места стали паломническими для Горького, А.Белого, Мандельштама,
Цветаевой, А.Толстого, Эренбурга, Брюсова, Грина, Поленова,
Петрова-Водкина, А.Бенуа, Луначарского, Н.Рериха. И я тоже
присоединился к этому сонму великих и приобщился Коктебельской
благодати, вдохнул запах планерских восходящих потоков воздуха с гор.
Помню то яркое впечатление внезапности и восхищения, когда однажды,
выехав из Феодосии и после долгой езды по скучной скифской степи с
незаметным подъёмом, мы вдруг увидели Сюрю-Кая - гору, острую, как
пила, с зубцами, обращёнными к небу, которая неожиданно выскочила из-за
плоского высокого длинного гребня. Влево от неё высилась мохнатая шапка
Святой Горы. Ниже голубое море, заключённое в круглой бухте, как в
чаше. Сурова и прекрасна Киммерия - древняя земля, выжженная Солнцем -
страна пустынных степей и в то же время удивительных горных
нагромождений, придающих ей своеобразную красоту. Скудность
растительности отличает её от Южного Крыма. В Киммерии ярче чувствуется
дикий, обнажённый, но величественный облик её. Облик на редкость
терпкий и суровый. Красота Киммерии и в частности Коктебеля главным
образом заключается в чудовищном нагромождении скал Карадага и в его
грозной вершине Гяурбах. Учёные-геологи предположительно определили,
что Коктебельская бухта и скалы Карадага это остатки потухшего вулкана.
По их словам, когда-то в доисторические времена, вследствие каких-то
великих подземных катаклизмов, повлекших за собой огромные сдвиги и
обвалы, коктебельский вулкан был разрушен. Он лёг как бы набок,
расколовшись на части. Обрушившись чудовищно громадными скалами в море
и завалив ими берег, Карадаг образовал совершенно недоступный и
недосягаемый хаос. Куски вулканического стекла, туфа, круглые камни,
которые мы находили во множестве в окрестностях Коктебеля,
свидетельствуют о том, что эти предположения о бывших здесь когда-то
извержениях имеют основание. Мы раскалывали круглые камни и видели, что
они состоят из концентрических кругов расплавленной и застывшей массы.
Не раз мы подплывали по морю в лодке к мрачным, тёмным стенам Карадага,
отвесно уходившим в глубь моря. Дна в воде не видно. Громадные
остроконечные скалы редко отступают от полосы воды, образуя маленькие
уединённые, неглубокие бухты. В них тишина и безмолвие. Они недоступны
никаким животным, даже козам. Нет весёлого пения птиц. Только орёл,
свив своё гнездо на одной из вершин Карадага, часто парит высоко в
небесах. Бухты носят названия не без оттенка романтизма и легенды. Одна
называется Разбойничьей, другая Львиной, третья Ущельем Гяурбаха. Когда
смотришь на Карадаг с моря, то поражаешься его вышине. Его скалы
вертикально поднимаются из моря и на огромной высоте кончаются острыми
узкими вершинами. Карадаг грозен, мрачен и дик. Скалы его напоминают
чудовищное пламя. Длинные и острые языки взметнулись в небо и внезапно
окаменели на страшной высоте. Трудно найти слова, могущие образно и
точно передать всю его красоту, его суровое величие и страшное
безлюдье. Хаос его скал, острых вершин-пик, жутких нагромождений имел
когда-то один закон - рвануться вверх на недосягаемую вышину и там
застыть. К Карадагу можно подойти и с суши и сверху заглянуть в его
бездны и провалы. Из Коктебеля идёт удобная дорога через Северный
перевал в долину Отузы. Она всё время подымается вверх, сначала по
глинистым крутым холмам вблизи Коктебеля, потом по отрогам горы
Кок-Кая, которая вплотную подходит к Карадагу. Склоны этой горы летом
покрыты рыжей травой. Дорога по ней всё круче идёт вверх. Справа
возвышается круглая, как мерлушковая шапка, Святая гора, поросшая
густым, низкорослым курчавым дубняком и эфедрой. Наконец, дорога
достигает своей верхней точки и проходит в нескольких шагах от
страшного обрыва. С трепетом наклоняемся над бездной Карадага. В ней
тёмные пропасти, со дна которых стремятся вверх острые каменные
вершины, скупо освещённые солнцем, оттуда веет холодом и мраком. Глядя
на этот хаос, на эти чудовищные нагромождения и торчащие вверх пики,
мне иногда казалось, что всё это можно сравнить с готическим собором,
который со своими высокими острыми башнями поставлен на башни другому
такому же собору. Громадный мрачный каменный столб стоит на верху
Карадага, совсем близко от дороги, идущей в Отузы. Его зовут Чёртовым
Пальцем, он весь состоит из окаменевшей лавы и у проходящих людей
вызывает чувство жути. За всем этим безумным хаосом очень глубоко внизу
плещет и блестит на солнце голубое море. Карадаг, Святая Гора и
Сюрю-Кая (Пила Гора) - последние вершины, которыми заканчивается
крымская горная цепь Яйла. Очень своеобразна гора Сюрю-Кая. Издали она
кажется вертикально стоящим скалистым плоским гребнем, внезапно
выскакивающим из глинистых поросших мелколесьем холмов. На большой
высоте скалы этого гребня кончаются острыми зубцами, напоминающими
пилу. Только ближе подойдя к Сюрю-Кая, мы видим, что к её главной
гранитной массе примыкают отдельно стоящие зубцы. По дороге к Сюрю-Кая,
на краю крутого высокого холма, можно видеть остатки греческого храма -
часть его абсиды и камни фундамента. А на берегу моря, на пляже, то
группами, то в одиночку ходят собиратели Коктебельских красивых
камешков. Между ними встречаются голубоватый халцедон, красный
сердолик, бериллы, красная и зелёная яшма. Штормы выбрасывают на
морской берег старинные золотые, медные и серебряные монеты. По
легендам в этом районе очень много затонувших кораблей. Местные
мальчишки в шторм и после штормов бродят целыми вереницами по берегу в
поисках сокровищ. Похоже им часто везёт, так как карманы их штанов
всегда оттопырены. Мальчишки предлагали нам купить серебряные и золотые
монеты с изображением колесниц и трезубцев. Кладоискатели из Турции и
Болгарии очень любят эти места, их привлекают все районы, особенно
Старый Крым, Голубые горы и Кизильташский монастырь. Это места, где
родилась "Энеида". Но самое главное богатство, это море, оно живёт, оно
дышит, снежные морщины бегут по его дряхлому, как мир, лицу, и вместе с
тем нет ничего, что казалось бы большим воплощением вечной юности и
силы. Таким было оно во времена Иллиады и Одиссеи, таким вижу его
сейчас и я, готовый в эту минуту поверить всем легендам тысячелетий.
Цифровые фото Content#000006.
Путешествуя по моему родному Краснодарскому краю, беседуя с самыми раз-
ными людьми, я к удивлению своему обнаружил, что многие мои собеседники
плохо разбираются в таких понятиях, как мистицизм, сатанизм, масонство.
Например сатанистами они считают неких антихристов,бритоголовых и проч.
К сожалению все не так просто... Существует несколько групп
исповедующих Сатанизм. Поскольку не существует набора доктрин или
письменного Источника с которыми были бы согласны большинство
Сатанистов образовавшиеся группы должны были определить Веру для себя
самостоятельно, базируясь на минимуме информации. Hаводит на
размышление факт, что исторически, большинство свидетельствований о
имевшем место или воображаемом Сатанизме записано традиционными врагами
Сатанистов - Христианами... Однако несколько обобщений можно таки
сделать: средний Сатанист не согласен с большинством догм Христианства,
полагает что не существует абсолютного морального мерила и ставит
акцент на индивидуальность. Если это звучит для Вас как синоним слова
Свобода - Вы во многом правы: многие Сатанисты либо считают себя людьми
свободными либо полагают , что встали на этот путь. Существует
несколько основных Сатанинских групп. Их примерное деление проводится в
основном на основании деталей парадигм Веры, нежели по принадлежности к
той или иной группе. Вообще взаимопроникновение учений достаточно
велико и четкое деление течений провести не просто. Любители: принимают
Сатанинское учение ( в основном в виде символики) на короткий период
времени в основном ради развлечения, нежели с серьезными намерениями.
Многие молодежные группы относятся именно к этой категории... Церковь
Сатаны: спектр последователей учения Антона ЛаВей. Эти группы верят в
индивидуализм, удовлетворение эго, опору на себя и идеал Hицшеанского
Сверхчеловека. Эти группы пользуются магией как средством к власти в
земной жизни. Они видят Сатану как силу ведущую человечество за
определенные ему пределы. К этой категории относятся две основные
организации: Церковь Сатаны Антона ЛаВей и Храм Зла (Temple of Set)
Майкла Аквино. Эти группы отличаются как организационно, так и
философски. Гностики: опять же их можно разделить на 2 основные
категории. Прометеевские Гностики: считают своим богом Сатану, но
полагают что создатель мира (Иегова) является злым божеством. Сатана же
по их понятиям "носитель Света", великодушный бог. Верования этой
относительно старой группы берут начало в дохристианских культах (напр.
Изиды). Гностики Тьмы: поклоняются темным силам в природе. Эта группа
следует "прихотям капризного бога", в котором по западным понятиям
можно видеть "зло". К этой группе также можно отнести представителей
некоторых христианских ересей и последователей культа Кали. "Вторичные"
Сатанисты: доморощенные христиане и современные последователи
христианства идущие вне основных ветвей этого учения. Большинство из
них не считают себя сатанистами и горяче такие утверждения оспаривают
(как, впрочем, и некоторые Гностики), что не мешает официальной церкви
зачастую их так квалифицировать. В эту же группу можно включить