Лекции
История экономических учений
Возникновение и становление экономической мысли
Экономическая мысль гораздо старше экономической теории. Экономическая теория как наука появилась только в 16 – 18 вв. но экономическая мысль появилась гораздо раньше – примерно на 2 – 3 тысячи лет. Появление экономической мысли связано с зарождением рыночной экономики, появлением денег, государства, частной собственности и законов.
Слово “экономика” впервые появилось в сочинениях греческого автора Ксенофонта (5 – 4 вв. до н. э.). Одно из его произведений – “Экономикон” - законы ведения хозяйства. Разделение общества на свободных и рабов признавалось естественным.
В нем приводятся следующие положения:
разделение труда на умственный и физический виды, а людей — на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение;
природному предначертанию отвечает преимущественное развитие земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей;
производительно может выполняться “наиболее простая работа”;
степень разделения труда обусловлена, как правило, размерами рынка сбыта;
всякому товару присущи полезные свойства (потребительная стоимость) и способность обмениваться на другой товар (меновая стоимость);
деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлялось товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.
Платон. Отстаивал, прежде всего, натурально-хозяйственные отношения рабовладельческого общества. “Законы” - речь идет о роли, которую совместно призваны выполнять аристократическое сословие (философы) и сословие воинов (армия) в обеспечении общественных интересов. Эти сословия, олицетворяя аппарат управления идеального государства, не должны, по мысли ученого, обладать собственностью и обременять себя хозяйством, так как их материальное обеспечение (по уравнительному принципу) должно стать общественным. Остальная часть общества отнесена в проекте к обладающему и распоряжающемуся собственностью третьему сословию, названному Платоном чернью (земледельцы, ремесленники, купцы), и крабам, приравненным к собственности свободных граждан.
“Государство” - выдвигает обновленную модель идеального государства, развивая и конкретизируя свою аргументацию в части осуждения ростовщичества, обоснования ведущей роли в хозяйстве земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей.
Аристотель (4 в. до н.э.) считается родоначальником многих наук, в т.ч. и экономики. Он впервые поставил один из основных вопросов экономики: что определяет пропорции обмена (чем определяется цена)? Но ответить не мог.
Проект идеального государства этого философа изложен в его трудах “Никомахова этика”, “Политика” и др. Настаивает на обусловленности деления общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический исключительно “законами природы” и указывает на более высокую роль в хозяйстве земледелия, а не ремесла или торговли.
Все виды хозяйства и деятельности людей, от земледелия и скотоводства до ремесленного производства и торговли, он соотносит с одной из двух сфер — естественной (экономика) и неестественной (хрематистика).
Произведения римских авторов (Баррон, Катон и др.) были в основном посвящены проблемам аграрной экономики. Это связано с тем, что вся экономика базировалась на сельском хозяйстве. Основная проблема, занимавшая римских авторов – как сделать труд максимально производительным. Экономисты предложили систему колоната. Колон – раб, наделенный землей; ему устанавливается план, а все, что произведено сверх этого плана принадлежит ему.
Своеобразие древнекитайской экономической мысли ассоциируется, как правило, с именем Конфуция (Кун Фуцзы (551—479 до н.э.) и его сборником “Лунь юй” (“Беседы и суждения”), а также с идеями популярного в IV—III вв. до н.э. коллективного трактата “Гуань-цзы”.
Авторы “Гуань-цзы” в качестве главной выдвигали задачу “сделать государство богатым и народ довольным”. Основными составляющими понятия богатства в трактате названы наряду с золотом и жемчугом и иные материальные блага, товарная сущность которых на рынке не подлежит сомнению. При этом роль золота как товара и меры исчисления ресурсов государства “объяснялась” прежде всего, его природным предназначением выступать в качестве денег и способствовать такому обмену, в результате которого “выгоды у одних” бывают “больше, чем у других”.
В России – оброк (спустя 1500 лет).
Большое влияние на формирование экономической мысли оказали мировые религии.
Характерно, что рыночная экономика в ее первоначальной форме капитализма возникает в христианских странах. Это связано с особенностями христианства как религии. Например, в основе философии буддизма лежит достижение нирваны – отказ от земных благ – максимальное приближение человека к Богу: ничего не желай и ты обретешь счастье. Мусульманство объявило торг и наживу на соплеменниках, и только одно христианство признавало праведность богатства, нажитого своими трудами.
Между Ветхим и Новым заветом существуют определенные противоречия: в Ветхом завете (история еврейского народа) признавалось рабство и любая власть, неравенство людей. В Новом завете рабство осуждалось, и признавалось равенство всех перед богом. Вместо 10 заповедей Моисея Христос оставил одну заповедь: поступайте с людьми так, как вы хотите, чтобы они поступали с вами.
В священном писании содержатся разные высказывания относительно богатства: Ветхий завет – все вещи в труде (Екклесиаст); Новый завет добавляет – все вещи в личном труде.
В последующем на развитие рыночных отношений наибольшее воздействие оказало одно из течений христианства – протестантизм.
Современная этика бизнеса пропагандирует и практикует честные действия по отношению к партнеру.
В средние века наиболее известными были произведения Фомы Аквинского. В то время вся общественная жизнь приняла теологическую форму, т.е. основывалась на религиозном мировоззрении. Ф. Аквинский выдвинул учение о справедливой цене, основываясь на теософских принципах справедливости. Купец должен брать такую цену, чтобы покрыть свои издержки и получить прибыль, обеспечивающую нормальный уровень жизни купца и его семьи.
Меркантилизм
От французского “мерканте” - купец. “Меркантильный” в современном русском языке – склонный к выгоде, любящий деньги.
Меркантилизм – первое научное направление экономической мысли – 15 – 17 вв.
Возникло оно с первыми научными открытиями 15 – 16 вв., которые привели к бурному развитию мировой торговли. Главными торгующими странами были Англия и Голландия, т.к. имели торгующий флот. Также на развитие меркантилизма оказали влияние условия разрушения феодальных отношений и развития капитализма. В связи с этим начали возникать практические проблемы. Основная: чем определяется богатство государства, его основное могущество. Меркантилисты считали, что количеством золота.
Увеличение богатства обуславливается притоком золота в страну.
История меркантилизма делится на два этапа:
ранний – для максимального притока золота в страну запрещается импорт – меркантилизм торгового баланса = экспорт – импорт;
2) поздний – меркантилизм платежного баланса = сумма всех платежей в страну – сумма всех платежей из страны. Рекомендуемые пути достижения активного торгового баланса: допускаются относительно низкие цены на экспорт, в т.ч. при перепродаже товаров других стран за границей; допускается импорт товаров (кроме предметов роскоши) при условии положительного сальдо во внешней торговле; вывоз денег допускается в целях выгодных торговых сделок и посредничества и сохранения активного торгового баланса. Позиции в области теории денег: из числа известных функций денег определяющей признается уже не функция накопления, а функция средства обращения.
Зачастую меркантилизм называют ранним монетаризмом, т.к. в центр экономической жизни была поставлена проблема денег.
Джон Кейнс считал меркантилистов своими непосредственными предшественниками за то, что они впервые в экономической теории выдвинули идею государственного регулирования экономки.
Со времен меркантилизма государственная внешнеторговая политика делится на две диаметрально противоположные формы:
свободная торговля (отсутствие всяких ограничений на импорт и экспорт товаров);
протекционизм (защита внутреннего рынка страны – меры, направленные на максимальный экспорт при минимальном импорте).
Уильям Петти (1623-1687). Считался первым профессиональным экономистом, в конце своей карьеры он был экономичным советником короля. Считается родоначальником эк.статистики. В работе “Политическая арифметика” (1683) предпринял подсчеты ВНП.
Главные мысли в “Трактате о налогах и сборах”.
В. Петти с острым чутьем человека новой, буржуазной эпохи ставит вопрос о прибавочной стоимости. В 17 веке земля - основной объект приложения человеческого труда. Поэтому для В. Петти прибавочная стоимость выступает в форме земельной ренты, в которой скрывается и промышленная прибыль. Процент он также выводит из ренты. Торговая прибыль мало интересует Петти, что резко отличает его от толпы современников – меркантилистов. Примечательно и выражение о таинственной природе ренты. Петти чувствует, что он стоит перед большой научной проблемой, что внешность явления здесь отличается от сущности.
Предположим, что некто занимается производством зерна. Часть произведенного им продукта вновь пойдет на семена, часть будет потрачена на удовлетворение собственных потребностей (в том числе путем обмена), а “остаток хлеба составляет естественную и истинную земельную ренту”. Здесь намечено деление продукта, и его стоимости на три основные части: 1) часть представляющую возмещение затраченных средств, в данном случае семян; 2) часть необходимую для поддержания работника и его семьи, и 3) избыток или чистый доход.