системы ценностей, а также политических и экономических структур.
Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния
здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично
вписываются в старое и растворяются в нем. Мой Восток очень гибок, он
способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы. Так, по
замечанию одного из крупнейших востоковедов, нашествия "варваров" (
кочевых племен, живших на границах Китая и переживавших период
разложения первобытнообщинного строя ) не только не уничтожили
китайское государство, но даже не прервали его существования... И даже
в северной части страны, где образовались "варварские" королевства, эти
королевства очень скоро перестали быть "варварскими", превратившись в
те же китайские. Коренное китайское население этой части страны
ассимилировало пришельцев и привило им свою цивилизацию. Кроме того, в
отличие от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий, и даже
ислам, непримиримый в отношении западного христианства, довольно
спокойно уживался с традиционными восточными верованиями. Таким
образом, какие бы потрясения не происходили, основы цивилизации
оставались незыблемыми. Второй важной особенностью Востока являлось то,
что общество здесь не утеряло связи с природой. Любимым доводом
европейских колонизаторов в пользу завоеваний было утверждение, что они
облагодетельствовали людей Востока тем, что те были неспособны создать
сами ( машинами, новейшим оружием и т.д.). Обычно в этом видят лишь
примитивную попытку оправдаться. Однако большинство европейцев были в
свое время свято в этом убеждены. Так в чем же здесь дело? Разгадка в
принципиальной разнице психологии представителей двух цивилизаций.
Европейцы в своем развитии пошли самым простым путем. Свое
несовершенство и слабость перед силами природы они начали возмещать
созданием громоздких машин. Они резко выделили себя из природы,
перестали чувствовать себя ее частью. Более того, природа в их
понимании стала чем-то вроде врага. Ее надо было одолеть, победить,
поставить себе на службу. Убедив себя, что человек есть венец творения
и все в этом мире создано исключительно для него, европейцы принялись
перекраивать природу на свой лад и расхищать ее богатства, не считаясь
ни с загрязнением окружающей среды, ни с другими потерями. еще бы -
природа ведь "не храм, а мастерская", как выражался Базаров в романе
Тургенева "Отцы и дети". В отличие от европейцев человек Востока
никогда не терял связи со средой обитания. Свои помыслы он направил не
на создание механизмов, возмещающих собственное несовершенство, а на
то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспринимался им, как
единое целое, и человек в этом целом не господин, а лишь одна из
составных частей. А раз так, то цель человека - не вражда, а стремление
быть с природой в гармонии и, познав основные ее законы, постараться не
противоречить им. Так, философы Востока считали, что народы и
государства должны развиваться естественным (природным) образом, беря
пример с растений и животных, в жизни которых нет ничего лишнего,
случайного. Люди Востока были убеждены в том, что лишь тогда человек
может совершенствовать мир, когда путем совершенствования обретет
гармонию и цельность в себе самом. Ибо ему полностью чужды зло и
стремление разрушать. Третьей особенностью Востока является
приверженность традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в
цивилизациях Востока была возведена в далеком прошлом, в мифическом
"золотом" веке. И все новое получало оправдание только тогда, когда
можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности. Все здесь
непрестанно повторяется, несколько видоизменяясь, но сохраняя
обязательно черты сходства. Человеку европейского Средневековья в
голову не могло прийти писать в стиле Гомера. А на Востоке на
протяжении 3000 лет можно встретить в стихах одни и те же размеры,
мелодии и т.д. Любое неоправданное нарушение традиций ( даже самых
незначительных) воспринималось как сущий кошмар. Так, великий китайский
философ Конфуций повествует об одном сановнике, устраивавшем "в храме
танцы, в которых танцоры выстраивались в восемь рядов". Поскольку в
древности такие праздники мог давать только император, Конфуций с
возмущением заявляет:"Если это можно вынести, то что же тогда нельзя
выносить?!". Он же создал целую теорию ( до сих пор имеющую на Востоке
огромное влияние) о том, что общество должно жить по раз и навсегда
установленному ритуалу поведения. Без ритуала, по его мнению,
обесценивается все. "Почтительность без ритуала приводит к суете.
Осмотрительность без ритуала превращается в боязнь. Смелость без
ритуала выглядит грубостью". Ритуал властвует не только в человеческом
обществе, но и в природе. Ему подчинены смена времен года, расцвет и
увядание. Свою теорию Конфуций также воспринимал не чем-то новым, а
лишь возрождением учений прежних веков. "Излагаю, но не создаю. С
любовью и верой отношусь к древности". Отношение к религии является
одним из важнейших показателей в характеристике цивилизации. На Востоке
оно весьма отличается от западного. Да и сами религии здесь
разнообразны и непохожи на христианство. Вот, к примеру, конфуцианство.
Его называют религией, но это скорее набор правил и норм, определяющих
жизнь человека в обществе. Главным в конфуцианстве были вопросы этики,
морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской
этики является понятие жэнь ("гуманность") как высший закон
взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путем
нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли
("этикета") - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении
к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности
государю, вежливости и т.д. Согласно конфуцианству, постичь жэнь могут
лишь избранные, так называемые цзюнь цзы ("благородные мужи"), т.е.
представители высших слоев общества; простолюдины же - сяэ жэнь
(дословно - "мелкие людишки") не в состоянии постичь жэнь. Это
противопоставление "благородных" простолюдинам и утверждение
превосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его
последователей,- яркое выражение социальной направленности, классового
характера конфуцианства. Конфуцианство уделяло большое внимание
вопросам так называемого гуманного управления, опираясь на идею
обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им
развитую и обоснованную. Государь объявлялся "сыном неба" (тяньцзы),
правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя
признавалась конфуцианством священной, дарованной свыше, небом. Считая,
что "управлять - значит исправлять", конфуцианство придавало большое
значение учению чжэн мин (об "исправлении имен"), которое призывало
ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять
обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция:"Государь
должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын -
сыном". Конфуцианство призывало государей управлять народом не на
основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером
высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять
народ тяжелыми налогами и повинностями. Боги не очень-то волновали
Конфуция. Они, конечно, установили эти самые правила в незапамятные
времена. Но этим, в общем-то, и ограничились их контакты с миром людей.
"Богов я почитаю, но держусь от них подальше"- вот жизненный принцип
Конфуция. Основные взгляды Конфуция (Кун-цзы, родился приблизительно
551 - умер 479 до н.э.) изложены в книге "Беседы и суждения" ("Лунь
юй"), которая представляет собой запись изречений и бесед Конфуция с
его ближайшими учениками и последователями. Еще одной религией,
возникшей на Востоке и ставшей впоследствии мировой, является буддизм.
Он есть рядом с нами в Калмыкии. Его основатель Будда одновременно
является и неким космическим разумом, с которым стремятся слиться его
последователи путем освобождения от суетных желаний и страстей,
привязывающих людей к земле, заставляющих рождаться вновь и вновь в
разных обликах. Таким образом, достигнув нирванны (просветления),
человек переходил в новое качество - неземное. И, наконец, в даосизме,
возникшем в Китае, бог как таковой вообще отсутствует. Вместо него
имеется дао (путь) - некая первооснова всех вещей, познав законы
которой и следуя им, человек становится совершенным. Религии Востока -
это прежде всего пути самосовершенствования, а через них и
совершенствования окружающего мира. Существеннейшую часть мировоззрения
людей Востока составляла вера в бесконечную цепь смертей и возрождений
каждого человека в разных обликах, причем будущий человеческий облик
надо было заслужить праведной жизнью. В противном случае можно было
возродиться кем угодно. Подобная теория породила представление о вечном
движении всего живого в замкнутом цикле ( все когда-то уже было и
когда-нибудь повторится вновь). Отсюда происходит и знаменитый фатализм
Востока - вера в невозможность и ненужность изменения предназначенной
судьбы. Вот как рассуждает Конфуций, заехавший в разбойничьи
земли:"Если небу угодно погубить мудрость, заключенную во мне - так и
будет. А если нет, то что могут сделать мне эти разбойники?".
Раскопки археологов показывают, что почти всё наше побережье,начиная от
Батуми и заканчивая Анапой и Таманью,было в древности под огромным вли-