янием греческой цивилизации. Повсюду находят греческие монеты, посуду.
Греческая культура VII - V вв. до н.э. - это культура общества, в
котором ведущая роль принадлежит рабскому труду, хотя в отдельных
отраслях, требовавших высокой квалификации производителей, как,
например, художественное ремесло, широко применялся свободный труд.
Мировоззрение широких масс греческого общества рассматриваемого периода
в основном сохранило те представления, которые имели место еще во
втором тысячелетии до н.э.Природа по-прежнему представлялась греку
населенной и управляемой различными существами, о которых народная
фантазия слагала красочные поэтические мифы.Эти существа в основном
можно объединить в три цикла: верховные олимпийские боги-небожители с
Зевсом во главе, многочисленные второстепенные божества гор, лесов,
ручьев и т.п. и, наконец, герои-родоначальники, покровители общины.
Согласно эллинским представлениям, власть олимпийских богов была ни
изначальной, ни беспредельной.Предшественникам олимпийцев считались
старшие поколения богов, свергнутые их потомками.Греки думали, что
первоначально существовали Хаос и Земля (Гея), подземный мир Тартар и
Эрос- жизненное начало,любовь. Гея- Земля породила звездное небо Уран,
который стал первоначальным властителем мира и супругом богини Земли
Геи.Уран и Гея родили второе поколение богов- Титанов. Захватившие
власть над миром олимпийские боги разделили вселенную между собой
следующим образом. Верховным богом стал Зевс- властитель неба, небесных
явлений и особенно грома и молнии.Посейдон был властителем влаги,
орошающей землю, властителем моря, ветров и землетрясений.Аид, или
Плутон, был владыкой преисподней- подземного мира, где влачили жалкое
существование тени умерших. Супруга Зевса- Гера считалась
покровительницей брака. Гестия являлась богиней домашнего очага,
наименование которого она и носила (Гестия по-гречески- очаг ). С
возникновением нового классового общества и установлением полисов ряд
богов, особенно Аполлон, становятся покровителями государств.. Значение
Аполлона еще более выросло в связи с основанием большого числа новых
городов. В результате культ Аполлона стал оттеснять на второй план
культ Зевса; особенно он был популярен в среде греческих аристократов.
Помимо главных богов, олицетворявших наиболее значительные явления
природы, а также жизни человека и его общественных отношений, весь
окружающий грека мир представлялся ему обильно заселенным
многочисленными божественными существами. О происхождении людей у
эллинов существовал миф, согласно которому один из титанов- Прометей
слепил из глины первого человека, а Афина наделила его жизнью. Прометей
был покровителем и наставником человеческого рода в первые времена его
существования. Благодетельствуя людям, Прометей похитил с неба и принес
им огонь. За это он был жестоко наказан Зевсом, приказавшим пригвоздить
Прометея к скале, где орел каждый день терзал его печень, пока его не
освободил Геракл ( сын Зевса и земной женщины ). Местом почитания
эллинских богов были храмы, алтари, священные рощи, ручьи, реки.
Культовые обряды у греков были связаны с общественной и частной
жизнью.Почитание богов сопровождалось принесением в жертву животных на
алтарях перед храмами и молитвенными обращениями к богам.Особенными
обрядами сопровождались рождение ребенка, свадьба и похороны.
Религиозно- мифологическое объяснение происхождения и развития мира и
окружающей древних греков действительности постепенно вступало в
конфликт с накоплявшимся предметным опытом.Медленно, но неуклонно
делала первые шаги наука, пока еще наивная, но
стихийно-материалистическая в своей естественной непосредственности.
Новые идеи возникли в наиболее экономически и социально развитой в то
время малоазийской Ионии. Во второй половине VII в. до н.э. в Милете в
среде купцов, ремесленников и прочих деловых людей зародилась эллинская
философия.Основоположником древнегреческой философии считается Фалес
(ок. 625-547 гг. до н.э. ), а его продолжателями были Анаксимандр
(ок.610-546 гг. до н.э.) и Анаксимен (ок. 585-525 гг. до
н.э.).Милетские философы были стихийными материалистами. Фалес
первоначалом всего считал воду, находящуюся в беспрерывном движении,
превращения которой создают все вещи, в конечном счете снова
превращающиеся в воду.Богам не было места в этом круговороте состояний
вечной воды.Землю он представлял в виде плоского диска, плавающего на
первоначальной воде.Фалеса также считали основоположником
древнегреческой математики, астрономии и ряда других наук о природе.Ему
приписывают и ряд конкретных научных вычислений.Он умел предсказывать
солнечные затмения и мог дать физическое объяснение этого процесса.Во
время пребывания в Египте Фалес впервые измерил высоту пирамид, измерив
их тень в то время дня, когда длинна тени равна высоте отбрасывающих ее
предметов. Анаксимандр, идя по пути дальнейшего обобщения опыта, пришел
к мысли, что первичной материей является апейрон: неопределенная,
вечная и беспредельная материя, находящаяся в постоянном движении.Из
нее в процессе движения выделяются присущие ей противоположноститеплое
и холодное, влажное и сухое.Их взаимодействие приводит к рождению и
гибели всех вещей и явлений, которые по необходимости возникают из
апейрона и в него возвращаются. Анаксимандра считают составителем
первой географической карты и первой схемы небесного свода для
ориентировки по звездам, он представлял землю в виде вращающегося
цилиндра, парящего в воздухе. Анаксимен полагал, что первоначало всего
воздух, который, разряжаясь или сгущаясь, порождает все многообразие
вещей.Все возникает и возвращается в вечно движущийся воздух, в том
числе и боги,которые подобно всем другим вещам, являются определенными
состояниями воздуха. Материалистическая философия возникла в среде
прогрессивных групп молодого класса рабовладельцев в борьбе с
религиозно-мифологической идеологией, унаследованной от
прошлого.Представители рабовладельческой аристократии, борясь с этой
идеологией, противопоставили ей философский идеализм. Его первым
проповедником в Древней Греции был Пифагор (ок.580-500 гг. до н.э.) с
острова Самоса.После установления на острове Самосе тирании Пифагор
эмигрировал в Южную Италию в город Кротон, где во второй половине VI в.
до н.э.основал из представителей местной аристократии реакционный
религиозно-политический союз, известный под названием "пифагорейского".
Согласно философии пифагорейцев, не качество, а количество, не
вещество, а форма определяет сущность вещей.Все можно сосчитать и таким
образом установить количественные особенности и закономерности
природы.Мир состоит в количественных, всегда неизменных
противоположностей: конечное и бесконечное, чет и нечет... Сочетание их
осуществляется в гармонии, которая свойственна миру. В борьбе с
идеалистической философией Пифагора совершенствовалась
материалистическая философия милетской школы.В конце VI-начале V в. до
н.э. как стихийно-диалектический материалист выступил крупнейший
философ этого периода Гераклит Эфесский (ок. 530-470 гг. до н.э.).В его
трудах нашли завершения искания Фалеса,Анаксимандра и Анаксимена. По
своему происхождению и политическим убеждениям Гераклит был сторонником
аристократии.Он резко обрушивался на "чернь".С победой
рабовладельческой демократии на его родине связано пессимистическое
отношение Гераклита к окружающей его действительности.Выступая против
победившей демократии он хотел показать ее преходящий характер.Однако в
своих философских построениях он вышел далеко за рамки этой
цели.Согласно Гераклиту высшим законом природы является вечный процесс
движения и изменения.Стихия, из которой все возникает, это- огонь,
представляющий то закономерно загорающийся, то закономерно потухающий
процесс горения.Все в природе состоит из противоположностей в борьбе
рождающихся из огня переходящих друг в друга и возвращается в
огонь.Гераклит первым пришел к мысли о диалектическом развитии
материального мира как о необходимой присущей материи
закономерности.Закономерную необходимость Гераклит выразил греческим
словом " логос ", в философском смысле обозначающем "закон".Известно
приписываемое Гераклиту изречение: "Панта рей"- все течет, все
изменяется , которым кратко сформулирована сущность его
философии.Диалектическое единство противоположностей формулируется как
постоянно возникающая гармония взаимно дополняющих друг друга и
борющихся противоположностей.Процесс саморазвития огня не создал никто
из богов или людей, он был, есть и всегда будет.Гераклит высмеивал
религиозно-мифологическое мировоззрение своих соотечественников. Против
материалистической диалектики Гераклита начали вести борьбу философ
Ксенофан (ок.580-490 гг. до н.э.) и его ученики.Изгнанный из родного
малоазийского города Колофона (близ Эфеса), Ксенофан поселился в
Италии, где вел жизнь странствующего певца-распода.В своих песнях он
выступал против антропоморфного политеизма эллинской религии.Ксенофан
утверждал, что нет оснований приписывать богам человеческий облик и что
если бы быки и кони могли создавать изображения богов, то они бы
представили их по своему подобию. Таковы были первые шаги
древнегреческой философии, возникшей и развивающейся в борьбе со старым
религиозно-философским мировоззрением. V в. до н.э. был временем