Контрольная работа по экономике
История экономической мысли
План
1. Экономическая наука в современном мире
2. Эволюция экономической мысли
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Мировая экономика представляет собой многообразие направлений и форм экономического развития. Ее хозяйственная жизнь характеризуется успехами и достижениями, трудностями и проблемами, различием и противоречивостью экономических интересов и концепций.
Содержание экономического процесса мирового развития рассматривается с двух сторон. С одной стороны, ему присущи общие черты и тенденции, с другой, - специфические особенности, проявляющиеся в различных регионах, сферах мировой экономики, в моделях национальной экономики. Современный мир, состоящий из более чем 180 независимых государств, разделен между неодинаковыми социально-экономическими системами, отличающимися целями и механизмами функционирования. К началу ХХI века еще более углубилась социально-экономическая дифференциация его составных частей, представляющих собой страны с развитой, развивающейся рыночной и нерыночной экономикой. Экономические связи складывающиеся в современном мире сформировались в сложную совокупность экономических отношений, затрагивающих жизненные интересы людей во всем мире.
Важную роль играет тенденция к усилению взаимосвязи национальных хозяйств, глобализации финансовых отношений и рынков. Противоречия, возникающие в сфере экономических интересов, не могут служить препятствием на пути развития интеграционных экономических связей между странами.
Усложнение хозяйственных связей современного мира, специфика формирования национальных экономик, проблемы будущего развития человечества обусловили пристальное внимание людей к экономической науке. Роль экономических знаний, экономической науки в управлении экономикой трудно переоценить. Она постоянно возрастает, так как метод проб и ошибок в сфере экономики может дать нежелательные результаты и отрицательно сказаться на развитии общества в целом.
Экономическая теория - строгая и точная наука, оперирующая сложным понятийным аппаратом, способная моделировать и определять экономическую ситуацию. Она не может предугадывать экономические явления и процессы, но поясняет логику развития и характер функционирования экономических систем. Изучение исторических форм экономического развития человеческого общества позволяет узнать устройство экономики, использовать наиболее эффективные средства и способы повышения уровня жизни людей. Экономическая теория учит понимать сложный экономический мир, формирует гражданское сознание, вырабатывает экономический тип мышления. Экономические знания сами по себе не являются залогом успеха в жизни, в предпринимательской деятельности, но они необходимы не только профессионалам. Они помогают преодолеть социальное суеверие, разорительное невежество, приобщают к высокой этике экономических отношений, ибо только разумная и эффективная экономика может быть нравственной.
Все страны, например, существенно различаются по многим параметрам рыночной системы. Нигде в мире нет единой модели рыночных отношений. Опыт западных стран в сфере рынка необходимо приспосабливать к условиям нашей экономики.
Мир состоит из разных моделей экономики. Модель охватывает совокупность близких свойств национально-экономических систем ряда стран со своими целями и задачами, отражает доминирующий в этих странах тип экономической системы. Для формирования устойчивой модели надо не менее 10 лет, далее проявляется ее адаптация к качественно новым условиям и возможная смена модели. Для России актуальным остается вопрос о выборе эффективной модели национальной экономики на перспективу.
2. ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Экономическая мысль уходит корнями в далекую историю. Она возникла и развивалась вместе с развитием человеческого общества. Экономические основы деятельности людей не могли не интересовать мыслителей прошлого. Практически все сколько-нибудь значительные религиозные, литературные, законодательные источники древности содержат элементы экономических знаний. Изложенные в них представления еще не выделились в самостоятельную науку и существовали в рамках не расчлененного общественного знания, ведущей стороной которого была религия.
Первыми экономистами, по выражению К.Маркса были «коммерческие и государственные люди». Их толкали к размышлению над экономическими вопросами практические нужды торговли и государственного управления. Но надо признать, что впервые экономику начали изучать еще в рабовладельческом обществе. Великий древнегреческий мыслитель Ксенофонт (430-355 гг. до н.э.) ввел в оборот название науки «экономика» - по-гречески «йокос» - дом, хозяйство, «номос» - закон, учение. Однако как наука экономическая теория возникла значительно позже.
В древнем востоке в центре экономической мысли находились, главным образом, проблемы организации и управления государственным и царско-храмовым хозяйством. В Китае с возникновением государства и классового общества, расширением товарно-денежных отношений появляются теории направленные на поддержание стабильности в государстве. Они изложены в учении Конфуция (552-479 гг. до н.э.).
Важнейший литературный памятник древней Индии «Артхашастра» (4-3 вв. до н.э.) содержит проблемы стоимости вещей, их цены, а также торговой прибыли. «Артхашастра» призывает царя развивать производительные силы, регулировать цены на товары, создавая товарные фонды, и соблюдать активный баланс государственного бюджета – «увеличение дохода и уменьшение расхода».
В древней Греции наиболее крупные достижения экономической мысли связаны с разработкой проблем натурального хозяйства («Домострой» Ксенофонта), идеального государства («Политика или государство» Платона (427-347 гг.до н.э.)), и элементов товарного хозяйства (Аристотель 384-322 гг. до н.э.).
Важной проблемой, которую разрабатывала экономическая мысль античности, было рабство. Взгляды на этот вопрос варьировались от полного оправдания его как «удела варваров», «одушевленного орудия труда», «имущества приносящего доход» (в трудах Аристотеля), до признания принципиального равенства между людьми (в произведениях раннего христианства).
В эпоху феодализма представление об общественных отношениях формировались под влиянием писания в рамках канонического права. положительным следствием этого стало преодоление на основе христианского вероучения презрительно отношения к труду которое сложилось в античный период.
В ХVII-XVIII веках определились направления экономической мысли, среди которых на начальном этапе выделялись меркантилисты и физиократы.
Меркантилизм. Меркантилизм (от итальянского «mercante» - торговец) возник как течение экономической мысли, как теоретическая школа на базе первоначального накопления капитала. Весь XVII век заполнен трактатами о том, как отдельная страна может обогатиться, торгуя с другими странами. Сущность теории заключалась в определении закономерностей, происходящих в сфере обращения - денежном обороте и торговле. Торговлю меркантилисты считали источником богатства нации, а само богатство отождествляли с деньгами, провозглашая главной целью политики государства накопление денег. Богатство страны рассматривалось как результат неэквивалентного обмена. Выразителем идей меркантилистов был француз Антуан Монкретьен (1575-1621). Когда однажды ему понадобилась найти название для книги об управлении хозяйством целой страны, он придумал термин «политическая экономия» и изложил свои мысли в “Трактате политической экономии” (1615 г.).
Меркантилисты отстаивали теории денежного и торгового балансов, обосновывали политику, направленную на увеличение денежного богатства, на торговлю, приносящую как можно больше денег. Политическую экономию они рассматривали как науку о торговом балансе. Производительным объявляли только такой труд, результат которого при вывозе за границу давал больше денег, чем стоил.
Заслуга меркантилистов в том, что они открыли дорогу новому экономическому мышлению. Их политика состояла в поощрении развития промышленности, с помощью которой добывались деньги, в протекционизме, экспансии торгового капитала, захвате колоний. Для реализации этих мер они требовали увеличить налогообложение.
Недостатки учения меркантилистов очевидны, так как в процессе торговли, обмена товарами при посредстве денег богатство не создается. Источником его является производство. Неравный, неэквивалентный обмен определяет лишь характер перераспределения средств и к обогащению не ведет.
Но экономическая мысль уже была поставлена перед вопросом об источнике общественного богатства. В поисках ответа на него определилась такая экономическая школа как физиократы (термин образован от греческих слов, обозначающих “власть природы”). В отличие от меркантилистов физиократы источником общественного богатства считали производство, но только лишь сельскохозяйственное. Возглавил школу физиократов представитель французской классической политической экономии Франсуа Кенэ (1694-1774), создавший первую макроэкономическую модель. Он рассмотрел процесс воспроизводства и реализации общественного продукта как непрерывный процесс.
Физиократы считали задачей производства создание изобилия “произведений земли”. Они предлагали проводить реформы в экономике с сохранением господства земельной собственности, чтобы избежать потрясений при переходе к новому общественному строю.
По сравнению с меркантилистами взгляды физиократов оказались прогрессивнее, так как они вплотную подошли к правильному определению источника общественного богатства. Физиократы выступили за свободу торговли, конкуренции, единое налогообложение, требовали гарантий частной собственности от феодального произвола и ограничений, доказывали экономическую несостоятельность феодального строя.