При капитализме производительный работник обязательно должен быть наемным работником. Однако не всякий наёмный работник является производительным работником. «Производительным является лишь такой труд» – говорит К. Маркс, – который прямо превращается в капитал, т.е. такой труд, который делает переменный капитал переменной величиной…»2.
Труд, обменивающийся на доход, не является производительным.
Деятельность домашнего слуги, портного, обслуживающих капиталиста как потребителя, а не как предпринимателя, не есть производительный труд. Артист, работающий у антрепренера, является наемным, но не производительным работником. Своим трудом он не участвует в производстве материальных благ и, следовательно, не создает ни стоимости, ни прибавочной стоимости.
Теория доходов (заработная плата, прибыль, рента). Учение о превращенных формах
Если в I томе «Капитала» К. Маркс анализировал непосредственный процесс производства, а во II томе – процесс обращения капитала, то в III томе оба эти процесса рассматриваются в тех конкретных формах, в которых они выступают на поверхности общества, обнаруживаются в конкурентном борьбе капиталов и отражаются в обыденном сознании агентов капиталистического производства. К. Маркс показывает, что в конкретной капиталистической действительности многие сущностные процессы, описанные им в I и II томах «Капитала» выступают в превращенных формах, т.е. замаскированных, извращающих действительные отношения. Одну из важных превращенных форм К. Маркс исследовал уже в I томе «Капитала». Это относится к заработной плате рабочих при капитализме.
Форма заработной платы создает видимость полной оплаты труда рабочего, она маскирует куплю-продажу рабочей силы. Внешне заработная плата представляется как плата за труд (цена труда), на самом же деле она является лишь ценой товара рабочая сила, формой проявления стоимости этой рабочей силы. Поэтому К. Маркс называет заработную плату превращенной формой стоимости и цены рабочей силы.
В III томе «Капитала» особое значение придается анализу еще одной превращенной формы – прибыли. К. Маркс подробно исследует процесс превращения прибавочной стоимости в прибыль, а также превращение прибыли в среднюю прибыль. Дело здесь в том, что в I и во II томах «Капитала» К. Маркс исходил из предпосылки, что средние цены товаров равны их стоимостям и в этом случае каждый капиталист получает столько прибыли, сколько создано в его предприятии прибавочной стоимости. Однако в развитом капиталистическом обществе средние цены товаров не равны их стоимости, а масса получаемой отдельным капиталистом прибыли находится в соответствии не с количеством наемных рабочих, т.е. не с величиной переменного капитала, а с величиной всего капитала, включая и постоянную его часть. Это противоречие не смогли объяснить даже такие выдающиеся экономисты, как А. Смит и Д. Рикардо, и только К. Марксу это удалось.
Анализируя капиталистические издержки производства (с + v), К. Маркс говорит о том, что эти издержки стирают грани между постоянным и переменным капиталом и тем самым маскируют эксплуатацию наемного труда, затушевывают источник прибавочной стоимости. Последняя выступает как избыток над всеми элементами издержек производства, как порождение всего капитала (постоянного и переменного). Прибавочная стоимость, представленная как порождение всего авансированного капитала, приобретает превращенную форму прибыли.
Другими словами, прибыль представляет собой такую форму внешнего проявления прибавочной стоимости, которая искажает ее действительную сущность, маскируя тот факт, что единственным источником обогащения капиталистов является наемный труд рабочих.
Далее К. Маркс анализирует еще одну превращенную форму – цену производства, равную капиталистическим издержкам производства и средней прибыли. В этом месте Ш тома «Капитала» К. Маркс подробно рассматривает механизмы внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции, рыночную стоимость и рыночную цену, а также спрос и предложение. Это может представлять значительный интерес для современного понимания попыток рыночных преобразований в Российской экономике.
Учение К. Маркса о средней прибыли и цене производства позволило ему провести весьма глубокий и оригинальный анализ торгового капитала и торговой прибыли, распадения прибыли на процент и предпринимательский доход, кредита и фиктивного капитала. Значительный интерес в III томе «Капитала» представляет также учение К. Маркса о превращении добавочной прибыли в земельную ренту, формы этой ренты, а также цену земли.
Суть теории ренты в «Капитале» почти аналогична теории ренты Д. Рикардо. Разница, пожалуй, в дополнении К. Маркса о существовании наряду с «дифференциальной» рентой ренты «абсолютной». Возникновение последней автор «Капитала» связывает со специфически низкой в сельском хозяйстве органической структурой капитала и с частной собственностью на землю. В связи с первым фактором, полагает он, ценность сельскохозяйственной продукции всегда выше ее «цены производства», а в силу второго фактора в сельском хозяйстве не может срабатывать механизм «перелива капитала», который бы довел норму прибыли здесь до среднего показателя. В результате собственник земли получает возможность требовать с фермера-арендатора арендную плату, превышающую естественный уровень ренты, т.е. получать сверхприбыль аналогично той, что приносит при прочих равных условиях лучшее качество (плодородие) земли или разноудаленность земельных участков от рынков сбыта. Остается только добавить, что «марксова теория абсолютной ренты не имеет никакой силы вне рамок его теории прибавочной ценности и вытекающей отсюда необходимости превращения ценности (стоимости) в цену».
Рассматривая особенности воспроизводственного процесса в условиях экономики свободной конкуренции и механизм достижения макроэкономического равновесия и экономического роста, К. Маркс критикует всех кто, следуя СмитуСэю, валовой национальный продукт отождествлял с суммой доходов классов общества. По этой причине, полагает он, их суждения сводились лишь к анализу простого, а не расширенного типа воспроизводства. С учетом этого упущения автор «Капитала» выдвигает собственную схему анализа всех типов воспроизводства, в которой экономика делится на отрасли двух подразделений (по производству соответственно средств производства и предметов потребления).
В концепции простого и расширенного воспроизводства, изложенной в «Капитале» в томе II, из позитивных моментов важно отметить великолепно аргументированную критику вульгарной доктрины экономических кризисов, т.е. кризисов, обусловленных якобы по причине недопотребления, вызываемого недостаточностью совокупного спроса для приобретения товарной массы по ценам не ниже издержек на их производство.
В строгом смысле слова в «Капитале» дана не столько теория кризисов, сколько каузальная (причинно-следственная) оценка накопления капитала и распределения доходов при капитализме, неизбежно приводящих к периодам «общего перепроизводства». Циклический процесс, по Марксу, начинается с подъема, вызываемого ростом совокупного спроса для накопления ради максимизации прибыли, к которой стремятся капиталисты, – это причина; заканчивается цикл спадом, так как растущий в период подъема спрос на труд превышает его реальное предложение и приводит к повышению заработной платы и устранению безработицы, что оборачивается затем снижением нормы прибыли и замедлением накопления – это следствие. И вновь начинается очередной экономический цикл, в течение которого происходит новая переструктуризация экономики, сопровождаемая инвестициями и созданием новых рабочих мест. Пока в процессе накопления не возобладают тенденции нормы прибыли к снижению и никчемности капитальных ценностей, рост резервной армии труда и падение заработной платы и наступит кризисная ситуация.
Ленинская теория монополистического капитализма как развитие экономического учения К. Маркса
Теоретический анализ монополистической стадии в развитии капитализма был всесторонне осуществлен В.И. Лениным в его работе «Империализм, как высшая стадия капитализма». В данной работе было показано, что «свободная конкуренция порождает концентрацию производства, а эта концентрация на известной ступени своего развития ведет к монополии».1
Современная капиталистическая монополия представляет собой, как правило, объединение или соглашение крупнейших предприятий, в руках которых сконцентрированы капитал и производство в масштабах, достаточных для того, чтобы в известных пределах диктовать цены на рынке и тем самым систематически обеспечивать себе сверхприбыль. Основой получения сверхприбыли является высокий уровень концентрации капитала и производства. Монополии сосредотачивают в своих руках и сбыт товаров, и технические достижения, и политическое господство, но основой всего является именно высокая степень концентрации в их руках капитала и производства.
В.И. Ленин подробно показал, как исторически развивались следующие основные формы монополий: картели, синдикаты, тресты, концерны. Различия между этими формами монополий весьма существенны и касаются они, прежде всего степени самостоятельности входящих в соглашения (объединения) предприятий. Так, если в картелях каждый участник продавал продукцию самостоятельно, соглашение касалось лишь общего уровня цен, квот, рынков сбыта и условий найма рабочей силы, то в синдикатах сбыт (продажа) осуществлялся совместно, синдикатской конторой, которая сосредотачивала в своих руках все заказы и распределяла их между участниками объединения соответственно обусловленными квотами. Вступая в тресты, предприниматели утрачивали не только коммерческую, но и производственную самостоятельность. Из владельцев предприятий они превращались в акционеров треста, а их предприятия подчинялись единому управлению.