Смекни!
smekni.com

Концепции макроэкономического равновесия (стр. 4 из 7)

m= 1 = 5
1 – 0.8

Поскольку инвестиционные расходы составили 1000, тогда прирост ВНП составил:

1000 ´ 5 = 5000, что можно записать в обобщенном виде:

∆I ´ m = ∆У

Рассчитанный таким образом прирост ВНП ∆У = 500, состоит из пер­воначального прироста инвестиций 1000 и вторичных потребительских расходов 4000.

Если предположить, что предельная склонность к потреблению ∆С/∆У упадет с 0,8 до 0,75, тогда инвестиционный множитель m снизится с 5 до 4. В случае, если предельная склонность к потреблению снижается до 0,5, тог­да инвестиционный множитель составил бы 2.

Отсюда проистекает вывод, что чем меньше дополнительные расходы на потребление по отношению к приросту дохода, тем меньше будет инве­стиционный множитель, и наоборот.

Такую зависимость можно представить в более обобщенном виде, ис­ходя из деления прироста дохода (ВНП) на две части: прирост потребления ∆С и прирост сбережений ∆S. Отношение ∆С/∆У называем предельной склонностью к потреблению (не смешивать со средней склонностью к по­треблению C/Y), a ∆S/∆Y предельной склонностью к сбережению.

Формулу инвестиционного множителя можно записать в виде

Из этого следует, что величина инвестиционного множителя является возрастающей функцией предельной склонности к потреблению и убы­вающей функцией предельной склонности к сбережению.

Действительно, чем больше население сберегает, тем меньше тратит на потребление и тем меньше будет эффект вторичных расходов в виде прироста ВНП. Поэтому сбережение в условиях неполного использования производственных возможностей народного хозяйства является нежелательным. Оно означает воздержание от расходов, а тогда предприниматели не могут реализовать часть произведенной продукции. Будут накапливаться запасы, что подтолкнет предпринимателей к ограничению производства и занятости. Рост безработицы еще больше сократит доходы и тем самым расхо­ды на потребление, что углубит спад инвестиций и ВНП.

В такой ситуации может возникнуть явление, называемое парадоксом бережливости. Этот парадокс заключается в том, что сбережение, выступающее индивидуальной добродетелью, проявлением рационального мышления индивида о своем будущем, может превратиться в общественное зло, если все будут меньше расходовать. Это повлечет за собой падение спроса, рост запасов нереализованной продукции и тем самым снижение производства и занятости. Таким образом, то, что хорошо для индивида, не обязательно должно быть хорошо для всего общества. При сократившемся ВНП общество будет также меньше сберегать и тем самым в меньшей степени удовлетворять свои будущие потребности.

Наряду с приростом инвестиционных расходов, первоначальные изме­нения в потреблении, государственных расходах, чистом экспорте также подвергаются действию мультиплицирующего эффекта. Поэтому в широ­ком смысле слова уместно говорить не просто об инвестиционном множи­теле, а о мультипликаторе вторичных расходов. Такой сложный мультипликатор учитывает изъятия из текущих доходов не только в виде сбережений, но и налогов, затрат на импортную продукцию.

С целью более тщательного исследования влияния инвестиций на уровень ВНП необходимо раскрыть функцию потребления.

Функция потребления выражает количественную связь между уровнем текущего потребления населения С и уровнем личного дохода населения, оставшегося в его распоряжении Ур. Эту связь можно выразить уравнением:

С = а + МРС ´ Ур,

где:

а – автономный уровень потребления, не зависящий от величины рас­полагаемого дохода населения,

МРС – предельная склонность к потреблению.

Функцию сбережений можно выразить формулой:

S = -а + (1 - МРС) ´ Ур. Например, если Ур = 100, а МРС = 0,7, а = 8, то

С = 8 + 0.7 ´ 100 = 78, соответственно S=22

Новый уровень макроэкономического равновесия будет достигнут тогда, когда растущий совокупный спрос сравняется с растущим доходом.

Год Y I С=80 + 0,7Y C+I = Da
1 1000 220 780 1000
2 1000 300 780 1080
3 1080 300 836 1136
4 1136 300 875 1175
5 1175 300 903 1203

Противоположные эффекты наступят тогда, когда наступит одноразо­вое снижение инвестиционных расходов.

Год Y I С=80 + 0,7Y C+I = Da
1 1000 220 780 1000
2 1000 130 780 910
3 910 130 717 847
4 847 130 673 803
5 803 130 642 772

Обе числовые таблицы не закончены. Их следовало бы продолжать вплоть до того момента, когда в определенном году не наступит уравновешивание совокупного спроса и дохода (ВНП).

Величины, на которые необходимо стимулировать или же ограничивать совокупные расходы с целью достижения макроэкономического равновесия в условиях полного использования производственных возможностей, измеряются рецессионным (дефляционным) и инфляционным разрывом.

Рецессионный разрыв – величина, на которую должны возрасти сово­купные расходы, чтобы повысить реальный ВНП до его неинфляционного уровня в условиях полной загрузки производственных мощностей и занятости.

Инфляционный разрыв – величина, на которую совокупные расходы должны снизиться, чтобы номинальный ВНП соответствовал его неинфля­ционному уровню в условиях полной загрузки производственных мощно­стей и занятости.


3. Альтернативные взгляды на проблемы инфляции и безработицы

Кейнсианцы утверждают, что в условиях свободного функционирования рыночной системы хозяйствования возникает тенденция к превышению предложения рабочей силы над спросом на нее, означающего безработицу. Причину этой тенденции они усматривают в недостаточном спросе на то­вары. Если спрос на товары недостаточен для покрытия всего их предложения, то производители будут вынуждены сократить производство продукции и тем самым занятость. Формирующаяся вследствие дефицита спроса безработица может быть довольно продолжительной, прежде чем будет устранена самостоятельным функционированием рыночного механизма. Поэтому кейнсианцы считают необходимым активное вмешательство в экономические процессы с целью устранения безработицы посредством стимулирования совокупного спроса.

Кейнсианская концепция инфляции утверждает, что рост загрузки производственных мощностей приводит не к росту цен, а к росту объемов производства и занятости. Рост объемов производства по мере приближения к состоянию полной загрузки производственных мощностей наталкивается на различные ограничения, «узкие места». В некоторых отраслях промышленности потолок использования производственных мощностей достигается раньше, чем в других отраслях. По мере последующего роста объемов производства предприниматели нанимают менее квалифицированных работников, назначают более высокие ставки зарплаты. В резуль­тате происходит рост издержек производства и цен в одних отраслях, который переносится на другие отрасли, даже если производственные мощности в них полностью не используются.

Однако с момента достижения объемов производства, соответствующих полной загрузке производственных мощностей и занятости, дальнейший рост совокупного спроса приводит к росту цен без реального увелич­ния совокупного общественного продукта. Тогда начинает раскручиваться инфляционная спираль, в которой рост зарплаты (номинальных доходов) толкает вверх цены, а возрастание уровня цен приводит к необходимости увеличения зарплаты. Чем выше будут темпы роста номинальных доходов и цен, тем быстрее будет раскручиваться инфляционная спираль. Выход из инфляционной спирали заключается в устранении инфляционного разрыва посредством уменьшения темпов роста номинальных доходов относительно темпов роста цен.

Мероприятия, направленные на устранение инфляционного разрыва, осуществляются в рамках так называемой политики доходов. Мероприятия могут быть направлены на установление ориентиров роста зарплаты и цен для предпринимателей и носить добровольный характер (увязка темпов роста ставок зарплаты с темпом роста производительности труда, рекомендации по изменению уровней цен так, чтобы они могли компенсировать прямо пропорционально изменение удельных издержек). Политика доходов помимо добровольных рекомендаций для предпринимателей может включать в себя мероприятия обязательного характера, заключающиеся в административном контроле над ценами и зарплатой.

Реализация политики доходов приводит к искажению информацион­ной функции цен и тем самым нарушению оптимального распределения экономических ресурсов по отраслям. Помимо этого стремление предпри­нимателей нарушить административный контроль над ценами и зарплатой. Может привести к ухудшению качества производимой продукции, развитию «чёрного рынка» снижению объёмов производства.

Основная идея классической концепции функционирования рынка труда заключается в утверждении, что в условиях свободной конкуренции существует тенденция саморегулирования рынка труда, характеризующаяся полной занятостью. Безработица, с их точки зрения, является добровольной.

Основная идея классической концепции функционирования рынка труда была развита в шестидесятые годы нашего столетия их последователями монетаристами (М. Фридман в числе их наиболее видных представителей). Так же, как и основатели классической теории макроравновесия, они утверждают, что в экономике существует тенденция к саморегулированию рынка труда. Однако если традиционная теория отождествляет состояние равновесия на рынке труда с полной занятостью, то монетаристы допускают при существовании равновесия на рынке труда так называемой естественной безработицы. Причину естественной безработицы они усматривают в несовершенстве функционирования рынка труда, особенно в неполноте информации о свободных рабочих местах и рабочей силе недостаточной мо­бильности рабочей силы, ограничении конкуренции (действие профсоюзов, наличие чрезмерных пособий по безработице, законов, регулирующих уровень минимальной зарплаты). Естественную безработицу монетаристы рассматривают как оптимальное состояние (соответствующее равновесию на рынке труда), возникающее в условиях существования ограничений и несо­вершенства в функционировании рынка труда.