"Манифест коммунистической партии" не утратил значения программного документа, однако стремление сторонников марксизма опереться на социал-демократическое движение привело к тому, что марксистскую теорию стали называть «научным социализмом».
60. Развитие марксистского учения о государстве и праве в труде Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства"
Как подчёркивает Ф. Энгельс в предисловии к своей работе, "определяющим моментом в истории является, в конечном счёте, производство и воспроизводство непосредственной жизни. Оно двояко - производство средств к жизни и производство самого человека".
Производство, таким образом, определяющий момент. Но невозможно объяснить историю, исходя только из производства. Дело в том, что человека отличает не только "производство необходимых средств к жизни", но и наличие нравственности, т.е. сознание своего отношения к другим людям. Нравственность отдельных индивидов существенно зависит от существующих материальных условий, но не является их прямой функцией: чтобы объяснить эту связь, нужно привлечь определённые нравственные законы.
Таким образом, экономические законы (т.е. законы воспроизводства жизни) с одной стороны, и нравственные законы (законы отношения человека к другим людям и к себе) с другой стороны, взаимодействуя, определяют движение человечества. Это взаимодействие - и есть предмет, рассматриваемый им в данной работе.
Законы товарного обмена приводят к образованию новых общественных форм жизни. Семьи, осознавшие свою самостоятельность, подрывают тем самым родовой строй. Родственные отношения уступают место товарным, могущественные семьи, осознавшие важность власти в распределении богатств, понемногу эту власть узурпируют. Недоставало лишь учреждения, которое увековечило бы не только начинающееся разделение общества на классы, но и право имущего класса на эксплуатацию неимущего и господство первого над последним, частную собственность. И такое учреждение появилось. Было изобретено государство.
Государство
Ф. Энгельс отмечает две особенности государства - деление по территориальному признаку и публичная власть.
Материальные посылки возникновения государства:
1) всё развивающееся обособление от рода отдельных семей
2) развитие обмена (которое привело к большей мобильности людей
3) появившаяся частная собственность на землю (котора^ привела к тому, что племена не владели цельной территорией, а территория эта всё больше дробилась
4) развившееся рабство, требующее регулярного насилия.
Таким образом, на довольно большой территории перемещалось множество племён; вследствие такой перемешанности средства управления, принятые в родовом обществе, оказались неэффективными, да к тому же они преследовали совсем другую цель: цель рода была - выжить всем вместе, цель семьи стала - нажиться самой.
В такой ситуации наиболее богатые и сильные семьи, осознав важность власти как средство распределения и удержания материальных благ стремились её удержать. Должности вождей стали постепенно закрепляться за выходцами из богатых семей. Очевидно, это связывается с процессом признания богатства как меры человека: с одной стороны сами богатые семьи укреплялись в _мысли, что лишь они достойны властвовать (и эта мысль укреплялась: тем более, по мере укрепления традиции). С другой стороны, более слабые семьи, сознавая свою растущую зависимость от богатых семей и не умели ничего этой зависимости противопоставить, признавали за ними это право.
Круг замкнулся: наиболее влиятельные семьи, удерживая власть, ещё более увеличивают свои богатства, что опять-таки ведёт к усилению их власти; слабые же семьи, раз попав в затруднительное положение (а помощь им уже не оказывается
безвозмездно) - попадают в зависимость от :сильных и, теряя из-за этой зависимости власть, а значит, и богатства,г стремительно разоряются.
"Такова была светлая заря цивилизации", иронизирует Ф Энгельс "Как только производители перестали сами непосредственно потреблять свой продукт, а начали отчуждать его путем обмена, они утратили свою власть над ним.Они -уже больше не знали, что с ним станет Возникла возможность использовать продукт против производителя, для его ^эксплуатации и угнетения" И, поскольку, люди созрели морально для того, чтобы эту возможность использовать, они её использовали.
Начавшийся процесс интеграции привёл к тому, что вожди племён образовали совет В связи с тем, что территория, подчиняющаяся совету, была достаточно большой, народное собрание не всегда могло решать вопросы управления Таким образом, власть уже отделялась от народа и вожди могли использовать ее в своих интересах, а поскольку их интересы были -богатство, то они использовали её именно для наживы Чтобы закрепить и узаконить это свое положение, они внесли в первые законы право на власть только для лиц, имеющих определённый доход Общественное мнение уже пришло к тому, что так и должно быть, несогласные же были слишком слабы, чтобы что-либо изменить
Поскольку написаны были законы, или правила, которым должны были следовать граждане зарождающегося государства, должны были появиться и люди, наблюдавшие за соблюдением этих законов, люди, пресекавшие нарушения _этих законов, люди, совершенствующие эти законы, наконец, люди, знающие эти законы достаточно, чтобы консультировать незнающих Появился государственный аппарат Всем этим людям некогда уже было заниматься Производительным трудом; чтобы их прокормить, понадобилось собирать налоги, а значит, нужны были люди, определяющие размер этих налогов, люди, собирающие их - и их нужно было кормить Не все люди работавшие в государственном аппарате, были собственниками Но большинство из них было заражено жаждой собственности, жаждой наживы И им недостаточно было того, что они жили за чужой счет Они нашли способ добывать сверхприбыль из самой власти Различного рода поборы, взятки, вымогательства ввергали массы во все более глубокую нищету
Как отмечает Ф Энгельс "Римское государство превратилось в гигантскую сложную машину исключительно для высасывания соков из подданных"
С появлением собственности происходит раздвоение человека, как от содержания его отделяется форма, как форма эта приобретает самостоятельную жизнь и подчиняет себе человека В государственном аппарате это раздвоение достигло высшей точки если человек, занятый в производстве, осознает свою необходимость и необходимость в других, то чиновник живёт в мире, порождённым человеческим сознанием, в мире, управляемом законами, людьми же и придумываемыми, те это человек, в котором осталась одна форма, не зря чиновники всех времен на редкость бездушны Как пишет Л Н Толстой, "в жизни этих людей форма господствует над содержанием Пользуясь благами, добытыми чужим трудом, они не испытывают острой во взаимной поддержке и помощи, а потому руководятся в отношениях друг к другу не внутренними побуждениями, но внешними правилами Это приводит их к фальши и лжи ".
В сущности, об этом же и говорит и Ф Энгельс "Обладая публичной властью, и правом взыскания налогов, чиновники, становятся, как органы общества, над обществом [ ] Носители отчуждающейся от общества власти, они должны добывать уважение к себе путем исключительно законов, в силу которых они приобретают особую святость и неприкосновенность"
61. Политические идеи Г. Спенсера
Спенсер - философ позитивист Основная работа - «Система синтетической философии» Спенсер рассматривает общество как своеобразный организм, развивающийся по законам эволюции Эволюция есть переход от неопределенной однородности к определенной разнородности, сопровождающей рассеяние движения и интеграцию материи Общество взаимодействует с окружающей средой и испытывает влияние этой среды, в результате складывается государство «Правительство возникает вследствие оборонительной и наступательной войны против других обществ» По началу основной обязанностью государства является защита от внешнего врага и охрана общества от внутреннего врага На этой основе сложился воинственный тип социальной организации
Ее характерные черты
1) народ и армия имеют одинаковое строение, организованы на основе принудительного объединения
2) иерархичная общественная организация
3) место индивида определяется его статусом
4) жизнь человека принадлежит обществу
5) государство устанавливает не только запреты, но и предписания
6) запрещены все объединения и союзы
Военный тип общества сменяется промышленным, основывающемся на взаимодействии общества и природы Государство основано не на иерархии, а на равенстве , на свободных договорах и частной инициативе Инициатива поощряется, распределение благ по справедливости Единственной обязанностью правителя является поддержание справедливости
Различия военного и промышленного типа в том, что в первом индивид служит целям общества, а во втором общество служит для индивида Спенсер одобряет организации и деятельность рабочих профсоюзов, принуждающих предпринимателей идти на уступки Спенсер дал традиционные для либерализма перечни прав и свобод (безопасность личности, свобода передвижения, свобода совести, речи , печати), обращая особое внимание на право собственности и свободы частной предпринимательской деятельности Полностью индивидуальная собственность есть спутник прогресса Он защищает права каждого, занимающегося чем угодно Правительственное вмешательство в торговую и предпринимательскую жизнь он отвергает как пережиток военного режима
Политические права рассматривает как средство обеспечения индивидуальных прав Он одобряет расширенные избирательные права, однако против предоставления полных прав женщинам В статье «Человек против государства» Спенсер осуждает нарастающее вмешательство государства в общественные отношения под предлогом улучшения условий