Народ имеет право не только изменить форму правления, но и совсем расторгнуть само общественное соглашение и вообще возвратить себе естественную свободу.
Руссо различает четыре рода законов: политические, гражданские, уголовные и «наиболее важные из всех, - нравы, обычаи и особенно общественное мнение».[5]
Он подчёркивает, что к теме общественного договора относятся только политические законы.
Политические – основные законы. В них всеобщий характер воли сочетается со всеобщностью предмета. Такой закон рассматривает подданных как единое целое.
Цель всякой системы законов – свобода и равенства. Законы – необходимое условие гражданской ассоциации и общежития. Нужны не просто законы, а система законов. Эта необходимость порождает спрос на Законодателя, под которым Руссо имеет в виду учредителей государств, реформаторов в области политики, права и морали.
Деятельность необыкновенного законодателя просвещает народ и подготавливает почву для его собственного выступления в качестве законодателя. Законодательную власть он считает сердцем государства.
В случае опасности, когда речь о спасении Отечества можно приостановить действие законов и учредить диктатуру, которая должна быть только кратковременной.
3. Заключение. Влияние концепции Руссо на дальнейшие развитие правовых идей. Руссо во многом противоречив и во многом не очень точен. Этот факт имеет значение для людей, которые с научных позиций изучают его наследие, но даже они учитывают время, обстоятельства, цель зарождения этих идей.
Начну с цели. Он реализовал её полностью, когда воспитанные на его идеях массы пошли 14 июля 1789 года на штурм Бастилии. Он был не одним из подготовивших свержение феодализма, а знаменем тех, которые принимали участие в борьбе, зная, что и зачем надо делать. Его идеи родились, когда нужно было свергнуть старое и хорошо известное (феодализм с его институтами) и построить что-то новое. Он наметил контуры этого нового. Его идеи в той или иной мере отражены в основополагающих документах (начиная с Декларации прав человека и гражданина, принятой учредительным собранием Франции в августе 1789 года и включая Конституцию Украины 1996 года).
Не всегда и не в одинаковой мере, но ведь он советовал при создании законов учитывать географические факторы страны, занятия и нравы народа.
«Своим учением о законе как выражении общей воли и о законодательной власти как прерогативе неотчуждаемого народного суверенитета, своей концепцией общественного договора и принципов организации государства Руссо оказал огромное воздействие на последующее развитие государственно-правовой мысли и политической практики. Его доктрина стала одним из основных идейных источников в процессе подготовки и проведении французской буржуазной революции, особенно на её якобинском этапе».[6]
Я уже говорила о более широком распространении идей Ж.Ж. Руссо: он нужен современности.
Литература:
1. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под общей редакцией В.С. Нерсесянца. М., 1999.
2. Философия эпохи ранних буржуазных революций. Т.И. Ойзермана. М., 1983.
3. Проблема человека в западной философии. М., 1988.
4. Большой юридический словарь. М., «Инфра-М», 1998.
5. Советский энциклопедический словарь. М., 1987.
6. Философский словарь. М., 1981.
[1] Философский словарь. М., 1982год.
[2] См. Советский энциклопедический словарь. М.,1987год.
[3] Большой юридический словарь, М. «Инфра –М», 1998год.
[4] См. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под общей редакцией члена-кореспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В.С. Нерсесянца. М., 1999год, с292
[5] История политических правовых учений. М., 1999, с. 298.
[6] История политических и правовых учений. М., 1999, с. 300.