривых указывает на точку, в которой процентная ставка и национальный доход находятся в состоянии равновесия.
Теория X. о деньгах и отклонении от кривой LM предвосхитила современные теории спроса на деньги, определяемого портфелем ценных бумаг и сделками, которые позднее были разработаны Джеймсом Тобином. X. также показал, что самостоятельное увеличение правительственных расходов передвинет кривую IS вправо, что означает увеличение национального дохода. Также возрастет процентная ставка, кроме тех случаев, когда кривая LM оказывается плоской (эти случаи известны как кейнсианская “ловушка ликвидности”). Считая, что “ловушкой ликвидности” характеризовалось состояние денежных рынков во времена Великой депрессии 30-х гг., многие кейнсианцы настаивали на том, чтобы для стимулирования совокупного спроса была использована фискальная политика.
Не будет преувеличением сказать, что многое в кейнсианской макроэкономике в 50-е и 60-е гг. было всего лишь варьированием идей X. В эти десятилетия споры в области экономической политики, в которых противопоставлялась эффективность монетарных средств фискальным, часто велись в рамках диаграммы IS – LM. В начале 70-х гг., однако, диаграмма X. оказалась предметом нападок со стороны ряда кейнсианцев, включая Роберта Клоуэра, одного из бывших студентов X. Оппоненты X. утверждали, что кривые IS-LM искажали, по существу, динамичную и лишенную равновесия природу теории Кейнса своим статичным и сбалансированным характером.
На деле же, однако, X. показал в своей теории торгового цикла 1950 г. динамичную природу краткосрочного развития, особенно в отношении к определению размеров инвестиции. Диаграмма IS – LM, если она применяется правильно, остается надежным инструментом. Историк развития хозяйства Питер Темин, например, использовал ее, чтобы показать, что монетаристское объяснение причин Великой депрессии в Соединенных Штатах – резкое падение предложения денег – опровергается эмпирическими свидетельствами – данными о процентных ставках и о национальном доходе.
С 1939 по 1946 г. X. был профессором экономики в Манчестерском университете. В 1946 г. он был назначен сотрудником Наффилд-колледжа в Оксфорде, а в 1952 г. стал профессором политической экономии в Оксфорде, и на этой должности он оставался до выхода в отставку в 1965 г.
X. продолжал интенсивно содействовать развитию экономической теории, хотя многое из того, что он сделал после его “Стоимости и капитала”, еще предстоит полностью включить в основной поток экономической мысли. В его книге 1965 г. “Капитал и рост” ("Capital and Growth") использовалось понятие сравнительной динамики для изучения стабильного и оптимального пути развития. В этой книге он ввел концепцию рынков “фиксированной цены” и “гибкой цены”, различие между которыми оказалось продуктивным в макроэкономике.
В “Теории экономической истории” ("A Theory of Economic History", 1969) X. применил свои теории к анализу экономической истории, предлагая тем самым новый взгляд на экономическую действительность. Например, он обратил внимание на последовательность событий, благодаря которым распространение новой технологии вело к экономическому росту. Он развил эту идею в книге “Капитал и время” ("Capital and Time", 1973). В книге “Причинность в экономике” ("Causality in Economics", 1979) он исследовал динамику последовательности экономических процессов, различие между экономическими запасами и потоками и проблему выявления причинной зависимости между экономическими переменами.
У. Ростоу и стадии экономического роста
Социологическая модель в стадии экономического роста Уолтера Ростоу.
Экономический рост проходит ряд стадий. Укрупненно 3 стадии:
доиндустриальная стадия (до начала промышленного капитализма);
индустриальная стадия (основана на машинном труде) – промышленный капитализм. Если основу доиндустриального общества составляло с/х, то основу индустриального общества промышленность. Экономический рост резко ускорился во всех странах, начал повышаться уровень жизни.
постиндустриальная (общество массового потребления, информационное общество). Основа этого общества: сфера услуг, а ведущая отрасль – производство, хранение и переработка информации. В сфере услуг работает 50-70% занятых. Экономический рост идет благодаря новым научно-техническим знаниям, наукам, изобретениям.
В книге “Стадии экономического роста. Антикоммунистический манифест” показал, что развитие событий в 20-ом веке не соответствуют тенденциям развития 19 века. И будущее человечества – это развитие человеческой индивидуальности, коллективизм Маркса, Энгельса, Ленина можно назвать “муравьиным социализмом”.
Дж. В. Робинсон и П. Сраффа: левое кейнсианство
Джоан Робинсон (1903-1983). Закончила Кембридский университет.
Работа Робинсона “Теория несовершенной конкуренции”. Это высокоабстрактное исследование кривых средних и предельных издержек, среднего и предельного дохода, эластичности спроса и предложения. Считала, что ее работа – “ящик с инструментами”, которые должны использоваться при анализе реальных проблем и ситуаций, связанных с рыночным механизмом. Робинсон видела свою задачу в том, чтобы показать, что для изучения различных типов рынков пригодны одни и те же методы анализа, одна и та же система понятий. В центре исследования – проблема цены. Предполагается, что на стороне предложения действует множество обособленных производителей ни один из которых не обладает возможностью через объем своих продаж оказывать влияние на общую рыночную ситуацию и уровень цен. Цены складываются стихийно и воспринимаются каждым продавцом как данность. На стороне спроса фигурирует множество обособленных показателей, полностью независимых в своих оценках. Главный вопрос, привлекающий внимание Робинсон – рыночное поведение крупных компаний, которые в отличие от экономических субъектов способны вследствие размеров оказывать влияние на рыночный процесс.