Смекни!
smekni.com

Капитал и предпринимательство (стр. 3 из 6)

В условиях товарного производства, особенно рыночной экономики, необходимый и прибавочный продукт приобретают стоимостную форму, выступают в виде стоимости рабочей силы и прибавочной стоимости.

Величина чистого дохода предпринимателя обусловлена не только величиной прибавочной стоимости, сложившейся за счет наемного труда. Так может быть лишь в том случае, когда индивидуальные затраты труда на предприятии совпадают с общественными, а последние - со стоимостной оценкой продукта потребителями, другими словами, когда индивидуальная стоимость продукта капитала равняется его рыночной цене. Однако такой случай является исключением, а не правилом в конкурентной экономике. Следовательно, произведенная прибавочная стоимость чаще всего не будет совпадать с фактически полученным чистым доходом, а будет большей или меньшей, нежели он.

Основные положения теории прибавочной стоимости сформулированы К. Марксом. Сущность его концепции можно коротко представить так:

условием производства прибавочной стоимости является полное отчуждение наемного работника от средств производства, вследствие чего полностью меняется соотношение между живым и овеществленным трудом: не производитель потребляет средства производства, а наоборот, средства производства "потребляют" производителя;

1) отчуждение работника от средств производства и управления процессом производства приводит к тому, что последний как будто не имеет никакого отношения к результату своего труда - товару. Товар, произведенный наемным работником, становится частной собственностью хозяина средств производства;

2) все это дает возможность собственнику капитала, реализуя продукцию, выплачивать наемному работнику лишь часть созданной им стоимости, присваивая излишек над стоимостью необходимого продукта - прибавочную стоимость;

3) поскольку пределов для возрастания капитала нет, собственник капитала всячески пытается увеличить свою долю в новой стоимости, т. е. усиливает эксплуатацию рабочей силы, вследствие чего положение работника со временем ухудшается как абсолютно, так и относительно.

Можно считать, что эти основные положения исходили из реального положения непосредственного производителя в период свободной конкуренции (том 1 "Капитала" вышел в свет в 1867 г.). Вместе с тем дальнейший ход событий показал, что в процессе производства прибавочной стоимости происходят существенные изменения.

Во-первых, изменилась роль субъективного фактора в процессе производства: если во времена К. Маркса результаты производственной деятельности обусловливались тем, насколько эффективно средства производства "потребляли" рабочую силу, то теперь они все больше зависят от того, как их использует работник, насколько он заинтересован в эффективном производстве.

Во-вторых, произошли радикальные изменения в структуре наемного персонала: резко уменьшилась доля работников, занятых физическим трудом (а именно такой труд выполняло большинство работников в XIX в.) и изготовлением материальных благ, одновременно резко возросла доля работников, занятых духовной, творческой деятельностью и производящих не материальные блага, а услуги, идеи, новые знания. Доля работников, занимающихся преимущественно творческим трудом, а следовательно, требующих более высокого уровня образования, в США равна 44 процентам, Германии - 40, Великобритании - 50, Японии - 45 процентам и имеет четкую тенденцию к дальнейшему росту. В соответствии с некоторыми прогнозами после 2000 г. практически все дополнительные рабочие места в промышленно развитых странах будут заполняться работниками только с высшим образованием.

В-третьих, коренным образом изменились отношения между наемным работником и собственником капитала в процессе производства. Современное высокотехнологичное оборудование требует добросовестной профессионально компетентной работы персонала, а научно-техническое творчество - полета мысли, не сдерживаемого настоятельными повседневными заботами о хлебе насущном. Для стимулирования творческого вклада в результаты работы предприятий во многих компаниях, достигших всемирного признания в качестве лидеров технического прогресса, практикуется распространение среди работников акций предприятия, развивается система участия в прибылях и управлении производством. Многочисленные западноевропейские и североамериканские компании стремятся позаимствовать накопленный в японских корпорациях опыт создания "корпоративной семьи". Таким образом, степень отчужденности производителя от средств и результатов производства сравнительно с условиями XIX в. заметно снизилась, а распределение новой стоимости стало более благоприятным для него. Об этом свидетельствуют как повышение благосостояния большей части наемных слоев общества, так и возрастание доли оплаты труда в национальном доходе, исходя из расчетов на основе производственной функции факторов, т. е. влияния всех факторов производства на рост национального дохода (в США - 60, в Японии - 75 процентов).

К этому можно добавить также существенные сдвиги в отношениях собственности. Если во времена К. Маркса собственником капитала был индивидуальный капиталист, то теперь все чаще речь идет о институционализации собственности, прежде всего в крупных компаниях. Так, среди акционеров резко возрастает доля институтов - банков, пенсионных фондов, других юридических лиц. В США соотношение между стоимостью акций, находящихся в руках юридических, с одной стороны, и физических лиц - с другой, составляет 1:1, в странах Западной Европы оно выше, в Японии - 7:3. Следовательно, собственность на средства производства становится анонимной, деперсонифицированной.

Все это касается стран, в которых во времена К. Маркса бурно развивалось предпринимательство в производстве. Теперь их называют промышленно развитыми, в них утверждается социально ориентированное рыночное хозяйство. Страны, принадлежащие к развивающимся, и теперь применяют описанные в "Капитале" методы эксплуатации наемных работников.

Поскольку прибавочную стоимость создает рабочая сила, то возрастание капитала следует измерять отношением прибавочной стоимости к переменному капиталу:

т =

100

Таким образом, норма прибавочной стоимости, в отличие от нормы прибыли, характеризует возрастание не всего капитала, а лишь его переменной части, что следует из анализа процесса производства прибавочной стоимости.

Норма прибавочной стоимости является относительным показателем. Абсолютная ее величина (масса) может быть определена умножением нормы прибавочной стоимости на величину переменного капитала:

М = m'v или М = kvn,

где k - средняя норма прибавочной стоимости; v - средняя стоимость единицы рабочей силы; п - количество наемных работников.

M= 2,17·6000·10=130000 ден. ед.

Поскольку целью предпринимателя является получение прибавочной стоимости, он стремится получить ее в как можно в большем объеме. Для увеличения массы прибавочной стоимости проще всего нанять по той же ставке месячной оплаты (6000 ден. ед.) дополнительное количество работников. Пусть количество занятых в нашем примере увеличится на 50 процентов и достигнет 15 чел. Это, на первый взгляд, позволит увеличить производство прибавочной стоимости на 50 процентов, т. е. до 130000 + 65000 = 195 000 ден. ед. Однако для этого необходимы не только средства на увеличение фонда заработной платы, но и дополнительный постоянный капитал для оборудования новых рабочих мест и приобретения большого объема комплектующих изделий, материалов и т. п., т. е. для увеличения на 50 процентов массы прибавочной стоимости необходимо соответственно увеличить весь авансированный капитал. Заметим, что это увеличение будет несколько меньшим, чем процентное возрастание переменного капитала, потому что будут экономиться те элементы постоянного капитала, в росте которых нет необходимости (например, если дополнительные работники будут размешены на тех же производственных площадях) или темпы роста которых будут отставать от роста фонда заработной платы, например, по условно-постоянным затратам, в частности затратам на управление и др.