Смекни!
smekni.com

Макроэкономические предпосылки развития инвестиционного процесса в РФ (стр. 6 из 8)

¾ разработать механизм сбалансированного распределения между энергосырьевым и инновационным секторами промышленности;

¾ разработать механизм эффективного использования ресурсов и распределения сверхприбыли в интересах общества;

¾ создать национальную инновационную систему с целью создания новых товаров и услуг, эффективных машин и высоких технологий с воплощением инвестиций в данные направления;

¾ сделать Россию инновационно-активной страной с увеличением инвестиций в промышленность и машиностроение;

¾ создать механизм обмена финансовых ресурсов на современные высокие технологии, лучшие машины и оборудование на отечественном рынке с увеличением ВВП на душу населения в 4–5 раз, доведя его до уровня развитых стран;

¾ решить на уровне президента страны проблему механизма аккумулирования и использования сверхприбыли;

¾ разработать поэтапную политику обновления основных средств и основных фондов промышленности с соблюдением закона воспроизводства основного капитала;

¾ создать нормативно-правовой акт, регулирующий использование амортизации и фонд накопления из прибыли на инновационную и инвестиционную деятельность хозяйствующего субъекта;

¾ всем участникам экономического процесса выявить инвестиционные потребности на возмещение устаревшего и морально изношенного оборудования;

¾ увеличить инвестиции в модернизированные машины и оборудование;

¾ разработать экономически обоснованную инвестиционную программу на уровне государства по закупке оборудования на отечественном и зарубежном рынках;

¾ разработать механизм использования вторичного рынка оборудования через совместные предприятия и лизинг; хотя импортная техника и устаревшая, но она более эффективная, чем отечественная. Передовые бизнесмены пошли именно по этому пути, и как следствие инвестиции в это направление составили 25% от общего объема инвестиций в 2002 г., или 32,5 млрд руб.;

¾ изменить концепцию оценки эффективности инвестиционного процесса на макроуровне через показатели роста объема производства и сопутствующих им показателей. Так, индекс физического объема промышленного производства за 1990–2001 гг. составил 60%, индекс инвестиций — 25%, что означает сокращение объема производства на 40% при уменьшении инвестиций на 75%.

Рекомендуется сохранить показатели рентабельности активов и интегральный коэффициент использования капитала.

Следует отметить, что интегральный коэффициент эффективности использования капитала в отраслях промышленности за 2001 г. отражает эффективность инвестиций в следующие отрасли, а именно:

1-е место принадлежит топливной промышленности;

2-е место — цветной металлургии;

3-е место — пищевой промышленности;

4-е место — черной металлургии.

В инвестиционном процессе рекомендуется обратить внимание на то, что для крупнейших корпораций, принимающих участие в установлении котировок акций на фондовом рынке, все большее значение приобретает показатель капитализации, а также производительности труда и капитала.

Инвестиционный процесс в российской металлургии направлен на экспорт продукции из-за резкого падения внутреннего рынка, что приводит к дополнительным затратам, обусловленных консолидацией активов и концентрацией мощностей ведущих предприятий, привлекая для этой цели иностранный капитал, т.е. неся дополнительные затраты на интеграцию отрасли.

Начало реструктуризации положила девальвация рубля (1998) и корпоративное законодательство, направленное на стабилизацию прав собственности. Формированию интегрированных бизнес-групп (ИБГ) в российской металлургии способствовали вышеописанные факторы, а также государственная политика, в частности:

¾ введение Налогового кодекса;

¾ снижение банковской кредитной ставки;

¾ регулирование экспортных тарифов.

Следует отметить, что при всем несовершенстве законов РФ о банкротстве, о холдингах, об акционерных обществах и других корпоративная реорганизация российской металлургии в основном соответствует мировым тенденциям. Данные тенденции характеризуются следующими элементами:

¾ завершение передела собственности;

¾ первичное накопление капитала;

¾ создание ИБГ (интегральных бизнес-групп);

¾ формирование эффективного менеджмента;

¾ укрепление позиции на мировых рынках;

¾ развитие партнерских отношений с ведущими мировыми корпорациями;

¾ транснационализация бизнеса.

Главным недостатком российских ИБГ по сравнению с зарубежными является слабая роль рынка ценных бумаг в привлечении инвестиций. Низкая капитализация компаний отрасли связана с тем, что собственность многих ИБГ размыта между малоизвестными оффшорными компаниями, номинальными держателями акций, предприятиями и физическими лицами, которые стремятся использовать эмиссию акций в основном как инструмент перераспределения или сохранения собственности.

В малом бизнесе инвестиционный процесс затруднен доступом к внешним источникам финансирования. Важнейшими факторами инвестиционного процесса в малом бизнесе в РФ являются:

¾ административные барьеры;

¾ отсутствие доступа к пригодным для размещения площадям;

¾ ограниченность платежеспособного спроса;

¾ коррупция.

В 2004 г., по сравнению с 1997 г., число малых предприятий составило 891 тыс., или увеличилось на 48 тыс. Рост составил 5,7%. В РФ малые предприятия функционируют не более четырех лет с численностью 7–8 человек и, как правило, это в сфере торговли и общественном питании, а доля малых предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, в РФ составляет всего 4%.

Малые предприятия, как правило, привлекают инвестиции теневого характера или «серого» кредита, а также денежные средства родных и близких, т. е. частный капитал.

Помещение инвестиций в малые предприятия более выгодно, так как стоимость рабочего места в 6–50 раз ниже, чем на крупных предприятиях, где стоимость одного рабочего места колеблется до 3 млн. руб. Одновременно следует отметить высокую степень оборачиваемости капитала на малых предприятиях за счет его мобильности, маневренности и высокой предприимчивости собственников малого бизнеса.

Прогнозируя прирост продукции в РФ до 10% в год, требуется привлечение дополнительных инвестиций на создание 2 млн. рабочих мест дополнительно с инвестициями в $200 млрд. Это нереальная задача — ни, по сути, ни по содержанию, если делать ставку на крупные предприятия. В этой связи упор должен быть на создании малых предприятий, которые создают дешевые рабочие места, требуя гораздо меньших размеров инвестиций за счет:

¾ самоорганизации предприятий;

¾ создания кредитных союзов и кооперативов;

¾ создания ремесленных сел, выпускающих продукцию, привлекательную для туризма;

¾ целенаправленной политики государства по решению ряда вопросов в области предоставления дополнительных помещений, зданий с необходимыми коммуникациями;

¾ выявления государством регионов, имеющих потребность в создании малых предприятий, и оказания им финансовой и организационной поддержки.

Следующим направлением инвестиционного процесса в РФ является более активная приватизация государственных монополий, а именно:

¾ автомобильных дорог;

¾ железных дорог;

¾ трубопроводного транспорта;

¾ морских и речных портов;

¾ аэропортов;

¾ жилищно-коммунального хозяйства.

Данный комплекс хозяйства занимает 25–30 % в ВВП.

Приватизация предполагает наличие всех прав частного сектора на собственность; противоречие государственного собственника и частного сектора заключается в том, что государство является собственником, но не является собственником инвестиционных ресурсов, а собственник инвестиций не является собственником инфраструктурных монополий.

Данные противоречия легко устранить, используя мировой опыт институализации партнерства и частного сектора (ПЧГС).

Опыт такого партнерства имеется в Великобритании, где в 1992 г. создана программа «Private Finance Initiative» (PFI), в рамках которой за 1992–2001 гг. осуществлено более 400 проектов и вовлечено в государственный сектор инвестиций на сумму более 19 млрд. фунтов стерлингов. На основе полученного опыта Великобританией разработана дополнительная программа на 2000–2003 гг. с привлечением 20 млрд. фунтов стерлингов частных инвестиций в государственный сектор, что в 3 раза превышает реализацию программы PFI за предыдущие 10 лет.

Соответствующий опыт хорошо прослеживается в межгосударственных долгосрочных программах. Например, в Европе создана программа создания долгосрочных сетей транспорта, телекоммуникаций и энергетических инфраструктур. Данная программа рассчитана до 2020 г. с общим объемом финансирования в 400 млрд. евро с участием ПЧГС. В программе принимает участие и Россия в транспортной и энергетической инфраструктуре. Подобный подход инвестирования наблюдается и в развивающихся странах, а в целом более чем в 100 странах мира.

Основными задачами ПЧГС в России являются:

¾ создание нормативно-правовой и законодательной базы в области легализации концессии;

¾ обработка тактики и стратегии партнерских взаимоотношений двух сегментов рынка, государственного и частного, в области инвестиций, товаров, работ и услуг. В области инвестиций обеспечить инвесторам гарантию прибыльности на инвестируемый капитал и обеспечение права инвесторов и общества на получение товаров и услуг;

¾ создание организационно-хозяйственного механизма управления партнерскими отношениями в части экономического и социального соответствия укладу Российской экономики;

¾ подготовка общественного мнения и завоевание доверия со стороны властных структур для передачи государственной собственности в частный сектор экономики;