В заключении комиссия предложила два варианта отношения к ходатайству аулов Хаджико и Тхагапш. Если существование Шапсугского района представлялось целесообразным, то необходимо добиваться признания ими ревкома и выполнения всех постановлений окружного и краевого исполкомов. Если же исходить из того, что существование Шапсугского района, как совершенно не имевшего экономических предпосылок для этого, нецелесообразно, то это ходатайство, безусловно, заслужило внимания - говорилось в отчете комиссии.
Однако комиссия увидела и другие, главные, с ее точки зрения, мотивы, в том числе взаимоотношения лидеров аулов и председателя ревкома. (Сами же выступавшие отвергли наличие у них каких-либо претензий к ревкому, включая председателя).
Мы также считаем, что скрытые мотивы существовали, но суть их видим в другом.
После Кавказской войны не прошло и 60 лет. Еще были живы люди, испытавшие на себе ее ужасы, в том числе депортацию, "прелести" жизни под властью царской администрации или многолетнюю, полную лишений жизнь в труднодоступных горных убежищах.
Тяжелая, безрадостная жизнь под властью своего недавнего врага привела к тому, что адыги замкнулись в себе, старались меньше общаться с русскими; развивалась отчужденность и боязнь всего русского. Очи старались не вмешиваться в политическую жизнь, в революционные события, так как считали, что при любом исходе будут виноваты они.
В период установления советской власти и гражданской войны на Кубани, слабо ориентировавшиеся в политике, если не сказать наивные, адыги оказались втянутыми в борьбу между красными и белыми. Это, как известно, кончилось для них бедой. В марте 1918 г. началась расправа красных с адыгами, заполыхали аулы.
Люди, искренне желавшие добра народу, в то время говорили: "Мы должны мирно жить и трудиться в своих аулах, соблюдая строгий правопорядок и не затрагивая ничьих интересов. Только это даст нам спокойствие и безопасность. Живите мирно и никого не трогайте. Будьте осмотрительны".
Практически этот призыв можно рассматривать как инструкцию по выживанию. Безусловно, подобная ситуация порождена Кавказской войной, бедственным, бесправным положением на родине, навязыванием чуждых правовых норм и моральных представлений.
Большинству жителей аулов Хаджико и Тхагапш (в отличие, скажем, от кичмайцев) пришлось немало лет после выселения прожить на Кубани в атмосфере бесправия и унижения, принудительной русификации. Аул Тхагапш пережил в конце 1870-х г. вторую депортацию за связь с махаджирами. Позже тем и другим было разрешено вернуться на родину.
Новую власть шапсуги, как и все адыги, встретили с надеждой. Во-первых потому, что она свергла царя, с которым они связывали свои беды, т. е. как бы отомстила за них. Во-вторых, советская власть обещала всем равные права и возможности. Советской власти верили, ее поддерживали. Адыги ждали от нее мира, равных прав с остальными, земли, возможности трудиться и жить на своей родине. Более того. власть была, якобы, не против предоставления им самостоятельности. Но оказалось, что практически она отнеслась к этому формально, чисто декларативно, а в шапсугском случае выступила резко против их варианта.
Буквально с появлением сведений о возникновении движения за национальное самоопределение в форме автономии, была развернута активная работа по его дискридитации, по компрометации лидеров. Стало ясно, что органы местной власти не поддерживают идею как вхождения шапсугов в Адыгейскую автономную область, так и создания Шапсугской республики. В этих условиях, жители аулов Хад-жико и Тхагапш, их лидеры, члены Красно-Александровского сельсовета, как нам представляется, дабы не идти наперекор властям, из-за опасения спровоцировать конфликт между шапсугами и властью, с русским населением, выступили вообще против образования какой-либо национальной автономии. Неадекватность действий властей ярко выразилась в аресте Юсуфа Нагуча, в виновность которого никто не верил.
Эти же мотивы явились причиной их длительного упорного сопротивления вхождению в Шапсугский район.
Задумывались или нет аульские лидеры над экономической перспективой Шапсугского района образца 1924 г., интуитивно ли чувствовали ее отсутствие, мы не знаем, но то, что они не верили в искренность властей, ожидали подвоха, это представляется бесспорным. Причину этого нужно искать в событиях XIX в. По крайней мере интуиция "застрельщиков" их не подвела. Об этом говорит последующая история Шапсугского района.
Вскоре после собрания аульские лидеры были арестованы. Среди "застрельщиков" власти называли Чилезаха Тох, Баулета Литхуш, Ибрагима Хейшхо (председатель сельсовета), Брама Сизо, Хаджи Гербо.
Под угрозой дальнейших репрессий 16 ноября 1924 г. (на 1-м съезде советов Шапсугского района) аулы через своих представителей были вынуждены признать власть Шапсугского ревкома. Съезд просил ревком ходатайствовать о закрытии следствия по делу арестованных и освобождении их из-под стражи. Съезд просил также окрисполком о проведении землеустройства шапсугов, финансирования школ, аппарата райревкома.
Делегаты Шапсугской районной комсомольской конференции (1925 г.)
В 1925 г. в Шапсугском районе насчитывалось 5 сельских советов: Карповский (Куйбышевский в 1926 г. из него был выделен Псыбийский сельсовет), Псеушховский, Кичмайский, Красно-Александровский, Кармир-Астаховский (с центром в п. Головинка). Численность населения района составляла 3730 чел., из них шапсугов-3396, русских-334, количество населенных пунктов - 14.
В 1930 г. (не позднее июня) центр Шапсугского района был перенесен (без учета мнения шапсугов) из Туапсе во 2-й Красно-Александровский (Калеж) аул, а в октябре 1930 г.-в пос. Совет-Квадже (бывшая дача Голубева).
На жизнеспособности района изначально негативно сказалось через полосное размежевание с Туапсинским районом, отрезанность от всех видов коммуникаций.
Работавшая в районе в августе 1925 г. комиссия Черокрисполкома и Туапсинского района по обследованию деятельности и личного состава Шапсугского ревкома и входящих в его состав аулсоветов, предваряя свой отчет отмечала: "Шапсугский округ является не отдельной территорией, населенной шапсугским народом и ограниченный общими границами, а состоит из нескольких территориальных участков, разделенных вклинившимися между ними территориями Туапсинских сельских советов". Далее в отчете отмечалось отсутствие у ревкома "каких бы то ни было средств на текущие потребности аулсоветов", поэтому последние "принуждены прибегать к самообложению". Фактически вся власть, законодательная и судебная, была в руках "общегражданских" собраний.
Члены Шапсугского райсполкома (апрель 1926 г.)
В докладе также отмечалось, что выделенные району "участки с их населенными пунктами расположены исключительно в долинах рек, но в стороне от проезжих дорог, не только железнодорожной и шоссейной, но и проселочных... сношения с административными и торговыми центрами затруднены, а порой (из-за разливов рек, дождей, снежных заносов - Т. П.) невозможны". "Все это,- продолжает комиссия,-создает вынужденную оторванность аулсоветов и входящих в них аулов от центра и чрезвычайно затрудняет экономическое развитие района".
В отчете признается также, что причиной трудностей экономического характера служит и "крайняя недостаточность земли, пригодной под посевы". Однако еще 23 февраля 1924 г. областное земельное управление обязало лесничего "наметить меры, могущие улучшить экономическое состояние шапсугов" .
Делегаты третьего съезда Советов Шапсугского района Черноморского округа (1927 г.)
Проект землеустройства шапсугов был представлен 4-му шапсугскому съезду. По тактическим соображениям, пользуясь остротой этого вопроса, власти решили поставить его на обсуждение первым, несмотря на то, что в повестке съезда первым стоял другой главный вопрос: национальное самоопределение шапсугов. Этим маневром предполагалось направить, как говорилось, страсти в другое русло.
По проекту землеустройства "на 3424 души черкесов намечалось к отводу 3424 десятины удобной для сельскохозяйственного пользования земли из расчета на одну душу по одной десятине". Само землеустройство (отвод земли) было запланировано на 1924-1925 г. Приступили к нему в марте 1925 г. В докладе говорилось, что на момент проверки (август 1925 г.) "все землеустройство шапсугов ведется помимо какого бы то ни было участия Шапсугского земотдела".
В феврале 1926 г. состоялись перевыборы сельсоветов, а 17-23 марта 2-й съезд советов Шапсугского района. Председателем райисполкома был избран МуратХушт. Главами сельских советов избраны: Карповского-Джамбулет На-гуч, Псыбинского-МагометАчох, Красно-Александровского - Нух Хунов, Кичмайского-Кади Кадиев, Псеушховского - Аис Напсо.
Интереасный факт из жизни района. В мае 1926 г. Шапсугский РИК ходатайствует перед Черокрисполкомом о передаче в район "старого знамени шапсугского народа, которое находится в Адыгейском областном музее, высланное ему ошибочно из Тифлисского музея совместно с другими знаменами кавказских народов".
Действительно шапсугское знамя 1840 г. поступило из Тифлиса (тогда центра Кавказского наместничества) в упомянутый музей. Оно имело крайне плохую сохранность. Сравнительно недавно знамя шапсугов (а также натухайцев) было профессионально реставрировано и сейчас занимает достойное место в экспозиции Адыгейского республиканского Национального музея.