Необходимо добавить, что рассмотренный мультипликатор называется также простым мультипликатором, поскольку не учитывает ни налогообложение, ни чистый экспорт (в связи с принятым ранее допущением). Чтобы получить более реалистичный - сложный мультипликатор, надо в формуле , вместо MPS в знаменателе подставить: «доля изменений в доходе, которая не затрачивается на производство продукции внутри страны».
Вышеприведённый анализ мультипликатора наводит на мысль о существовании так называемого «парадокса бережливости», суть которого заключается в том, что попытки общества больше сберегать могут фактически привести к тому же, или даже ещё меньшему объёму сбережений.
На данном рисунке попытка больше сберегать отражена в перемещении кривой сбережений S1 вверх на 5 млрд. дол. в положение S2. В этом случае эффект мультипликатора приведёт к тому, что незначительный прирост сбережений выразится в гораздо большем снижении ЧНП, в данном примере на 20 млрд. дол. ( = 5 * 4). И при новом равновесном ЧНП домохозяйства будут сберегать ту же сумму, что и раньше. Отсюда следует вывод, что бережливость, всегда считающаяся добродетелью, когда речь идёт об индивидууме, в макроэкономическом масштабе таковой не является. В данном случае стремление к большим сбережениям превращает ожидаемый спад производства в реальность. Однако, если стремление больше сберегать проявляется в тот момент, когда экономика переживает инфляцию спроса, то это идёт во благо, так как снижает величину совокупных расходов и, как следствие, темп инфляции. Но, по иронии судьбы, населению не свойственно увеличение объёмов сбережений, когда в экономике наблюдается подъём, наоборот, значительные стимулы больше сберегать появляются у домохозяйств во время спада производства, то есть как раз тогда, когда рост сбережений является наименее подходящим и экономически нежелательным.
Итак, мы видим, что потребительские, инвестиционные и внешнеторговые решения предпринимателей основываются на частном интересе и итоговая результирующая этих решений может привести и к спаду, и к инфляции. Правительство же, является инструментом общества в целом (во всяком случае должно быть таким), поэтому правительственные решения относительно расходов и взимания налогов должны быть скорректированы так, чтобы сгладить циклические колебания. Одна из важнейших задач правительства - стабилизация экономики - отчасти реализуется средствами фискальной политики. Согласно кейнсианской экономической теории правительство - через манипулирование государственным бюджетом - должно создавать стимулы для увеличения объёма производства в периоды спадов и сдерживать экономику в периоды ажиотажного подъёма.
Рассмотрим, как правительство, через государственные расходы и налогообложение может регулировать экономику. Предположим, что правительство принимает решение осуществить закупки товаров и услуг на сумму 20 млрд. дол. независимо от того, какова величина ЧНП.
Из этого рисунка видно, что увеличение государственных расходов, как и рост частных расходов, приводит к росту равновесного ЧНП. Поскольку мультипликатор в нашем примере равен 4, то равновесный ЧНП увеличивается на 80 млрд. дол. ( = 20 * 4), то есть с 470 млрд. дол. до 550 млрд. дол. Теперь предположим, что величина налогов составляет также 20 млрд. дол. Естественно предположить, что это вызовет снижение равновесного ЧНП.
Так и происходит на самом деле, но надо обратить внимание на то, что изъятие в виде налогов той же величины, что и первоначальное увеличение в государственных расходах приводит к снижению ЧНП не до первоначального уровня (470 млрд. дол.), а до уровня в 490 млрд. дол. в нашем примере. Это происходит потому, что изменение правительственных расходов имеет прямое и непосредственное влияние на совокупные расходы. А поскольку увеличение налогов приводит к снижению не только потребления, но и сбережений, которые и так являются изъятием в потоках доходы-расходы, то эффект от увеличения налогов частично смазывается уменьшением сбережений. В данном примере снижение потребления на 15 млрд. дол приводит к снижению ЧНП на 60 млрд. дол (= 15 * 4). Обратим внимание на следующее: увеличение равновесного ЧНП равно первоначальному приросту государственных расходов и налогов. Этот эффект получил название мультипликатора сбалансированного бюджета.
Исходя из вышеизложенного нетрудно сделать вывод о том, какой должна быть государственная антициклическая политика. Так, например, если равновесному ЧНП в 470 млрд. дол. соответствует слишком высокий уровень безработицы, то правительство с помощью государственных расходов и налогов может поднять объём производства до 490 млрд. дол. Если же уровень совокупных расходов слишком высок при ЧНП, равном 550 млрд. дол., которому соответствует значительный темп инфляции, то правительство, увеличив налоги, может снизить потребительскую активность, уменьшив размер ЧНП (в нашем примере до 490 млрд. дол.). Обобщим только что сказанное.
В период спада фискальная политика должна быть стимулирующей. Она может включать в себя:
1. Увеличение государственных расходов.
2. Снижение налогов.
3. Сочетание обоих пунктов.
Другими словами, в периоды спада и депрессии результатом фискальной политики должен быть дефицит бюджета.
В периоды избыточного спроса, влекущего за собой инфляцию, фискальная политика должна быть сдерживающей. Она может включать в себя:
1. Снижение государственных расходов.
2. Увеличение налогов.
3. Сочетание обоих пунктов.
То есть, фискальная политика на сдерживание экономики должна быть ориентирована на положительное сальдо бюджета.
Необходимо отметить, что эффективность стимулирующей фискальной политики зависит также от абсолютного размера бюджета. Если он невелик, то правительство сталкивается с проблемой: необходимо пополнить бюджет, но достигается это методами прямо противоположными требуемым в данный момент.
Рассмотрим методы финансирования дефицита бюджета и способы избавления от излишков. Существует два способа финансирования дефицита бюджета:
1. Заимствование.
То есть продажа государством ценных бумаг населению. Таким образом, государство увеличивает свои расходы по процентным платежам по этим бумагам. Но здесь существует одна сложность: выпуская ценные бумаги, правительство вступает в конкуренцию с частными кредитно-финансовыми учреждениями, что приводит к росту процентной ставки. Рост процентной ставки вызывает снижение инвестиционных расходов, что отрицательно воздействует на экономику в период спада. Этот побочный эффект получил название эффект вытеснения и является серьёзным аргументом в споре между кейнсианской теорией занятости и монетаризмом.
2. Создание денег.
Правительство может увеличить денежное предложение в государстве. В этом случае процентная ставка наоборот, снижается, а значит увеличиваются государственные закупки, не оказывая неблагоприятного воздействия на инвестиции. Можно сказать, что увеличение денежного предложения является более стимулирующей мерой. Но, к сожалению, пользоваться данной мерой в нашей стране необходимо крайне осторожно. Поскольку реальный сектор экономики в нашей стране очень слаб, то большая часть дополнительной денежной эмиссии попадает не в производство, а на валютный рынок, ослабляя и без того слабую позицию национальной валюты, что в условиях отрицательного сальдо внешнеторгового баланса крайне негативно сказывается именно на производственном секторе, так как большинство основных средств и комплектующих к ним имеют импортное происхождение. Падение стоимости национальной валюты приводит к подорожанию производственного фонда и к увеличению расходов на его содержание, увеличивая стоимость выпускаемой продукции, то есть к инфляции, вызванной ростом издержек, и к дальнейшему спаду в производстве.
Существуют также два способа использования бюджетных излишков для ликвидации инфляции спроса.
1. Погашение долга.
Возврат государственных займов населению. Но в этом случае правительство возвращает на рынок дополнительные денежные средства, способствуя снижению процентной ставки и увеличению объёмов инвестиций, что нежелательно в период инфляции.
2. Уменьшение денежного предложения.
То есть изъятие из обращения части денежной массы. Эта мера является более сдерживающей, чем использование этих средств для погашения долга.
Итак, мы рассмотрели фискальную регулирующую политику государства с точки зрения кейнсианской теории занятости. Однако кроме фискальной, существует ещё и кредитно-денежная политика, которая в сочетании с фискальной политикой также может использоваться для регулирования экономики. Рассмотрим кейнсианскую точку зрения на кредитно-денежную политику.
За осуществление кредитно-денежной политики в любой развитой рыночной стране отвечает Центральный Банк (или множество Центральных Банков - Федеральная резервная система в США). Центробанк не должен руководствоваться стремлением к прибыли. Его главной задачей является проведение мероприятий в области кредитно-денежной политики, направленных на достижение в экономике полной занятости и низкого уровня инфляции. Кредитно-денежная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объёма производства, занятости и уровня цен. Более конкретно: кредитно-денежная политика вызывает увеличение денежного предложения во время спада для поощрения расходов, и уменьшает денежное предложение во время «перегрева» экономики для ограничения расходов. Прежде, чем перейти к анализу, необходимо сказать, что коммерческие банки, выдавая ссуду, увеличивают денежное предложение в стране. Кроме того, каждый коммерческий банк обязан держать определённый процент от общего количества депозитных вкладов в Центральном Банке. Этот процент называется обязательной резервной нормой. Если коммерческий банк помещает в Центральный Банк сумму, большую обязательной резервной нормы, то этот избыток называется избыточным резервом коммерческого банка. Это важно, поскольку именно на величину избыточных резервов коммерческий банк может выдать ссуду. Отсюда ясно, что Центральный Банк, манипулируя обязательной резервной нормой, может изменять способности банков к кредитованию, и, следовательно, менять величину денежного предложения в стране.