Смекни!
smekni.com

Мелкобуржуазная политическая экономика (стр. 1 из 6)

Введение

Промышленный переворот, охвативший в первой половине XIX в. многие европейские страны, предопределил зарождение разнообразной критики основополагающих постулатов смитианского учения. Эту критику правомерно соотнести с тремя альтернативными классической школе направлениями экономической мысли, как-то: экономический романтизм, утопический социализм, немецкая историческая школа (социально-историческое направление). Представители каждого из указанных направлений выступали в качестве противников классической политической экономии, предлагая иные, чем у классиков, модели идеального социально-экономического устройства общества.

Термин «экономисты-романтики» берет свое начало со времен выхода в свет одной из ранних публикаций В. И. Ленина под названием «К характеристике экономического романтизма (Сисмонди и наши отечественные сисмондисты)» (1897). В этой работе речь идет о том, что российские «экономисты-народники», подобно С. Сисмонди (Сисмонди Жан Шарль Леонар Симодзе (1773-1842) – французский экономист и историк, иностранный почетный член Петербургской Академии наук. Критиковал капитализм с мелкобуржуазных позиций. Первый экономист, который поставил проблему кризисов перепроизводства в центр исследований. Выступал за мелкое товарное производство, за участие рабочих в хозяйском деле), развивают «экономические теории романтизма» и ограничиваются «сентиментальной критикой капитализма с точки зрения мелкого буржуа».

Если для С. Сисмонди, несмотря на расхождения во взглядах с классиками, исходной базой в политической экономии было все же их учение, то П. Прудон (Прудон Пьер Жозеф (1809-1865) – французский социалист. Родоначальник анархизма. Критиковал крупное капиталистическое производство, выступал за увековечивание мелкотоварного производства. Пропагандировал мирное переустройство общества путем реформы кредита и обращения, выдвинул идею учреждения «Народного банка», с целью предоставления дарового кредита для организации эквивалентного обмена продуктов труда мелких производителей. Выдвинул звонкий лозунг «собственность – это кража», частной собственности противопоставлял владение, основанное на личном труде) стремился как можно дальше дистанцироваться от них. В частности, в своей работе «Что такое собственность?» он, возражая Ж.Б. Сэю, утверждает: «Политическая экономия, будучи наукой о ценностях, о их производстве, распределении, обмене и потреблении, невозможна, раз меновая ценность не поддается измерению...», а «что же касается разрешения социальных проблем, которое пытались дать экономисты (классики), то можно сказать, что оно было абсурдным.

Предметом изучения политической экономии, по мнению П. Прудона, не может являться сфера производства, так как в этом случае из-за того, что «меновая ценность не поддается измерению», без внимания остаются проблемы социальной сферы и, прежде всего многообразные задачи организации обмена и потребления. Последние по существу и являются предметом изучения этой науки в его представлении.

Вот почему в экономической литературе, ориентированной на марксистско-ленинское учение, традиционно выделяется специальный раздел «мелкобуржуазная политическая экономия» либо «мелкобуржуазная экономическая мысль».

«Романтики», по характеристике Ленина, «возлагают все свои надежды на слабое развитие капитализма, взывают к его задержке», а их «оратор» Сисмонди «указал на одинаковое основание свободной торговли и протекционизма… на тот процесс “ломки” старой хозяйственной жизни и старых полупатриархальных отношений в западноевропейских государствах… на тот общественный факт, что, при известных условиях, свободная торговля ускоряет эту “ломку”».

Ленинские термины «экономический романтизм» и «экономисты – романтики» означают, прежде всего критическое восприятие принципов либеральной экономики и, соответственно, экономики свободной конкуренции или, как еще говорят, капитализма. Но эта критика, как подчеркивает В. И. Ленин, «сентиментальна» и «романтична» потому, что она, констатируя бедственное положение рабочих, взывает не к «революционным» преобразованиям по ликвидации «несправедливого» капиталистического общества ради социализма, а к реформам с целью возврата к «старым полупатриархальным отношениям», которые исключили бы накопление капитала «мелкими буржуа» (крестьянами, ремесленниками, кустарями) и обеспечили бы «задержку» капитализма на стадии так называемого мелкотоварного хозяйства – хозяйства мелких собственников.


1. С. Сисмонди – родоначальник экономического романтизма

1.1. Экономическое учение С. Сисмонди

Род С. Сисмонди принадлежал к старинной женевской аристократии. Отец был кальвинистким пастором, владел невдалеке от Женевы имением, в котором протекало детство С. Сисмонди.

По окончании духовной кальвинисткой «коллегии» в Женеве С. Сисмонди поступил в университет, который ему так и не удалось закончить. Поводом прервать учебу было пошатнувшееся материальное положение отца, из-за чего он перешел на работу в один из банкирских домов Лиона. Но затем произошли известные французские революционные события, от которых С. Сисмонди с отцом не смогли уберечься и их посадили в тюрьму.

С. Сисмонди было около20 лет, когда его семья была вынуждена эмигрировать почти на семь лет; сначала на полтора года в Англию, где он углубленно вникает в «Братство народов» А Смита, а затем еще на пять лет в Италию, где некоторое время ему довелось управлять хозяйством на усадьбе своего отца в провинции Тоскана и одновременно писать свои первые научные произведения.

По возвращении в 1800 году в Женеву С. Сисмонди целиком отдается научной и литературной деятельности. Уже первые его экономические работы «Картина сельского хозяйства Тосканы» (1801) и «О коммерческом богатстве или принципах политической экономии и их применении к торговому законодательству» (1803), в которых он еще стоял на позициях А. Смита, принесли ему определенную известность во Франции.

Это обстоятельство во многом предопределило знакомство С. Сисмонди с мадам де Сталь, которую он в 1804-1808 гг. сопровождает в ее путешествии по Италии и Германии. Очевидно, именно непосредственные наблюдения действительности и изучение экономической, политической и исторической литературы наиболее крупных европейских стран обусловили многоплановый и неординарный характер исследований этого ученого в пору его творческого подъема. А популярность Сисмонди росла с каждой его последующей публикацией, в том числе особенно благодаря изданию двухтомника «Истории итальянских республик» (1807), лекции о литературе романских народов под названием «Литература Южной Европы» (1813).

В 1813 году Сисмонди переезжает в Париж, выступая с серией статей в поддержку Наполеона.. но после реставрации бурбонов он переезжает в Англию, откуда несколько лет спустя возвращается в Женеву, чтобы провести там остальную часть жизни. В этот период он пишет свои самые яркие экономические и исторические произведения, в числе которых «Новые начала политической экономии, или О богатстве и его отношению к народонаселению»(1819), «Этюды по политической экономии» (1837), а также «Истории французов» (в 31 томе), «Истории падения Римской империи» (в 2 томах) и др.

Скончался С. Сисмонди в Женеве 21 июня 1842 года.

Чтобы выявить вклад С. Сисмонди в историю экономической мысли, необходимо рассмотреть лучшее его произведение, которое, наперекор «Началам…» Д. Риккардо, названо им «Новые начала политической экономии…». В этом двухтомном труде он подробно излагает собственное видение предмета и метода политической экономии, а также теоретические воззрения по поводу характеристики производительного труда и разделения труда, народонаселения и доходов, воспроизводства и реформ.

1.2. Предмет и метод изучения

К трактовке предмета изучения политической экономии С. Сисмонди обращается почти на всем протяжении первого тома «Новых начал…»

Солидаризируясь с А. Смитом в том, что источник богатства следует искать в общественном труде, и видя предмет политической экономии именно в материальном благосостоянии людей, С. Сисмонди в то же время делает категорическую оговорку об обязанности государства дать возможность всем гражданам пользоваться тем физическим довольствием, которое доставляет богатство, и исходя из этой позиции, автор «Новых Начал...», приводит далее две трактовки предмета политической экономии.

Согласно первой трактовке политическая экономия — это наука, изучающая управление народным богатством. Согласно второй это наука моральная и в значительной мере нравственная . Причем наука моральная, потому что она вводит в заблуждение, когда оперируешь голыми цифрами, и ведет к цели тогда, когда приняты во внимание чувства, потребности и страсти (людей) и наука «нравственная», поскольку, во-первых, «она должна предвидеть страсти людей, и, во-вторых, неверно, будто достаточно указать на их (людей) выгоду, чтобы они стали ее добиваться.

Таким образом, предмет изучения, по Сисмонди, как и у классиков, сводится в основном к проблематике сферы производства, где, как он полагает, создается и приумножается материальное благосостояние людей. Однако, в отличие от классиков, он считает необходимым государству управлять «народным богатством, и полагаться при этом не на «абстракции» и «голые цифры», а на «чувства, потребности и страсти людей».

Творчество С. Сисмонди в значительной мере сопоставимо с классической школой политической экономии и в части метода изучения. Ведь «доктрина Адама Смита, — пишет он, есть наша доктрина, факел, который его гений вознес над наукой, указал правильный путь всем его последователям». Этим, пожалуй, можно объяснить, почему в методологическом инструментарии автора «Новых начал...», наряду со специфическими есть немало элементов, присущих творчеству классиков.