Смекни!
smekni.com

Историография Кубани (Реликтовые интуиции памяти и исторические перпендикуляры) (стр. 20 из 31)

до 100 километров в час, и разогнавшись, порой выскакивает из воды

прямо на палубу судов. Белуги, помимо большого веса, отличаются ещё и

долголетием, живут они 70 - 80 лет, правда, по сравнению со щукой,

живущей до 200 лет, и морской Черноморской черепахой, живущей 500 лет,

век белуги невелик. Экземпляр белуги в возрасте 50 лет и длиной 4 метра

экспонируется в музее Ростова, эта белуга зашла метать икру прямо в

порт Ростов/Дон прямиком из Чёрного моря, и попалась на удочку рыбаку.

Разумный авантюризм помогает жить мне и всем читающим этот мой текст.

Прежде всего, что такое "авантюра" и кого можно назвать "авнтюристом"?

В широкой ассоциативности термина совершенно рассеялся его более или

менее точный смысл. Необходимо отличать "авантюриста" от человека,

обладающего " авантюрной жилкой", "любовью к авантюре" и т.п.

Авантюристами в середине и конце семнадцатого века называли пиратских

капитанов, плавающих на свой страх и риск, флибустьеров (членов

"берегового братства"), не связанных тайным или явным контрактом со

"спецслужбами" крупных держав, а также искателей приключений, активных

как в добрых, так и в дурных делах. В более чем относительных пределах

нашего взгляда на историю всегда существовали вечные профессии и вечные

призвания. Гончар, плотник, портной. Вор, шут, соглядатай. Авантюризм -

одно из вечных призваний. Наметим хотя бы приблизительную сферу этого

призвания и начнем со следующей декларации: вряд ли найдется реальный

индивид либо литературный герой, в глазах которого хоть раз в год не

сверкнула "авантюра". Можно даже у господина Обломова найти минимум три

авантюрные черточки. И теперь подойдем к проблеме иначе: можно ли

назвать авантюристами принца Родольфо ("Парижские тайны" Эжена Сю),

д'Артаньяна, Шерлока Холмса? Нет, нет и нет! Можно лишь отметить

высокий коэффициент авантюризма в характере и поведении этих героев, но

нельзя классифицировать их как авантюристов. Следовательно, авантюристы

- люди бесчестные и беспринципные? В известном смысле слова да, если,

стряхнув на минуту гипноз фанатического морализма, признать крайнюю

неопределенность абстрактно трактуемых понятий "чести" и "принципа".

Честь, долг, совесть и принципы отличают людей, связанных: 1) с другими

людьми, группами, организациями; 2) с той или иной генеалогией,

классом, сословием; 3) с мифически-религиозным ритуалом. Идеальный

авантюрист - человек неопределенных занятий, убеждений, целей. Его

экзистенция до крайности динамична. Реально можно говорить о степени

приближенности к психологической схеме. Итак, мы должны ограничить

"авантюрный роман" от романа об авантюристе: герой авантюрных

повествований - преступник, сыщик, благородный шериф, инициатор опасной

экспедиции, апологет добра и зла, шпион, искатель сокровищ - не

является авантюрмстом в собственном смысле слова. Авантюрист свободен

от всего и свободен для всего. Здесь парадокс свободы вообще и

авантюризма в частности. Благородные герои, великолепные злодеи,

великие путешественники действуют как правило, под влиянием

спровоцированного стимула,таковым может явиться любовь, дружба,

ненависть, жажда мести, магнетизм цели, секс. Авторитеты, идеалы,

иллюзии контролируют и направляют действия большинства людей, уничтожая

любую вспышку свободной воли. Разумеется, авантюрист "тоже человек" и

вполне может испытывать давление авторитета, зависимость от любимого

ребёнка, страсть к деньгам и пр., и пр. Способен ли он в любой момент

избавиться от такой зависимости? Безусловно. Итак: художник созерцает,

ученый анализирует, авантюрист наблюдает. Наблюдательность можно

назвать незаинтересованным визуальным вниманием. Наблюдатель никогда не

спрашивает, "что это?", а просто зопоминает, "как это функционирует,

действует, живет, умирает..." Далее: поскольку авнтюристу в силу его

опасной и беспокойной жизни часто случается играть роль аутсайдера,

отщепенца ,бандита или заключеного, он приобретает много курьезных,

полезных и весьма секретных познаний. Комментировать психологию,

жизненный путь примечательного авантюриста можно сколь угодно долго.

Спорность этого утверждения об исключительности и редкости индивида,

которого с полным правом можно назвать авантюристом, очевидна. Но тем

не менее я резко против общепринятой манеры называть этим именем

шулеров, проходимцев, шарлатанов, гангстеров, темных финансовых дельцов.

Да, человек ищет, где лучше. И это "лучше" можно понимать и в

меркантильном смысле. Но как хочется видеть за переменой мест мотивы

если не высокие, то хотя бы чистые!.. Романтика в наш рациональный век

не в чести. Отсюда - меньшая популярность романтических гимнов, чем

пародий на них: "А я еду, а я еду за деньгами, за деньгами, не за

запахом тайги..." Чем дискредитировали себя романтики? В чем они они

провинились, если по нынешнему Северу ходит вот такая сентенция: "На

Север едут за деньгами, за работой и за романтикой. Кто приехал из-за

денег - остается из-за работы; кто приехал из-за работы - остается

из-за романтики; кто приехал из-за романтики - уезжает"... Почему от

одних она ушла вместе с детством, которое не может не волноваться

силуэтом полушарий на стене, вокзальным запахом шпал и стоящими на

рейде судами, а другие и на склоне лет одарены, либо наделены, либо

даже страдают далью? Что влечет людей к борьбе с пространством и его

стихиями, к тревожной жизни этих стихий? В ХIII веке "Королевское

зерцало" при описании северных стран научало норвежского принца:

"Хочешь ты знать что ищут люди в этой стране и почему они туда

отправляются, несмотря на большую опасность для жизни, знай же, что три

свойства человеческой натуры побуждают их к тому. Во-первых,

соревнование и склонность к известности, ибо человеку свойственно

устремляться туда, где грозит большая опасность, благодаря чему можно

приобрести известность; во-вторых, любознательность, ибо также

свойством человеческой натуры является стремление видеть и знать те

местности, о которых ему рассказывали; в-третьих, человеку свойственно

любостяжание, ибо люди постоянно жаждут денег и добра и идут туда, где

по слухам, можно иметь прибыль, несмотря на грозящую большую

опасность". Эта цитата наверняка не первая и не последняя попытка

ответа на вечное "зачем?", на вечный вопрос о природе терзающего души

странников таинственного, непостижимого Зова. Джека Лондона и его

героев влечет в Белое Безмолвие "трубный глас Севера". У его Таруоттера

"ноги так и зудят, а мозг сверлит всегдашняя бредовая идея". У

полярника Кремера в крови "постоянный полярный зуд". О людском

"неудержимом стремлении к уходящим в бесконечность вершинам" пишет

Стефан Цвейг. В.Волович цитирует древних: "В неведомом таится манящая

сила" - и делает выводы из богатого личного опыта: "Человек по натуре

своей искатель и исследователь... Жажда познания, стремление в тайны

неведомого влечет его в путь с неодолимой силой...Человек по натуре

своей романтик. В нем вечным пламенем горит страсть к

самоутверждению..." Пьер Маньян, покорявший арктические пустыни

парусами своего снежного буера, считает, что "зов далей - это ответ на

преследующую каждого из нас мысль о смерти", желание великими

свершениями заслужить толику бессмертии в памяти человечества. Биограф

исследователя океанских глубин Жоржа Уо отмечает его повиновение

"какому-то таинственному зову" к приключениям и удовлетворению жажды

знаний. Сам Уо ощущает в себе "некий инстинкт, страсть к исследованию".

Для одного геолога, ставшего писателем, этот Зов тождественен призывам,

голосам дороги: "Эти звуки приходят к нам как напоминание о

пространствах, о наших пращурах: бродячих охотниках и собирателях, о

предках кочевниках, которые ногами открывали неизученную планету...

Никогда не придет время, когда человек будет равнодушен к сигналам

дороги: гудкам, стартовым командам, реву оживших двигателей, как раньше

он не был равнодушен к ржанию коней, стуку копыт и колес, сиплому крику

караванных верблюдов". Кто знает, но, может быть, именно изучение

природы Зова странствий и является главной целью жизни интересного

человека. Ведь мир странствий велик, ибо странствовать можно и телом, и

душой, можно на затерянном в океане плоту, а можно - за письменным

столом, за мольбертом, над черновой партитурой.Ведь мы это Восток-Азия.

Запад есть запад, восток есть восток, не встретиться им никогда.

Лишь у подножья Престола Божья в день страшного суда. Эти строки,

принадлежащие великому английскому писателю Редьярду Киплингу, и по сей

день привлекают внимание. Одни соглашаются с Киплингом, говоря, что

Востоку и Западу действительно не понять друг друга. Другие, наоборот,

протестуют, указывая на то, что Восток европеизируется, а Запад

проявляет все больший интерес к традициям востока ( философии,

искусствам, медицине). Под Восточной цивилизацией подразумевается у

меня здесь прежде всего мой Северный Кавказ, который немножко и Азия.

На протяжении гигантского временного промежутка: с середины 2

тысячелетия до н.э. - по 17 век н.э. - 3000 лет. За это время на Западе

успели одна за другой смениться несколько цивилизаций. На нас ужасно

огромное влияние оказало татаро-монгольское иго. В устойчивости

Восточной цивилизации и состоит первая особенность моего Краснодарского

Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок

(Античность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой