Смекни!
smekni.com

Конкурентные позиции предприятий горно-металлургического комплекса Украины (стр. 3 из 5)

Инновационный путь развития, осуществляемый менеджментом российских металлургических комбинатов, обусловливает повышение квалификации сотрудников всех звеньев управленческой системы, а также активизацию роли научного обеспечения производства. Опосредованными подтверждениями этого являются значительное увеличение количества публикаций результатов научно-исследовательских работ, выполненных в центральных заводских лабораториях, и довольно высокий научный уровень исследований. Украина в этом аспекте им несколько уступает.

Отмеченные выводы представляют собой главные факторы, аргументы для моделей оценки конкурентного потенциала и устойчивого конкурентного преимущества предприятий ГМК Украины и России. Для модели определения соответствия предприятия требованиям потребителей рассмотрим индикаторы аспектов «рынок», «потребители» и «конкуренты» (см. рис., II уровень модели интегральной оценки КПП).

Рынок металлопродукции по расположению делится на внутренний (внутри собственного государства) и внешний (ближнее и дальнее зарубежье). В связи с тем, что Россия имеет значительно больший промышленный потенциал, чем Украина, ее рынок металлопродукции в несколько раз превышает украинский как по объемам, так и по номенклатуре. Для примера достаточно отметить, что Россия в отличие от Украины имеет мощное автомобилестроение, потребляющее значительное количество изготавливаемой высококачественной тонколистовой стали. ГМК Украины отгружает лишь 20% металлопродукции на внутренний рынок, а 80% экспортирует. В России это соотношение составляет примерно 50/50. Ожидается что в 2010–2015 гг. потребление стали в России увеличится в полтора раза, с нынешних около 40 млн. т в год до 60–65 млн. т, а доли сортового и листового прокатов в этом объеме будут примерно одинаковыми. Можно не сомневаться, что россияне не отдадут свой внутренний рынок стального проката иностранным производителям, а свой экспорт, в том числе в Украину, будут наращивать. Подтверждением этого служит тот факт, что в 2006–2007 гг. объемы экспорта украинской металлопродукции в страны СНГ уменьшились на 5–7% по сравнению с 2004 г. В I полугодии 2008 г. поставки российской металлопродукции в Украину увеличились почти в полтора раза, а украинской в Россию – уменьшились на 20%. Россия – главный торговый партнер Украины среди государств СНГ, ее доля составляет 62% в общей структуре экспорта украинского металлопроката в СНГ. Безусловно, разные металлургические комбинаты России имеют неодинаковые объемы внутреннего и внешнего рынков. Магнитогорский комбинат на внутренний рынок отгружает около 65% своей продукции, комбинат «Северсталь» свою продукцию распределяет между внутренним и внешним рынками примерно поровну, Новолипецкий в большей мере ориентируется на внешний рынок. Но и у него доля внутреннего рынка в 1,5–2 раза больше, чем доля внутреннего рынка у комбинатов «Запорожсталь» и имени Ильича.

Благодаря развитому внутреннему рынку металлопродукции российские комбинаты в условиях мирового экономического кризиса имеют меньшие потери, чем украинские. Несмотря на то, что внутренний рынок России снизил объемы потребления металлопродукции примерно на 25%, Новолипецкий комбинат к концу октября 2008 г. уменьшил производство на 45–50%, а Магнитогорский и «Северсталь» – примерно на 30%. Ситуация на украинских комбинатах значительно хуже. Металлурги Украины могут надеяться лишь на то, что объем производства толстого листа, который традиционно занимает первые позиции (25%) в экспорте украинского металлопроката в страны СНГ останется на том же высоком уровне, поскольку в Украине эксплуатируются три современных толстолистовых прокатных стана (» 3000» на Мариупольском имени Ильича и Алчевском комбинатах и стан «3600» на «Азовстали»).

Как уже отмечалось, украинские металлопроизводители расположены ближе к портам, через которые металлопродукция отгружается на рынки Китая, Индии, стран Ближнего Востока, Индокитая. Это, вероятно, единственное весомое преимущество украинских металлургов. Но Украина уже 2–3 года назад почти утратила рынок металла в Юго-Восточной Азии. Кажется, что такая же участь ожидает украинских производителей и на рынке Ближнего Востока.

Характеризуя внутренние и внешние рынки металлопродукции, следует отметить, что в обозримом будущем жизненный цикл рынков не претерпит кардинальных изменений. Внешние рынки металла будут быстро сокращаться вследствие создания новых современных металлургических мощностей в Китае и Индии. Особенно ощутит это ГМК Украины, поскольку сортамент и качество его продукции отстают от современных требований рынка. Любые разговоры о росте внутреннего потребления металла в Украине, не подкрепленные весомыми аргументами и доказательствами, являются сугубо политическими лозунгами или проявлениями некомпетентности в этом вопросе.

Металлургические комбинаты Украины и России обеспечили себя нормативно-правовой базой для осуществления экспорта продукции, адаптировались к внешним рынкам. Вмешательство государства возможно лишь в отношении защиты своего внутреннего рынка. Руководство России работает в этом направлении более эффективно, чем государственные органы Украины, о чем свидетельствуют введенные ограничения на поставки отдельных видов металлопродукции (например, труб) из Украины в Россию.

Основными потребителями металлопродукции в Украине и России являются базовые отрасли промышленности (машино-, автомобилестроение, строительство и т.д.). На ближайшую перспективу продукция черной металлургии не имеет конкурентов и реальных заменителей. В то же время требования к металлопродукции (относительно механических свойств, коррозиеустойчивости, бездефектности и др.) будут постоянно возрастать и расширяться. Покупательная способность потребителей металлопродукции полностью зависит от состояния мировой экономики. Каждое государство должно предоставлять (и это делается) определенные преимущества и преференции своим производителям. Действия Украины в этой сфере еще недостаточно эффективны. Подтверждением сказанному служит то, что при мощной металлургической промышленности Украина в последнее время импортирует более 1 млн. т металла в год. Это свидетельствует, с одной стороны, о незащищенности украинского рынка металлопродукции, а с другой – о сокращении на своих предприятиях производства высокотехнологичной металлопродукции, например, из легированных, нержавеющих, специальных сталей и т.д.

Основные конкуренты листопрокатных предприятий Украины и России в Европе – металлургические комбинаты Германии, Франции, Италии, Нидерландов, Словакии, а на востоке – комбинаты Японии, Китая, Индии, Южной Кореи. При этом, если по основным показателям деятельности, по своей оснащенности, сортаменту, качеству, цене вырабатываемой продукции «Северсталь», Магнитогорский, Новолипецкий комбинаты находятся на одинаковом уровне с ведущими предприятиями такого же профиля указанных технически развитых стран, то о металлургических комбинатах Украины этого сказать нельзя. Следует ожидать, что уже в ближайшем будущем металлурги Китая и Индии в результате быстрых темпов развития вытеснят иностранную металлопродукцию с рынков своих стран и увеличат свои доли на рынках стран Ближнего Востока и Индокитая. Для продажи украинского металла по мировым ценам места на тех рынках не останется, а демпинговать украинские металлурги не смогут, потому что из-за устаревших технологии и оборудования предприятий себестоимость их продукции значительно выше, чем на современных производствах.

Проведенные анализ и расчеты дают основания сделать однозначный вывод о том, что в России конкурентные позиции рассмотренных предприятий и ГМК в целом значительно лучше, чем в Украине. Главная причина этого заключается в том, что горно-металлургические предприятия Украины за время экстремально высоких цен на металлопродукцию в предыдущие годы стремительно наращивали ее объемы производства, не уделяя надлежащего внимания и не обеспечивая необходимого финансирования для переоснащения, модернизации и реконструкции производственных мощностей. Финансово-промышленные группы, владеющие металлургическими комбинатами Украины, не считали необходимым переоснащать предприятия и развивать современные технологии и оборудование. В результате изношенность фондов ГМК Украины составляет примерно 65%, на предприятиях отрасли используются устаревшие технологии производства стали, затраты сырья и энергоносителей завышенные, а себестоимость продукции – чрезмерно высокая. Улучшения этих показателей не произошло.

На протяжении всех лет независимости одной из острейших проблем реформирования ГМК Украины является наличие избыточных мощностей. У нас продолжают эксплуатировать некоторые априори неконкурентные устаревшие металлургические заводы, которые в современных условиях рыночной экономики могут существовать только при указанных экстремальных ценах на металлопродукцию или за счет получения от государства существенных преференций – удешевленного в результате государственных дотаций газа, угля, электроэнергии, льгот на железнодорожные перевозки и др. Это касается, например, Днепропетровского имени Петровского, Краматорского, Константиновского металлургических заводов, некоторых коксохимических предприятий, заводов огнеупоров. Очевидно, что Макеевский металлургический завод, который из более или менее современного оборудования имеет только один прокатных стан «250», не сможет конкурировать с комбинатом «Арселор Миттал, Кривой Рог» даже на внутреннем рынке однотипной металлопродукции.

Украинской металлургии вообще не нужно нынешнее количество энергозатратных коксохимических предприятий. Без каких-либо потерь для общего баланса кокса, вырабатываемого в Украине, могут быть ликвидированы Донецкий, Горловский, Енакиевский коксохимические заводы. Не имеют стратегического значения для ГМК Украины Красноармейский динасовый завод, Ватутинский комбинат огнеупоров, Северский доломит, Христофоровский завод огнеупорных блоков и бетонов, ЗАО «Гарант» и ряд других предприятий, которым сегодня оказывается государственная поддержка. Но судьбу таких предприятий решают их собственники при почти невмешательстве государства. Поэтому вывод из эксплуатации избыточного, устаревшего оборудования или в целом предприятий в условиях рыночной экономики является вопросом их собственников, а не правительственных структур. Функцией государственных органов должно быть решение вопросов относительно дифференцированного подхода к каждому предприятию при предоставлении им финансовой поддержки или преференций, но этого не происходит. Одинаковый подход ко всем предприятиям приводит к распылению средств, консервирует проблему модернизации отрасли, оставляет металлургию незащищенной от колебаний цен и спроса на металл на мировых рынках.