15. Политические и правовые идеи Иваня Пересветова
1549г. "Сказание о Магомет - султане и царе Константине", где в аллегоричной форме излагает вопросы государственной власти и преплагает реформу. Критиковал социальные и государственные пороки Византии, покорность туркам и причины ее падения, проводил параллель с Русью. Он критиковал самовластие бояр. неправедный ПУТЬ обогащения междоусобицы. В военном отношении царь также не мог положиться на бояр. Искоренить зло может только сильная власть, но власть царя должна быть ограничена. Он проводит мысль о сословно-представительной монархии. «Власть опирается на Посад и дворянство, созданный государственный аппарат, справедливый суд, на местах - воевода». Идеал - государство, основанное на правде (законах),
Источником беззакония и произвола считал систему кормления. Для ее уничтожения необходимы реформы в военной, финансовой и судебной областях. Военная - замена ополчения постоянным войском, для чего необходимо собирать доход у наместников и поручить это дело государственным чипам, за которыми контроль. Судей назначает царская власть, они получаю]' высокое жалование из казны и сурово наказываются, если судят за мзду, а не по закону. Он идеолог складывающегося нового класса дворян.
П. Августин Аврелий о церкви и государстве
«АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ» Признание христианства государственной религией не исключало трений между императорской властью и церковью. С одной стороны император смотрел на священников как и на своих чинов т.е. они обязаны исполнять императорские веления, а также император опирался на авторитет решения религиозных вопросов. С другой стороны духовенство не желало быть послушным исполнителем императорских велений. Церковь притязала на полную независимость в религиозных делах и па участие в управлении государством.
Притязания церкви на участие в государственном управлении называются теократическими теориями. Знаменитой вехой в развитии политической правовой идеологии церкви был ученый северо -африканский епископ Августин Аврелий, прозванный «блаженным», а католической церковью святым и учителем церкви. В произведении «О граде божьем» Августин Аврелий писап что на земле существует 2 государства: божий град (церковь) и град земной (государство). В церкви - право и общественная польза, истины, справедливый мир и покой, а государство - временное создание человека, созданное насилием и держащееся принуждением. Оправдание государства в том, что оно поддерживает земной порядок, причем существует 2 земных государства: одно основано на насилии, а другое на заботе о подданных. В конечном счете оправдание государства и служении церкви, в помощи небесному граду направлять мир земной к небесному миру.
Августин Аврелий первый, кто предложил приобщать к христианству м насильственным, вооруженным путем искоренять ереси. Источник зла -свободная воля людей, влекущая их от единства к множественности.
Оправдание государства и в поддержании социального-порядка.- Августин Аврелий выдвинул новый подход к рабству. Источник рабства грех, но исторически рабство отделяет людей - плен, причем плен имеет оправдание, поскольку согласно его учения, войны не противоречат божьим заповедям. Божественное установлением является и гчастная собственность, социальное неравенство, деление на бедных и богатых. Характеризуя христианское государство он писал государство.
_лучше устроится, когда основано на вере и согласии. Практически преобразованное государство является рабовладельческим христианским государством, основ на участии духовенства в государственных делах, насилием подавляющее инакомыслие. Теории и идеи Августина Аврелия осуществились в Восточной Римской Импеии.
в целом добродетель трактовалась как комплекс этико-правовых норм и принципов, в которые входят правила ритуала, заботы о людях, преданности и т.д.
Законодателю он уделял вспомогательную роль. Социально-политическую нагрузку несет принцип изменения имени т. е. приведение имени в соответствие с реальностью, обозначая место, ранг и т.д. Канфуцианство было признано влиятельным течением политической мысли и стало играть роль государственной религии.
Мо-цзы основал школу моистов. Он выражал интересы мелких собственников, ремесленников чье положение было
неустойчиво. Монеты осуждали замещение государственных должностей по принципу происхождения и родства т.к. считали, что люди равны. На государственную службу следует выдвигать более мудрых, независимо от происхождения. Источником мудрости является не знания из книг, а жизненный опыт. Поэтому управление государством не требует обучения. В противовес Конфуцианским принципам человеколюбия, они выдвигают принцип всеобщей любви т.к. считают что истинное человеколюбие должно быть одинаково для всех независимо от сословия. Всеобщая любовь истолковывается как взаимовыгода. Из бескорыстной добродетели всеобщая любовь превращается в расчетливое услужение для получения выгод. Идеальным организацией власти считается государство с мудрым правителем и отлаженной исполнительной службой. Для установления полного единства государству предлагается насаждать единомыслие, искоренять вредные учения, поощрять доносы. Поддерживать данный порядок необходимо посредством наказаний и наград. Таким образом идеи равенства были отброшены. Ученый мо-цзы занимает промежуточное положение между Конфуцием и легистами. Интересы имущей и служивой знати отстаивают легисты.
Представители Шан Ян, инициировали реформу узаконения частной собственности. Легисты разработали учение о технике отправления власти, руководство стремлением служивой знати. Другие особенности составляли элементы, 'исторически подходящие к общественным явлениям. Идеология легизма намечала проведение общественных комплексных экономических и политических реформ. Всю власть предлагали сосредоточить в руках правительства, лишить наместников властных полномочий. Намечалось упразднение передачи должности по наследству. На административные посты • выдвигали тех, кто зарекомендовал себя верным государству. Предусматривалась продажа должностей. Легисты считали необходимым подчинять семейные кланы местной администрации. Предлагали установить единые для всего государства законы. Отношения между властью и народом рассматривались как противоборство враждебных сторон. Высшая деятельность государя - создание могущественной власти. Легизм содержал более полную программу централизованного государства. Применение легистких учений привело к усилению деспотизма. Конфуцианство дополнилось новыми идеями и утвердилось в качестве государственной религии. Монеты постепенно отмирают. Конфуцианство оставалось официальным политическим учением до 1913г.
4. Политико-правовые идеи софистов
Первые проявления интереса к политике во 2 пол 5 в до н.э.
Софист - учитель науки. Первым присвоил себе это название Протого Софист - учитель политики. Софисты едины. Различаются старшие софисты (Протогор, Гиппий) и младшие (Каликл. Пол). Первоначало - учение Гераклита, который отрицал что- либо постоянное — все течет, все меняется. В мире нет ничего постоянного. Применяя этот принцип софисты отрицали какой-либо принцип.
Главное начало своей системы Протогор определил так: Явление - есть_истина, человек - есть мерило всех вещей. Основа всего материя. Она постоянно движется следовательно бесконечно изменяются веник
Мерило всего существующего - в каждом отдельном человеке в каждую минуту бытия. Мерило менее изменчиво, чем вещи. Истина - это то, что нам кажется в данное мгновение. Сам человек - критерий знаний о богах, государстве, нравственности, политике и законе. Общего блага нет. Все нравственные установления условны.
У других софистов главное внимание уделяется несоответствию земных законов природе вещей. У Гиппия указывается на условность законов. Главный аргумент против подчинения: закон условен согласно людям т.к. все люди равны, а по закону нет.
Младшие софисты в этом отношении пошли дальше- естественное право - это право сильного. Во всех существующих форм властвования сила является основой властвования, законодательства. Калликл тоже придерживается аристократической позиции - сильный повелевает слабым. Критик демократического закона и принца равенства. Закон природы состоит в том, что сильный повелевает слабым, основываясь на неравенстве. Каждый стремится к тому, что ему нравится.
Полезная сторона софистики - расширяет мысль, все ставит под вопрос." Частный интерес получает развитие, появляется свобода личности заявить о себе. Софистика дала толчок к росту прозы и красноречия. В общественную жизнь вносит смуту и анархию. Их учение служит корыстному стремлению.
Предмет и метод ИППУ
Для юриста знание ИППУ является обязательным. История политических учений - история философии права- история
Михайловский внес значительный вклад (проф ТГУ) «фсф права является венцом юридической подготовки» Фсф права изучается в ретроспективе- как сложились отношения в области человечества и права, по каким законам идут политические перемены и т.д. История имеет свою внутреннюю логику, с ее законами надо считаться. ИППУ формирует теоретическое мышление и историческое сознание в политико-правовой действительности. Две главных области в истории: 1)теоретическая 2)практическая
В ИППУ как в зеркале отражается фсф ход мыслей, практика развития государственных учреждений. Это дает возможность изучать идеи. ИППУ - это часть истории фсф которая трактует не общую часть бытия и сознания, а вопросы государства, права, политики.
Предметом ИППУ является теоретически оформленные в доктрину учения, взгляды на государство, право и политику, По структуре методической, доктрина включает 3 компонента;
1. Методологическая основа (напр, фсф религии, иное), т е. мировоззрение.
2. Содержательная попытка решения основных проблем теории государства и права, те теория, содержащая учения -