В общем, В.И. Голдин довольно много своих работ посвятил теме интервенции на Севере России. Среди его работ нужно назвать "Контрреволюция на Севере России и ее крушение", "Гражданская война в России и на Русском Севере" и многие другие.
Большой интерес представляет сборник под редакцией Голдина "Белый Север 1918 –1920 гг." Сборник включает в себя воспоминания руководителей и видных участников антисоветского движения на Севере России: Миллера, Марушевского, Игнатьева, Зеленова, Добровольского, Соколова и др. Материалы, приведенные в книге, позволяют лучше понять психологию, атмосферу белого лагеря.
В своей последней монографии "Россия в Гражданской войне" (2000 г.) Голдин исследует развитие новейшей отечественной и зарубежной историографии Гражданской войны в России, выделяет и анализирует ее основные тенденции, дискуссионные проблемы.
Также заслуга в изучении темы Гражданской войны и интервенции на Севере России принадлежит М.И. Шумилову. В 1992 г. в Петрозаводске вышел историографический очерк М.И. Шумилова "Октябрь, интервенция и Гражданская война на Европейском Севре России", где он впервые дал анализ вышедшей после войны литературы по названной теме. Автор проследил процесс накопления данных о событиях 1917 –1920 гг. и дал им оценку. Историографическое исследование охватывает 20е – 80е года.
В 1995 г. появился сборник "Интервенция на Северо-Западе России"[20]. Книга явилась первым в историографии исследованием интервенции на Северо-Западе России в 1917-1920 гг. Политика интервенции охарактеризована с учетом предыстории ее становления, уходящей корнями в годы Первой мировой войны.
Интерес для исследователей историографии иностранной интервенции и Гражданской войны представляет сборник "Гражданская война в России и на Русском Севере: проблемы истории и историографии", вышедший в Архангельске в 1999 г. Здесь содержатся статьи В.И. Голдина "Гражданская война в России в современной историографии", Е.И. Овсянкина "Русский Север: первая четверть ХХ века. Проблемы историографии" и других исследователей. Овсянкин выделяет пять периодов развития историографии иностранной интервенции и Гражданской войны и особенности изданной литературы.
Как видно из обзора историографии интервенции на Севере России, книг посвященных данной теме сравнительно немного. В основном этот вопрос затрагивается исследователями в каком-либо обобщающем труде о Гражданской войне, где события на Севере упоминаются лишь вскользь. Но несмотря на это, все же можно назвать по крайней мере трех историков, занимающихся этой проблемой: М.И. Шумилов, В.И. Голдин и Е.И. Овсянкин. Они внесли серьезный вклад в изучение интервенции на Русском Севере.
На основе изученной автором литературы можно сказать, что по истории Гражданской войны и иностранной интервенции на Европейском Севере в 1918-1920 гг. мы имеем достаточно полное представление о характере и целях иностранного вмешательства во внутренние дела. Однако оценка фактического материала дается разная. В данной работе мне хочется дать более объективное освещение накопленного материала и показать, насколько оправданной была военная акция Англии, США, Франции на Севере России в период Гражданской войны.
Глава I
Начало иностранной интервенции на Севере.
Станицы истории Гражданской войны в России, унесшие миллионы человеческих жизней и уничтожившие накопленные веками материальные и культурные ценности, притягивают внимание и остаются актуальными и сейчас, когда минуло почти восемь десятилетий. За этот период было издано более 15 тысяч книг[21].
Для уяснения фактической стороны дела, главным образом автор использует труды В.И. Голдина "Интервенция и антибольшевистское движение на Руссом Севере 1918 – 1920 гг., "Интервенты или союзники? Мурманский "узел" в марте-июне 1918 г.", Н.Е. Какурина "Как сражалась революция" в двух томах, Г.Г. Алахвердова "Краткая история Гражданской войны в СССР", А.А. Киселева и Ю.Н. Климова "Мурман в дни революции", Б.И. Марушкина "США: стратегия интервенционизма", Э. Ротштейн "Когда Англия вторглась в Советскую Россию", М.И. Шумилова "Октябрь, интервенция и Гражданская война на Европейском Севере России".
Использовались также документы "Северный фронт 1918-1920 гг." и "Карелия в период Гражданской войны и иностранной интервенции 1918-1920 гг.", сборник воспоминаний "Белый Север". Документы дают возможность не только проследить ход основных событий борьбы за Советский Север, но и осветить ряд недостаточно исследованных вопросов.В них имеется материал о политике и действиях интервентов и белогвардейцев на временно оккупированных территориях. Представлены источники, характеризующие роль правящих кругов США, Англии, Франции в организации интервенции на Севере.
В каждом из районов России Гражданская война имела свои особенности. Северный фронт не относился к числу главных, где решался ее исход. И вместе с тем Север стал плацдармом союза держав Антанты. Интервентов привлекало наличие здесь портов Архангельского и Мурманского и близость их к Центральной России.
Октябрьская революция и строительство нового, социалистического общества оказали огромное воздействие на международное рабочее движение. Во многих капиталистических странах поднялась волна революционных выступлений. Империалисты пристально наблюдали за событиями, происходившими в тот период в России. Организатором борьбы против Советского государства стала наиболее мощная группировка империалистических держав - Антанта[22]. План вооруженной интервенции против Советской России возник у империалистов сразу же после октября 1917 г. Однако двинуть свои войска в нужном количестве для свержения Советской власти они не могли. Мировая война еще продолжалась. Все же Франция, Англия, США и Япония усиленно разжигали Гражданскую войну, оказывая всякую помощь белогвардейским военным формированиям.
Первым плацдармом и испытательным полигоном военно-политического союза держав Антанты стал Русский Север. Контрреволюционные силы видели свою опору в блоке держав Антанты[23].
Вторжение иностранной интервенции обуславливалось экономическими и политическими причинами. Особенно живой интерес северный регион вызывал у Великобритании. Многолетние экономические связи соединяли Север с Западной Европой. Большая часть заготавливаемой здесь древесины вывозилось за границу, в основном в Великобританию. Накануне революции иностранцы владели 27 из 47 лесозаводов Архангельской губернии, им принадлежало 7 из 10 млн. рублей основного капитала "Союза архангельских лесопромышленников". В годы Мировой войны через Север и Дальний Восток шло союзное снабжение русской армии. Доставка грузов в северные порты была наиболее удобной. Всего было доставлено северным путем примерно 5 млн. т военного снаряжения и других грузов, судьба которых чрезвычайно волновала союзников.[24]
Военное присутствие и влияние Антанты на Севере России неуклонно возрастало. 23 декабря 1917 г. в Париже была подписана секретная англо-французская конвенция о разделе "сфер влияния" в европейской части России и в "районах будущих операций союзных войск". В основу этого соглашения были положены экономические интересы союзных стран.
Английскую зону составляли: Кавказ, Дон, Кубань, а французскую – Украина, Бессарабия, Крым. Таким образом, это был не только план военного вторжения, но и дележка еще не осуществленных завоеваний. В соответствии с данной договоренностью, Северная Россия попала под влияние Англии.
Не менее важной причиной вмешательства интервентов были огромные природные богатства Севера, прежде всего лес, а также стратегическое положение таких пунктов, как Мурманск и Архангельск[25]. Один из исполнителей плана оккупации Севера генерал Пуль писал в январе 1918 г. в Лондон о том, что укрепившись в Архангельске, английской правительство могло бы получить большую прибыль, используя лес и обладая двумя северными портами.
Английский генерал Айронсайд причиной появления союзников на Севере России называл реальную опасность со стороны Германии. Брест-Литовский мирный договор оказал, по его мнению, губительное влияние на союзников. Немцы теперь могли куда угодно перебросить большое количество войск с запада на восток, что серьезно осложнило бы ситуацию во Франции. А когда было обнаружено, что в Финляндии под предлогом помощи белофиннам, находится немецкая армия под командованием генерала фон дер Гольца численностью 55 тысяч, ничто не могло предотвратить союзнической интервенции. Если бы немцы создали в Мурманске базу для своих подводных лодок, то вся сложная оборонительная система англичан у Па-де-Кале была бы опрокинута.
Командующий американскими войсками У.П. Ричардсон видит причины интервенции в Россию в следующих событиях. После революции стало очевидным преобладающее влияние Германии на положение дел в России. Русские настояли на том, что бы все снаряжение союзников было вывезено из Владивостока и северных портов, но не дали обещания, что это снаряжение не будет передано Германии. Они создали Чрезвычайную Комиссию по эвакуации в Архангельске, что бы отправить снаряжение в глубь страны. Провоз снаряжения, текстиля и других материалов на Украину и иные регионы контролировалось немцами весной – летом 1918 г. Исходя из данной ситуации было принято решение об интервенции.
В официальной мотивации союзников центральное место уделялось их моральным обязательствам перед русскими, их долгом спасти от произвола большевизма. Но в действительности политические, антибольшевистские мотивы определяли цель союзной интервенции. Экономический фактор сыграл не менее важную роль для союзников России.