С конца 50-х гг. XX в. неоклассическая экономическая теория начинает приобретать современные формы. Первой из них стал монетаризм — система взглядов группы профессоров Чикагского университета во главе с М. Фридменом, в соответствии с которой объем национального продукта и уровень цен изменяются в зависимости от изменения предложения денег. Главной проблемой, волновавшей экономистов и политиков в тот период, была уже не безработица и обеспечение полной занятости, а усиливающаяся инфляция.
В 1970-е гг. в США возникло новое направление классической теории экономика предложения. Основными представителями данного направления являются A. Лаффер, P. Риган и М. Фелдстайн. Их работы вписываются в рамки идейных течений либерализма, в которых в противоположность кейнсианству не только отрицается необходимость активной роли государства в стабилизации макроэкономики, но и отдается явное предпочтение предложению как фактору экономического роста. С этой целью их рекомендации обычно сводятся к мерам по сокращению налогов и увеличению конкуренции на товарных рынках и рынках труда.
Как видим, основные идеи классической школы не стали исторической реликвией и широко используются в современных экономических исследованиях. Вместе с тем они подвергались и подвергаются серьезной критике, поскольку основываются на гипотезах, имеющих вполне очевидные пределы.
Во-первых, как показывает реальная действительность, восстановление равновесия при полном использовании ресурсов, осуществляемое с помощью механизма цен, не является ни автоматическим, ни мгновенным. Свободная мобильность факторов производства во многом сдерживается структурой современной экономики, контролем над рынками благ и производственных ресурсов со стороны монопольных и олигополистических компаний. В этих условиях регулирующая функция цен и их роль как инструмента ориентирования, стимулирования и выбора ставятся под большой вопрос.
Во-вторых, эффективность и надежность регулирующей роли системы цен могут быть слишком низкими и даже приближаться к нулю из-за неверных оценок спроса фирмами, особенно в секторах, где преобладают долгосрочные инвестиции. Таким образом, рыночный механизм оказывается слишком уязвимым способом координации поведения экономических субъектов перед лицом неопределенного будущего.
В-третьих, адаптация совокупного предложения, совокупного спроса и полного использования ресурсов, осуществляемая посредством механизма цен, связана с существованием совершенной конкуренции — идеального состояния, которого в реальной жизни по существу нет.
В-четвертых, система цен представляет собой отличный двигатель долгосрочного экономического роста, однако на коротких отрезках времени заработная плата, процентные ставки и товарные цены становятся малоподвижными, а значит, негодными для выполнения регулирующей макроэкономической роли
Первым и наиболее серьезным испытанием классической теории макроэкономического равновесия стал мировой экономический кризис 1929 1933 гг., называемый обычно в исторической литературе Великой депрессией. Он поразил прежде всего развитые страны, экономика которых на протяжении четырех долгих лет была охвачена катастрофической безработицей, спадом производства, сокращением деловой активности. В США, например, за этот период ВНП сократился более чем на 30%, безработица выросла с 3 до 25% и вплоть до 1940 г. держалась в среднем на уровне 19%. Чистые инвестиции с 1931 по 1935 г. были отрицательными.
Какое-то время правительства западных стран практически бездействовали, полагаясь на заверения сторонников традиционной экономической теории в том, что рыночная система сама придет в равновесие за счет внутренних резервов устойчивости. Однако национальные экономики стран, охваченных кризисом, продолжали функционировать при низком уровне занятости, не подавая сколько-нибудь существенных признаков оживления. Длительное падение цен (индекс потребительских цен в США за период с 1929 по 1933 г. снизился на 25%) так и не привело к ликвидации избыточного предложения товаров, так как спрос падал еще быстрее. Таким образом, Великая депрессия опровергла классическое положение об определении спроса на товары их предложением и привела к появлению другого вывода — о том, что расходы определяют производство и что свободная рыночная экономика в силу внутренне присущих ей законов воспроизводит нехватку совокупного спроса по сравнению с совокупным предложением.
Первым человеком, сумевшим яснее других рассмотреть и описать новый облик экономики, выявить закономерности ее функционирования и предложить рецепты для вывода ее из кризиса, стал английский экономист Дж. Кейнс – самая яркая и значимая фигура в истории экономической мысли XX в. Его знаменитая книга "Общая теория занятости, процента и денег", вышедшая в 1936 г., произвела подлинный переворот в экономическом мышлении.
Дж. Кейнс не только четко выделил круг специфических макроэкономических проблем, заложил основы методологии и методики их анализа, сформулировал принципы активной экономической политики государства, но и показал, что исследования экономического поведения могут измеряться и проверяться, а значит, носить эконометрический характер.
Один из фундаментальных выводов, к которым пришел Дж. Кейнс в ходе анализа, заключался в том, что рыночный механизм сам по себе не в состоянии установить равновесие на уровне полной занятости. С точки зрения Дж. Кейнса общее равновесие не является Парето-оптимальным так как может достигаться и в кризисном состоянии экономики, при значительной безработице. Более того, производство на уровне потенциальных возможностей для нерегулируемой рыночной экономики скорее исключение, чем правило.
Расхождения во взглядах Дж. Кейнса и его предшественников в оценке эффективности функционирования рыночного механизма – следствие использования разных методологий экономического анализа. Методология кейнсианской теории отличается от классической следующими особенностями:
а) агрегатным подходом к экономическому анализу;
б) акцентом на несовершенства в действии рыночного механизма (власть монополий, административное установление цен, осуществление сделок на основе долгосрочных договоров, неопределенность будущего);
в) рассмотрением экономической конъюнктуры, создаваемой рыночным механизмом, в коротком, а не в длительном (как у классиков) периоде;
г) особым вниманием роли денег в экономической системе.
Кейнсианская функция совокупного спроса определяется как сумма планируемых домашними хозяйствами и фирмами расходов на товары, услуги и факторы производства для каждого из уровней совокупного дохода страны.
Данное определение существенно отличается от того, которое было дано в первой главе данного исследования. Там совокупный спрос был представлен в виде кривой, показывающей, какой объем национального производства домашние хозяйства и фирмы готовы купить при различных уровнях цен. Такая трактовка базируется на классическом понимании экономики, в которой господствует гибкое ценообразование и уровень цен может принимать любые значения. Кейнсианская же модель описывает экономику в краткосрочном периоде, для которого характерны жесткие цены, и поэтому здесь совокупный спрос интерпретируется по-иному.
Из сказанного следует, что при описании механизма взаимодействия
спроса и предложения в кейнсианской модели традиционный график AD-AS, в котором по вертикальной оси откладывался уровень цен, а по горизонтальной объем национального производства, использоваться не может.
Жесткость цен в экономике означает, что уравновешивание спроса и предложения происходит не за счет изменения уровня цен, а за счет того, что объемы продаж и изменение величины запасов дают фирмам информацию о том, что и сколько хотят иметь покупатели. Модель AD-AS, таким образом, может только обозначить равновесный объем производства, но не может показать, как это равновесие достигается. Поэтому для описания равновесия в экономике с жесткими ценами необходимо построить график, отражающий зависимость величины спроса и предложения от объема национального дохода. Такой график носит название "кейнсианский крест" и представляет собой интерпретацию модели совокупного спроса – совокупного предложения в условиях жесткого ценообразования (рис.8).
Рис. 8 – Определение равновесного объема выпуска
На рис. 8 по горизонтальной оси отражается национальный доход Y, совпадающий по величине с объемом национального выпуска, а по вертикальной — объем совокупного спроса.
Поскольку совокупный спрос равняется сумме спроса на потребительские и инвестиционные товары, то в графическом изображении он может быть представлен суммированием графиков потребления и инвестиций при каждом уровне дохода.
Совокупное предложение на графике отразить значительно проще: объем национального дохода равен величине национального продукта, который, в свою очередь, составляет весь объем предложения в экономике. Это значит, что кривая совокупного предложения начинается с нуля и направлена по прямой вверх под углом 45°, т. е. по биссектрисе. Следовательно, если национальный доход равен 1000 единиц, то и совокупное предложение должно быть равно 1000 единиц.