Смекни!
smekni.com

Капитал и доходы в теневой экономике (стр. 2 из 2)

В начале 60-х годов с принятием Программы КПСС обозначилось резкое негативное отношение к этой сфере, в результате чего численность занятых в кустарно-ремесленных производствах только в Узбекистане не достигала и 0,1% от общей численности занятых в народном хозяйстве. Далее эта группа вообще перестала фиксироваться госстатистикой, как несуществующая.

Возникший экономический кризис (тогда официально не признанный) в середине 70-х годов вынудил власти "реабилитировать" личное подсобное хозяйство граждан, которое в то время стало для многих основным источником существования. Советом Министров СССР в 1976 году была дана новая редакция данного Положения. И, наконец, в 1977 г. в статье 17 Конституции СССР законодательно было разрешено заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения, а также других видов деятельности, основанных исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Однако фактически данное положение не оказало должного эффекта, и индивидуальный сектор до середины 80-х годов оставался в "тени".

С середины 80-х годов из-за высоких налогов частники в основной массе просто вновь переходили на нелегальную или нерегистрированную деятельность. То есть значительную часть своих товаров и услуг не фиксировали в отчетностях. Если в начале "перестройки" индивидуалы в СССР скрывали 1/4 часть произведенной в собственных хозяйствах продукции или услуг, то к концу - уже 2/4. В начале 90-х годов сумма неучтенных услуг и товаров оценивалась в 65-75% от общего числа.

В середине 80-х годов доля правонарушений в кооперации составляла в общем объеме преступности в сфере экономики около 3-4%. Доля же нетрудовых доходов кооперативов в общем объеме доходов теневой экономики равнялась около 5%, что сопоставимо было с удельным весом кооперации в экономике СССР.

Как показывает анализ, формирование в то время кооперативов при государственных предприятиях задумывались чаще как ширма для перекачки государственных средств в личные карманы тенекратии.

По расчетам российских экспертов, криминальные доходы в странах СНГ в экономической сфере составили в 1993 году около $200 на душу населения, тогда как в среднем по миру - не более $100. Кроме того, в странах Содружества криминальная экономика в 1994 году стала также одним из самых значительных каналов перераспределения ВВП. Кроме того теневая экономика стала весьма существенным инфлятогенным фактором.

Далее необходимо рассмотреть несколько примеров получения теневых доходов.

Адвокаты, юристы, нотариусы - те группы специалистов, которые нередко включены в неформальную деловую сеть. По отзывам респондентов, в большинстве случаев, это происходит автоматически в силу специфики профессии и возможности оказания неформальных услуг. Во многом деловую направленность деятельности адвоката определяет как его профессиональная подготовленность, так и личностные качества. И, кроме всего прочего, наличие обширных заделов доверия в нужных структурах и постоянная готовность к обретению новых.

Огромную роль в карьере адвоката, к сожалению, играет клановость, которая фактически является аналогом обычной деловой сети, используемой в бизнесе. Это поддерживает необходимую корпоративность как систему контроля и защиты, но с другой стороны - подменяет профессиональные навыки и юридические способы решения споров, превращая их в бизнес, способ незаконного обогащения. Неформальные практики альтернативных форм расчетов в адвокатуре - недостаточно изучены. Использование схемы «подмены» ордеров, когда адвокат приглашается в процесс знакомым лицом, ведущим следствие в порядке статьи 49 УПК РФ (ныне ст.51 УПК РФ), а фактически адвокат, получив деньги у клиента, исполняет свои обязанности на договорной основе.


Заключение

Имеют место случаи передачи денежных сумм за принятие надлежащего судебного решения. С этой практикой тесно связаны поведенческие практики адвокатов, которые объективно образуют состав мошенничества, когда под действия чиновника и принятию с его стороны благоприятного решения, с клиентов берутся крупные денежные суммы, которые впоследствии присваиваются.

Специфической особенностью применяемых схем, является использование фирм-«однодневок», на которые и замыкаются возможные нестыковки товарных и финансовых потоков. Безнаказанное функционирование этих фирм сформировало мнение в среде предпринимателей как узаконенный вид «игр с государством», что само по себе, по мнению 80% респондентов, является необратимым явлением, поскольку уход от налогов воспринимается не иначе как рациональное поведение хозяйствующего субъекта в условиях повышенной нестабильности и рисковости экономики.

Таким образом, в числе факторов ограничивающих применение выше перечисленных схем, можно выделить лишь технические трудности: размер предприятия, географическое удаление контрагентов, лимит сделки.


Литература:

I. Основная литература:

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. № 27.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. от 05.02.2007 г.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Cт. 3301.

3. Голованов Н.М., Перекислов В.Е., Фадеев В.А. Теневая экономика и легалазация преступных доходов. СПб., 2003.

4. Макаров Д.Г. Теневая экономика и уголовный закон. М., 2003.

5. Попов Ю.Н., Тарасов М.Е. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства. М., 2005.

II. Дополнительная литература:

1. Ценова Т.Л. Понятие, состав и виды коммерческого мошенничества // Российский судья. 2004. № 4.

2. Горелов А. Незаконное предпринимательство и мошенничество // Законность. 2004. № 3.

3. Яковлева Р.Р. Офшорные зоны и теневая экономическая деятельность // Банковское право. 2005. № 3.

4. Голованов Н.М., Перекислов В.Е., Фадеев В.А. Теневая экономика и легализация преступных доходов. СПб., 2003.

5. Подольный Н., Подольная Н. Теневая экономика и организованная преступность: проблемы определения размеров и динамики развития // Уголовное право. 2006. № 1.