Смекни!
smekni.com

История политических партий (стр. 7 из 11)

Муравьев полагал, что военная революция приведет к отмене крепостного права, равенству всех перед законом, свободе печати и к прочим благам.

53. Взгляды Ш. Фурье на государство и право

Для Фурье (1772-1837гг) политика и политическая деятельность представлялись бесполезным занятием. Он гордился тем, что обнаружил аналогию 4-х движений (материального, органического, животного, социального) и выявил их основу -всеобщий закон тяготениями притяжения В обществе эти_законы действуют через игру многообразных людских страстен, заложенных богом с целью обеспечения людей свободой их удовлетворять Вскрыть, описать и классифицировать эти страсти - значит наметить единственный путь радикального исправления общества, найти верное средство, способное обеспечить введение нового социального порядка Его приход близится, само поступательное движение истории подводит к нему Первая из четырех фаз близится к концу и завершается периодом цивилизации, который несет возможность гармоничного существования людей Не подготовка необходимой посылки для этого (материальной, духовной, социальной) есть движение цивилизации вспять Прежние достижения, приносившие пользу, обращаются во вред (тирания феодалов меняется тиранией собственников-капиталистов) Каждый индивид оказывается в состоянии войны с коллективом При строе цивилизации бедность рождается из изобилия

Он критиковал современную систему буржуазного общества «Современное государство всегда стояло _на стороне богатых и защищало их господствующее положение Бедные классы совершенно оттеснены от властиасти Государство сурово относится к бедным и идет на поводу у богатых» Характерным признаком цивилизации является тирания индивидуальной собственности над массой Провозглашенные в различных декларациях права и свободы, для большинства остаются пышными фразами на бумаге Он считает, что_общество должно в первую очередь официально признавать право на труд, который не осуществляется при цивилизации, но без которого ничего не стоят остальные права

Критикуя существующий строй, он пытается определить способ избавления от него Революцию он отвергал Считал, что ни народный суверенитет, ни всеобщее избирательное право не изменят жалкого состояния народа Оно изменится, если в основе общества будут стоять производственно- потребительские товарищества, в которые будут входить члены различных социальных групп Ячейкой ассоциативного строя станет фаланга (коллектив примерно из 1600 человек) Сеть фаланг принципиально независимых и самовладеющих покроет все страны Фаланги наследуют частную собственность, сохраняют имущественное неравенство Однако формы труда, обслуживания и воспитания таковы, что позволяет членам фаланг умножить общественное богатство до колоссальных размеров, постепенно стереть классовый антагонизм, зажить дружно и свободно

Личная свобода каждого - первая заповедь существования фаланги Она не допускает никакого принудительного устава Для Фурье свобода- высшая ценность, чем равенство Фаланги - автономные и не зависящие друг от друга социальные организации Центральная власть и ее аппарат сохранятся в будущем обществе, не вмешиваясь во внутреннюю деятельность фаланг

55. Политико-правовые воззрения А. И. Геоиена и Н.Г. Чернышевского

ГЕРЦЕН (1812-70гг.) разрабатывал основы теории русского социализма. Главным для Герцена был поиск методов -соединения абстрактных идей социализма с реалиями общественных отношений. В 50-х гг. он пришел к решению о возможности соединения всего этого в России. Так как в крестьянском мире содержится 3 элемента, позволяющих провести экономический переворот,-ведущий к социализму.

1) право каждого на землю-

2) обширное владение ею

3) мирское управление

Эти элементы препятствуют развитию сельского пролетариата, и дают возможность миновать стадию капиталистического развития. В 50-х гг. Герцен основывает в Лондоне типографию и выпускает газету «Колокол» нелегально ввозившуюся в Россию. По мнению Герцена, отмена крпостного права при сохранении общины даст возможность избежать опыта капиталистически развивающегося запада и прямо перейти к социализму. Существовавшую в России общину Герцен считал основой, но не главной ячейкой будущего общественного устройства. Ее глав недостаток он видел в поглощении личности общиной. Главная задача состоит в соединении прав личности с общинным устройством.

Герцен уделял внимание способу осуществления социальной революции В его произведениях немало суждений о неизбежном насильственном низвержении капитала, но он не являлся сторонником обязательного насилия В период подготовки крестьянской реформы в колоколе высказывал надежд на отмену крепостного права правительством на выгодных условиях для крестьян. Эти надежды на мирное решение крестьянского вопроса вызвали возражение других революционных социалистов. Но Герцен отвечал, что «нужно призыв не к топору а к метле чтоб вымести сор из избы»

Герцен разрабатывал идею избрания и созыва Великого собора- учредит собрания для отмены крепостного права, узаконения пропаганды социалистических идей, борьбы с самодержавием Эта идея стала частью идеологии России. Герцен обращал особое внимание на международное соединение работников (интернационал) как первый всход будущего экономического устройства.

В теории русского социализма- Герцена проблемы государства и права рассматриваются как второстепенные, подчиняющиеся экономической и социальной проблемам Он писал что «государство, как и рабство, идет к свободе, к самоуничтожению. Будущее общества- союз объединений самоуправляющих общин.

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (1828-1889гг.) один из руководителей журнала «Современник» В нем он посвятил ряд статей изложению идеи перехода к социализму через крест общину В статье «Критика философских предубеждений против общинного владения» он стремится доказать на основе гегелевского закона отрицания необходимость сохранения общины и ее развития в более высокую организацию.

В статье «Капитал и труд»-излагает план организации производственных товариществ при помощи ссуды от правительства, назначающей на 1 год опытного директора. Герцен назвал Чернышевского представителем теории «чисто западного социализма» т.к. он ссылался на идеи Фурье, Прудона, Луи Блана Однако стержнем его теории является идея общинного социализма в России.

Основная идея Чернышевского - развитие общинного землевладения в общинное производство, а затем и потребление. Он считал наиболее желательным изменение гражданских учреждений посредством реформ, но для России считал реформы невозможными т.к. самодержавие когда-то породило крепостничество, а теперь пытается лишь изменить его форму, сохранив сущность В публицистических изданиях он вел антиправительственную пропаганду, использую эзопов язык, намеки, исторические параллели. Об устройстве власти, которая свергнет самодержавие говорилось в прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». В ней одобряются страны, в которых народный староста (президент) избирается на срок, а также царства, где царь не смеет ничего сделать без народа и всему народу оказывает послушание. Необходимость государства, по мнению Чернышевского, порождена конфликтом, обусловленным несоответствием между уровнем производства и потребностей люд. В результате роста производства и перехода к распределению по потребностям исчез конфликт между людьми, а тем самым надобность в государстве. После длительного перехода общество сложится в федерацию, основанных на самоуправлении союзов земледельческих общин, промышленно-земледельческих объединений, фабрик перешедших в собственность рабочих. Он в статье «Экономическая деятельность и законодательство» критикуя теорию буржуазного либерализма, доказывает, что невмешательство государства в экономическую деятельность обеспечивается только заменой частнособственнического строя общинным владением

В «Современнике» критиковались западноевропейские либеральные теории и развивающийся конституционализм Ссылаясь на экономическую зависимость, он утверждал, что нрава и свободы, провозглашенные западом, являются обманом.

56. Проблемы государства и права в социологии О. Конта

От либеральных концепций государства и права сильно отличается политико-правовая теория основателя позитивизма Огюста Конта.

Опост Конт (1798-1857) родился и жил во Франции, учился в лицее, затем в Высшей политехническои школе С 1818 по 1824 г. Конт был секретарем Сен-Симона. Преподавал математику, астрономию, физику, механику и ряд других наук

Позитивизм Конта стал отражением заметных успехов науки в Европе. Конт утверждал, что положительное знание дается не спорами и домыслами о Боге, природе, духе и материи, а только опытом и наблюдением Наука должна изучать факты, закономерности, их связи и отношения. "Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов, другими словами, - в замене слова почему словом как".

Он-утвёрждал, что социальная функция науки - предвидение будущего. Это утверждение он более всего относил к социологии (социальной физике), созданной им науке об обществе. В центре внимания Конта стоит общество как ррганическое целое; взаимосвязь людей и социальных групп -понимается им как солидарность сотрудничество,-

Социология Конта представлена в трех разделах: учение об условиях существования общества, учение об изменении социальных систем, программа социального действия. Первый раздел своей социологии, которую Конт хочет видеть чем-то вроде- социальной физики", он называет "социальной статикой". В нем он рассматривает основные, по Конту, социальные институты (семью, государство, церковь). Базовой ячейкой общества Конт считает семью, которая представляет собой своеобразную " субстанцию " социума.