3.2 Модель Домара
Рассматривая модель Во-первых, это отклонения спроса от предложения и наоборот на длительных отрезках времени. Во-вторых, это отклонения, связанные с изменениями спроса на оборудование, сооружения, строительные материалы и т.п. Эти отклонения преодолеваются в рамках промышленных циклов средней продолжительности. В-третьих, это длительные отклонения от равновесия, продолжительность которых составляет 40—60 лет. Домара, отметим, что в ней, в отличие от первоначальных кейнсианских моделей, инвестиции — фактор создания не только дохода, но и новых мощностей. Динамическая сбалансированность спроса и предложения, по Домару, определяется динамикой капитальных вложений, которые образуют новые мощности и новые доходы. Следовательно, задача сводится к определению объема и динамики инвестиций. Домар предложил для решения систему из трех уравнений: уравнение предложения, уравнение спроса, уравнение спроса и предложения совместно.
Уравнение предложения: dX = Iσ , где X— прирост производства, I — объем капитальных вложений, σ — средняя производительность капитальных вложений. 1 : Х — составляет прирост продукции за счет единицы капитальных вложений. В этом уравнении учитываются НТП, занятость, природные ресурсы.
Уравнение спроса: М= d x I / α , где α — средняя склонность к сбережениям, обратная величина которой определяет величину мультипликатора. В данном уравнении учитывается лишь прирост инвестиций.
Основное уравнение макроэкономического равновесия — равенство между приростом доходов и приростом производства:
d x I / α = I σ. Исходя из него, получаем норму роста капитальных вложений. Модель Домара однофакторная и однопродуктовая: в ней учтены лишь инвестиции и один продукт.
3.3 Модель Харрода
Развитием модели Домара выступает модель Харрода. Как и в предыдущей модели, норма уравновешенного роста является функцией соотношения поста походов и капитальных вложений, что дает повод называть эти модели моделями Харрода— Домара. Однако если модель Домара базируется на использовании мультипликатора, то в основе модели Харрода лежит теория акселератора, и, следовательно, она определяет норму сбалансированного роста доходов, с которой связаны капитальные вложения. Модель Харрода позволяет на базе теории акселератора исследовать инвестиционные решения предпринимателей, где а — ускорение. Харрод исходит из двух посылок. Во-первых, накопление представляет постоянную долю национального дохода, оно растет темпами, равными темпами роста доходов, предельная и средняя склонность к накоплению равны между собой. Во-вторых, объем осуществляемых капиталовложений есть функция прироста дохода или спроса между двумя периодами. Согласно основному уравнению Кейнса, для равновесия сумма сбережений должна быть равна сумме инвестиций. Отсюда следует, что норма роста, умноженная на капитальный коэффициент, равна удельному весу накоплений в национальном доходе.
Для различных норм роста Харрод выдвигает следующее положение: система свободного предпринимательства (к которой идет наша страна) будет эффективно функционировать, если доходы будут расти ускоренными темпами. Инвестиции должны предвосхищать динамику потребительского спроса. Равновесие по этой модели весьма неустойчиво. Отсюда следует, что необходимо вмешательство государства через финансовую политику. Модель Харрода послужила толчком для разработки моделей Д.Хикса, Р.Гудвина и др.
3.4 Неоклассические модели
Неоклассические модели в условиях уравновешенного спроса внесли изменения капитального коэффициента. Соотношение капитал/производство становится гибким вследствие того, что неоклассические модели учитывают не один, а два производственных фактора, и предполагают их взаимозаменяемость. Рост ВНП становится возможным за счет различных комбинаций производственных факторов. Естественно, что неоклассические модели эффективны при совершенной конкуренции, хотя они в то же время рассматривают и отклонения от нее.
3.5 Производственная функция
Среди аналитических инструментов неоклассических моделей главное место принадлежит производственной функции. В конце 20-х годов экономист П.Дуглас и математик Х.Кобб (оба — США) обработали три временных ряда характеристик американской обрабатывающей промышленности за 1899—1922 гг., рассмотрев рост основного капитала, количество отработанных часов и объем производства. За выделенный период основной капитал вырос в 4 раза, капиталовооруженность — в 2,7, число отработанных часов — в 1,61, а физический объем производства — в 2,4 раза. Исходя из того, что производственная функция должна быть линейной и гомогенной, они предложили следующую эмпирическую формулу: у = 1,01 x Lα x Kβ, где у — объем производства; L — затраты труда; α и β — степенные коэффициенты. Дальнейшие расчеты дали значения α = 3/4, β = 1/4. Примерно такие же значения приводятся в учебнике “Экономикс” П.Самуэльсона и В. Нордхауса. Расчеты по обрабатывающей промышленности СССР за 1961—1970 гг. дали следующие значения: α = 0,72 и β = 0,28. Степенные показатели означают, насколько увеличится объем производства, если соответствующий производственный фактор увеличится на 1%.
Важнейшие черты функции Кобба—Дугласа при интерпретации ее в неклассическом духе можно сформулировать следующим образом; 1) предполагается постоянство прибыли и удельных расходов, отсутствие накопления, сумма эластичности производства (труд и капитал) равна единице. Степень взаимозаменяемости факторов колеблется от 0 до 1 и обычно менее единицы. Пределы взаимозаменяемости определяет данный уровень технического развития; 2) теоретически возможна безграничная замена труда капиталом; 3) функция не учитывает изменения качества производственных факторов, т.е. технический прогресс элиминирован. Отсюда можно сделать вывод, что функция приемлема лишь для экстенсивного экономического роста.
4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В своем Послании Федеральному Собранию в мае 2002 года Президент Российской Федерации подчеркнул: «…чтобы обеспечить достойный уровень жизни наших граждан, чтобы Россия оставалась весомым и полноценным членом мирового сообщества, была сильным конкурентом, наша экономика должна расти куда более быстрыми темпами».
В результате длительного системного кризиса, затронувшего государственные основы, общественные устои и экономическую систему, Россия в значительной степени уступила свои позиции, как на отдельных рынках, так и в целом по макроэкономическим и социальным показателям.
Дерегулирование, резкая либерализация экономики, разрыв хозяйственных связей вызвали глубокое падение в первой половине 90-х. В 1992 году ВВП России составлял 81,2% к уровню 1990 года, а в 1994 - 64,7%. К 1998 году валовой внутренний продукт Российской Федерации упал более чем на 40% по сравнению с 1990 годом, а индекс физического объема промышленного производства составил менее половины от уровня 1990 года. Больше других пострадали отрасли конечного потребления – машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность.
С 1999 года начался рост экономики страны. Индекс физического объема производства по промышленности в целом составил в 1999 году 111% к уровню 1998 года. За период с 1999 по 2002 годы индекс физического объема промышленного производства вырос на 21%, а ВВП - более чем на 18% и в 2002 году составили, соответственно, 62,5% и 72% к уровню 1990 года.
Динамика экономического роста в РФ (1992 – 2004 годы):
…1997 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
50 % | 100,4 | 101,5 | 108,0 | 105,6 | 104,5 | 107,3 | 106,9 | ? |
Кажущиеся неплохими темпы роста российской экономики в последние годы не могут, однако, считаться удовлетворительными. Во-первых, рост во многом обусловлен мировой конъюнктурой. Во-вторых, не следует забывать, что он происходит на фоне допущенного ранее огромного падения экономики. В-третьих, жизненный уровень населения продолжает оставаться крайне низким.
В 2001 году по оценкам Международного валютного фонда ВВП на душу населения в Российской Федерации[1] составлял чуть более 41% от среднемирового показателя[2]. Сложившиеся в 2002 (104,3% по оценке Госкомстата России) и прогнозируемые на дальнейшие годы темпы роста ВВП России (103,5-104,4% в 2003 и 107% в 2004 году) ниже темпов роста развивающихся стран.
В условиях существенного технологического и экономического отставания России от развитых стран перед ней встает задача догоняющего развития. При этом речь идет не о копировании уже пройденных развитыми экономиками стадий, а о скорейшей ликвидации разрыва в показателях уровня жизни, эффективности экономики и других индикаторах качества развития общества.
Ситуация осложняется тем, что решать эту задачу приходится в условиях ускоренного перехода развитых стран к постиндустриальному типу воспроизводства и глобализации мировой экономики. Следует учитывать и тот факт, что сам процесс роста по природе своей нестационарен, и «догоняющий» должен прогнозировать изменение ситуации во времени.
4.2 Экономика России сегодня
К сожалению, новейшая история поставила нас в невыгодные условия "догоняющего развития". В этой ситуации России в первую очередь необходимо преодолеть периферийный характер своей экономики и реализовать все свои конкурентные преимущества. Это наличие богатейших природных ресурсов, огромная территория и особое географическое положение, которое позволяет планировать создание международной транспортной и коммуникационной инфраструктуры. Это и сохраняющийся кадровый и научно-технический потенциал, высокое качество человеческих ресурсов, развитие которых - один из важнейших факторов устойчивого роста экономики постиндустриального типа. Это, наконец, общепризнанные культурные достижения. Но для того, чтобы реализовать эти преимущества, необходимо добиться нового уровня и качества государственно-политического управления.