С другой стороны, в проведении денежно-кредитной политики возникают серьезные ограничения, которые скрывают опасность ухудшения экономической ситуации.
Во-первых, это определено общими особенностями использования косвенных методов регулирования, когда одни и те же мероприятия, проводимые государственными органами, обеспечивают позитивный эффект на одних рынках, но на других взывают отрицательные последствия
Во-вторых, значительно на эффективность денежно-кредитной политики влияет правильность выбора промежуточных и тактических целей. Здесь речь идет о так называемой технической стороне дела. Известно, что денежную массу можно представить в виде денежных агрегатов, построенных по принципу убывания ликвидности. Выбрав в качестве цели промежуточной, скажем, темп роста денежной базы. ЦБ должен выбрать и денежный агрегат, который он будет контролировать, более узкий или более широкий и соответственно определить тактические цели. Сделав не правильный выбор, т.е. выбор не учитывающий все происходящие процессы в денежно-кредитной сфере, принятые усилия не принесут желаемого конечного результата, мало того они могут подорвать авторитет экономических теорий, на основе которых формировалась денежно-кредитная политика.
И, в-третьих, проведя денежно-кредитную политику и выбирая ее цели следует учитывать побочные эффекты. ЦБ не способен контролировать предложение денег полностью, так как в этом процессе участвуют также коммерческие банки и не банковский сектор.
2.1 Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику
Формирование монетарной политики в переходной экономике России определено взаимодействием двух групп факторов: во-первых, спецификой особого периода развития, собственно реализацией перехода от планово-централизованной экономической системы к современной смешанной экономике рыночного типа, и, во-вторых, конкретными политическими и социально-экономическими условиями, в которых происходит этот переход.
Специфика экономической политики государства в переходный период связана с тем, что еще не выработана устойчивая экономическая система, имеющая свойство само регуляции и саморазвития. На сегодняшний день государственное регулирование в смешанной экономике наряду с рыночным образует единый механизм и, дополняя друг друга, обеспечивает работу целостной системы. Переходная экономика – это не воспроизводящаяся на своей основе экономическая система. Старые отношения понемногу видоизменяются, а созданные новые институты, нормы и правила не способны быстро заменить прежние. Существование полярных механизмов регулирования приводит к столкновению экономических интересов, обострению политических и социально-экономических отношений. Борьба нового и старого обусловливает непостоянство и неустойчивость экономики в переходный период. Равновесие в данный период невозможно обеспечить без активной поддержки государства.
При всем при этом переходная экономика требует для своей стабилизации особой схемы отношений между государством и экономическими агентами. В переходный период поведение экономических агентов строится в условиях неизвестной трудно предсказуемой экономической ситуации. Нет сформированных долгосрочных ориентиров экономической деятельности, не сложены устойчивые экономические связи. В переходной экономике государство не способно напрямую использовать инструменты и механизмы макроэкономического регулирования, давшие позитивный эффект в сложившейся системе смешанной экономики. Это целиком и полностью относится и к денежно-кредитной политике, которая будет безуспешна, если нет адекватной реакции экономических агентов на импульсы, которые создают денежные инструменты. Эта реакция связана с формированием рыночных институтов и рыночных механизмов.
По этой причине в период их формирования монетарная политика усложняется, регулирование денежной массы, находящейся в обороте, процентных ставок, которые влияют на количество инвестиций, денежных потоков в экономике не может ограничиваться только методами, применяемыми в уже сформировавшихся экономических системах.
Исходные социально-экономические и политические условия, в которых происходит переход к новой экономической системе, относятся ко второй группе факторов оказывающих влияние на денежно-кредитную политику. Переходные процессы в экономике России сопровождаются общим спадом производства, потерей хозяйственных связей, безработицей. Экономическая дестабилизация выражается в дисбалансе совокупного спроса и предложения, внушительном дефиците государственного бюджета, инфляции.
Поэтому, мероприятия по созданию нового, более действенного механизма хозяйствования вынужденно увязывались за мерами по стабилизации. В итоге после проведения экономической политики должно было установиться макроэкономическое равновесие в краткосрочном периоде, создание условий для экономического роста, улучшение инвестиционного климата.
Правительство, которое возглавлял Е. Примаков, пришедшее к власти в сентябре 1998 года, вызвало ожидания координальных изменений макроэкономической политики. Многочисленные выступления видных членов правительства с призывами к усилению государственного вмешательства в экономику, компенсировать потери населения от кризиса осени 1998, оказать государственную поддержку банковской системе, предвещали инфляционный вариант развития событий. Складывалось такое впечатление, что правительство намерено пойти на открытое противостояние с международными финансовыми организациями и иностранными кредиторами.
На самом деле правительство Е. Примакова проявило должную осторожность и в результате обеспечило не только принятие, но и реализацию жесткого бюджета на 1999 год при проведении сдержанной денежной политики. Еще больше прагматизма было в политике Правительства РФ, возглавляемого С. Степашиным и В. Путиным.
Одними из основных целей политики валютного курса на 2000 год ЦБ РФ определил сглаживание сильных колебаний обменного курса рубля и поддержание золотовалютных резервов на уровне, который способен обеспечить доверие к проводимой монетарной политике и стабильность российской валютно-финансовой системы. Не остался без внимания вопрос о совершенствовании действующего механизма обязательного резервирования и его нормативной базы, увеличение объема операций ЦБ РФ на открытом рынке и депозитных операций с коммерческими банками. Планирование процентной политики Банка России в 2000 год происходило опосредованным способом: с помощью контроля за операциями на открытом рынке и за объемом эмиссии, но из-за неспешного развития внутреннего рынка государственных ценных бумаг, принятые меры денежно-кредитного регулирования имели ограниченное значение.
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2000 год содержали два базовых сценария развития экономики в 2000 году. Согласно первому (умеренному) сценарию, прирост денежной массы должен был составить 20–28%, инфляция – около 18–22%, а прирост реального ВВП – от 1 до 2%. Второй сценарий (оптимистичный) предполагал существенно более высокие показатели роста реального ВВП (6–10%) при незначительном по сравнению с первым вариантом увеличением прироста денежной массы М2 (32–38% за год) и инфляцией на уровне 25–28%. 12 октября 1999 года Правительство РФ утвердило положение об особенностях эмиссии и регистрации облигаций Банка России. Предполагалось, что выпуск данного финансового инструмента даст ЦБ РФ новые возможности управления денежной массой, а именно, возможность стерилизации рублевых интервенций на валютном рынке. Однако аукционы по их размещению были проведены только один раз 14 декабря 1999 года, но не были признаны состоявшимися из-за отсутствия спроса по приемлемым для эмитента ценам.
В течение 1999–2000 Банк России не единожды снижал ставку рефинансирования, опустив ее с 60% до 25% годовых (см. прил. 1). Всё равно ее динамика просто следовала за тенденциями в темпах роста индекса потребительских цен и в уровне ставок по межбанковским кредитам и на рынке государственных ценных бумаг. Осенью 2000 года ставка рефинансирования приняла отрицательные значения в реальном исчислении.