од для носителей и хранителей культуры. Многое превратилось в слизь и
грязь. Но всегда остаются при любых раскладах базовые ценности, которые
заключаются в том, что Знание принадлежит Посвящённым ! Вся ценность
индивидума равна ценности идеи, которую он олицетворяет, за которую он
способен помереть, без которой ему не жить. Это Сущность. Сущность выше
всех идей, истинное, настоящее то, что нетленно, непреходяще, то что
Свободно ! Чем свободнее идея, тем она Истинней. Даже если реальность
виртуальная. Можно быть частично готовыми к тому, чтобы проявлять игно-
рирование реальности через супрематическую призму. Абсолютно спокойно !
Это все, конечно, не исключает того, что византийская культура,
оказывавшая воздействие на многие соседние страны, сама подвергалась
культурному влиянию со стороны как племен и народов, населявших ее, так
и сопредельных ей государств. В течение своего тысячелетнего
существования Византия сталкивалась с мощными внешними культурными
влияниями, исходившими из стран, находившихся на близкой ей стадии
развития, - из Ирана, Египта, Сирии, Закавказья, а познее латинского
Запада и Древней Руси. С другой стороны, Византии приходилось вступать
в разнообразные культурные контакты с народами, стоявшими на несколько
или на значительно более низкой стадии развития ( византийцы называли
их "варварами" ). Формирование христианства как философско-религиозной
системы было сложным и длительным процессом. Христианство впитало в
себя многие философские и религиозные учения того времени. Христианская
догматика сложилась под сильным влиянием не только ближневосточных
религиозных учений, иудаизма, манихейства, но и неоплатонизма.Догмат о
троичности божества, один из центральных догматов христианского
вероучения, - это, по существу переосмысленная триада неоплатоников.
Однако христианство, несмотря на наличие общих с манихейством и
неоплатонизмом черт, принципиально отлично от манихейского дуализма и
неоплатоновского монизма. Само христианство являлось не только
синкретическим религиозным учением, но и синтетической
философско-религиозной системой, важнам компонентом которой являлись
античные философские учения. Это, может быть, объясняет в некоторой
степени и то, что христианство не только боролось с античной
философией, но и использовала ее в своих целях. На смену непримиримости
христианства со всем что несло клеймо язычества приходит компромисс
между христианским и античным миросозерцанием. В самом неоплатонизме
образовалось два течения : одно - радикальное, настроенное против
христианства, другое - более умеренное. Постепенно берут верх
сторонники компромисса с христианством.Происходит процесс отталкивания,
обособления и одновременно сближения,слияния неоплатонической философии
и христианского богословия, который завершается поглощением
неоплатонизма христианством. Наиболее образованные и дальновидные
христианские богословы поняли необходимость овладения всем арсеналом
языческой культуры для использования ее в создании философских
концепций. В трудах Василия Кесарийского, Григория Нисского и Григория
Назианзина, в речах Иоанна Златоуста можно увидеть сочетание идей
раннего христианства с неоплатонической философией, порой
парадоксальное переплетение риторических идей с новым идейным
содержанием. Такие мыслители, как Василий Кесарийский, Григорий Нисский
и Григорий Назианзин, закладывают собственно фундамент византийской
философии. их философские построения уходят глубокими корнями в историю
эллинского мышления. В центре их философии находится понимание бытия
как совершенства, что ведет к своеобразному оправданию космоса, а
следовательно, мира и человека. У Григория Нисского эта концепция порой
приближается к пантеизму. Музыка занимала особое место в византийской
цивилизации. Своеобразное сочетание авторитарности и демократизма не
могло не сказаться на и на характере музыкальной культуры, которая
представляла сложное и многоликое явление духовной жизни эпохи. В V-VII
вв. поисходило становление христианской литургии, развивались новые
жанры вокального искусства. Музыка обретает особый гражданский статус,
включается в сиситему репрезентации государственой власти. Особый
колорит сохраняла музыка городских улиц, театральных и цирковых
представлений и народных праздненств, отразишая богатейшую
песенно-музыкальную практику многих народов,населявших империю. Каждый
из этих видов музыки имел свой собственный эстетический и социальный
смысл и в то же время, взаимодействуя, они сливались в единое и
неповторимое целое. Христианство очень рано оценило особые возможности
музыки как искусства универсального и в то же время обладающего силой
массового и индивидуального психологического воздейсвия, и включило ее
в свой культовый ритуал. Именно культовой музыке было суждено занять
доминирующее положение в средневековой Византии. Широкое
распространение суеверий помогало церкви властвовать над умами
прихожан, умножать свои богатства и упрочивать свое положение. Этому
способствовало и снижение уровня грамотности населения, крайнее сужение
светского знания. Однако торжество теологии, утверждение ее господства
с помощью насилия таили серьезную опасность - богословие могло
оказаться бессильным перед критикой иноверцев и еретиков. Как всякая
идеологическая система христианство нуждалось в развитии. Необходимость
этого осознавалась в узких кругах церковной элиты, сохранившей традиции
высокой религиозной и светской образованности. Систематизация
богословия становилась первейшей задачей, а для этого предстояло снова
прбегнуть к духовным сокровищам античности - без ее идеалистических
теорий и формальной логики новые задачи теологов были невыполнимы.
Поиски оригинальных философских и богословских решений предпринимались
уже во второй половине VII в., хотя наиболее выдающиеся труды в этой
сфере были созданы в следующем столетии. Характерен в данной связи тот
факт, что на общем фоне упадка культуры в середине VII в., в сущности
лишь теология испытывала определенный подъем : этого требовали насущные
интересы правящей элиты, выдаваемые за острую потребность самых широких
слоев общества. Независимо от того, что Максима Исповедника подверг
гонениям сам император Констант II, теоретические искания этого теолога
отвечали потребностям господствующего класса; без них, кстати говоря,
было бы невозможно проявление и "Источника знания" Дамаскина. Еще во
времена Фотия ясно обнаружились противоречия в интерпретации
идеалистических концепций античности между приверженцами Аристотеля и
Платона. После эпохи длительного предпочтения, отдававшегося
византийскими теологами учению Аристотеля, с XI в. в развитии
философской мысли наметился поворот к платонизму и неоплатонизму. Ярким
представителем именно этого направления был Михаил Пселл. При всем
своем преклонении перед античными мыслителями и при всей своей
зависимости от цитируемых им положений классиков древности Пселл
оставался тем не менее весьма самобытным ("артистическим") философом,
умея, как никто другой, соединять и примирять тезисы античной философии
и христианского спиритуализма, подчинять ортодоксальной догматике даже
таинственные прорицания оккультных наук.
Христианству на Руси чуть более тысячи лет и такие же древние корни
имеет искусство иконописи. Икона (от греческого слова, обозначающего
"образ", "изображение") возникла до зарождения древнерусской культуры и
получило широкое распространение во всех православных странах. Иконы на
Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской
Церкви в тот период, когда значение церковного искусства переживалось с
особенной силой. Что особенно важно и что явилось для русского
церковного искусства сильным внутренним побуждением, это то, что Русь
Приняла христианство именно в эпоху возрождения духовной жизни в самой
Византии, эпоху ее расцвета. В этот период нигде в Европе церковное
искусство не было так развито, как в Византии. И в это-то время
новообращенная Русь получила среди прочих икон, как образец
православного искусства, непревзойденный шедевр - икону Богоматери,
получившую впоследствии наименование Владимирской. Через
изобразительное искусство античная гармония и чувство меры становятся
достоянием русского церковного искусства, входят в его живую ткань.
Нужно отметить и то, что для быстрого освоения византийского наследия
на Руси имелись благоприятные предпосылки и, можно сказать, уже
подготовленная почва. Последние исследования позволяют утверждать, что
языческая Русь имела высокоразвитую художественную культуру. Все это
способствовало тому, что сотрудничество русских мастеров с
византийскими было исключительно плодотворным. Новообращенный народ
оказался способным воспринять византийское наследие, которое нигде не
нашло столь благоприятной почвы и нигде не дало такого результата, как
на Руси. Интерес к древнерусской культуре вызвал обращение и к ее
живописи. Уже в "Истории государства российского" Карамзин упоминает о
древнерусских художниках, приводит сведения об их произведениях. Они
становятся предметом изучения для историков, но подлинное открытие
иконописных сокровищ произошло позже. Дело в том, что люди ХIХ столетия
древнерусской иконописи по-настоящему просто не видели. Потемнели,