Введение
1. Необходимость и трудности измерения масштабов теневой экономики
2. Методы измерения теневой экономики. Их применение в постсоветской России.
3. Сравнение масштабов теневой экономики в постсоветской России с ситуацией в развитых и развивающихся странах.
Заключение
Список литературы
Введение
Любому специалисту понятно, что в экономике каждой страны есть такая составляющая, которая не укладывается в сложившиеся и узаконенные представления о норме. Но до сих пор не устоялась терминология, характеризующая эту составляющую. Нет должной ясности и в том, что конкретно включает в себя соответствующий сектор экономики. Причем такая неопределенность характерна отнюдь не только для России, хотя за рубежом научные исследования данной проблематики начались значительно раньше, чем у нас.
В различных странах используются следующие термины: "неофициальная", "подпольная" и "скрытая" экономика (англоязычными авторами); "подземная", "неформальная" (во французских изданиях), "тайная", "подводная" (в работах итальянских специалистов); "теневая" (в немецких источниках). В зарубежной экономической и социологической литературе нет, впрочем, не только единого термина, определяющего явление, но и однозначного понимания самого феномена.
1. Необходимость и трудности измерения масштабов теневой экономики
Термином «теневая экономика» логично обозначать всякую экономическую активность, не зарегистрированную официальными органами. За редкими исключениями (например, связанными с функционированием домашнего хозяйства), теневая экономика представляет собой систему общественных отношений, входящих в противоречие с законами и правовыми нормами, формальными правилами хозяйственной жизни. Иначе говоря, данная система находится вне рамок правового поля. В экономической литературе выделяется до десятка деяний, которые связывают с теневой экономикой. На самом деле УК РФ насчитывается их на порядок больше. Они предусмотрены более чем в 100 из 260 статей особенной части кодекса. Преступления, предусмотренные этими статьями, совершаются по мотивам корысти, наживы, прибыли (сверхприбыли) и могут рассматриваться как преступный бизнес, дающий теневой (чёрный, серый), неконтролируемый государством доход. Итак, как мы видим сущность «теневой экономики» можно определить с разных точек зрения. И, конечно же, существует еще множество других подходов к истолкованию понятия «теневая экономика», но все они отмечают главный её признак - это скрытый характер.
Теневая экономика стала привычным для большинства населения явлением. Что завершившийся процесс институционализации теневой экономики сделал её «неотъемлемым элементом российской модели капитализма». А, следовательно, если теневая экономика-это особый институт в экономической системе, то она, как и любой другой институт, должна выполнять в обществе определенные функции. Она по большому счету выполняет две функции в обществе, которые имеют противоположный характер.
1. Стабилизирующая (регулятивная). Для некоторых социальных групп и слоев общества теневая экономика выступает стабилизирующим фактором. Во-первых, с точки зрения экономических агентов, теневая экономика позволяет хозяйствовать эффективнее, поскольку экономит на налоговых изъятиях. Уклонение от налогов, по данным обследований, дает возможность предприятию увеличить чистую прибыль в средне в 1,37 раза. Тем самым такое предприятие получает серьезное конкурентное преимущество по сравнению с теми кто работает в чисто легальном секторе, поскольку позволяет снизить отпускные цены на 11%.Отсюда становится понятным, почему только1,5% российских предприятий уплачивают все налоги своевременно. Примерно две трети скрывают часть своих доходов. А около 1/3 предприятий вообще уклоняются от оплаты налогов[1].
Во-вторых, теневая экономика расширяет возможность дополнительных заработков для занятых на официально зарегистрированных промышленных предприятиях. По оценкам, теневая деятельность на рабочем месте позволяет увеличить доходы работников в среднем на 13%.27% трудоспособных россиян имеют вторую, официально не учтенную работу(в основном в посреднической деятельности, розничной торговле и челночном бизнесе).С учетом этого реальная картина доходов российских граждан значительно отличается от официальных данных. На неформальную экономику приходилось в середине 90-х годов около трех четвертей всех неучтенных доходов населения (в их сумму наряду с доходами от неформальной занятости входит и скрытая оплата труда в формальном секторе, и доходы от теневых сделок).
По оценке Е.Г Ясина, в середине 90-х годов в стране насчитывалось 1,8 млн. «челноков» (притом, что в розничной торговле было занято 5 млн. чел.), которые за год пересекали границу 3,6 млн. раз, ввозя товаров на сумму 11 млрд. дол. «Челночный» бизнес фактически стал официально признанным, сохранив многие черты теневой экономической деятельности, как, например, преимущественное использование наличных расчетов. В условиях резкого ухудшения материального положения основной массы населения в России «челноки» создали вторичный рынок занятости, смягчили процесс обнищания и роста безработицы, сыграв, таким образом, положительную роль.
Создавая новые рабочие места и источники дохода, теневая экономика выполняет роль социального стабилизатора, сглаживает чрезмерное неравенство доходов, уменьшает, социальное напряжение в обществе.
2. Дестабилизирующая. Конечно же, нельзя не видеть отрицательный, деструктивный характер теневой экономической деятельности, подрывающей основы социального благополучия больших групп населения.
Во-первых, теневая экономика вытесняет официальные механизмы налогообложения. Из общей суммы доходов, получаемых в легальном бизнесе, на выплачиваемые государству налоги приходится 25 %, тогда как выплаты «крышам» и чиновникам - 20% , а на плату за обналичивание-5%.Бурный рост теневой экономики представляет собой из главных причин финансово-бюджетного кризиса 1998г.
Во-вторых, теневая деятельность дезорганизует производственный процесс в легальной экономике, ослабляет трудовую, мотивацию работников приводит, приводит во многих случаях к их деквалификации.
В-третьих, теневая экономика порождает многочисленные конфликты, часть которых может быть разрешена только с применением насилия.
В-четвертых, жизнь по двойному стандарту уже давно не воспринимается многими россиянами как негласная, но, тем не менее, общепринятая норма. А отнюдь не как «отклоняющееся поведение». Сегодня общество подошло к некоторому качественному рубежу, когда норма и отклонение от нее, норма и патология не только все более проникают друг в друга, но и меняются местами. То, что в сознании многих считалось патологией, становится нормой. Такая всеобщая теневизация ,по мнению ученых, это формирование нового социального порядка, который носит отнюдь не либеральный, но принудительный характер. Он заставляет действовать вопреки законам цивилизованного общества, нарушать веками складывающиеся моральные устои.
В-пятых, криминальные процессы в отечественной экономике вышли за пределы государства. Россия попала в черный список стран с испорченной коммерческой репутацией. Так, согласно данным Международной комиссии по борьбе с отмыванием денег при ОЭСР, наша страна «не желает» бороться с преступными средствами.
В переходный период, на начальном этапе реформ (1991-1994) теневая экономика сыграла скорее положительную, стабилизирующую роль в обществе. В этот столь сложный период теневая деятельность помогла выжить немалой части населения, оказавшейся выброшенной из привычного уклада жизни. Она помогла им найти новую основную или дополнительную занятость и источники доходов, в то время как работа в структурах официальной экономики перестала обеспечивать средствами к существованию. На этом регулятивная функция теневой экономики закончилась, а в последующие годы усилилась её дестабилизирующая функция. Масштабы теневого сектора в России оставляет желать лучшего. По итогам 2004 года, согласно официальной информации Росфин мониторинга, сумма отмываемых в России средств составила 170 млрд рублей. По экспертным оценкам МВД РФ, в торговле, строительстве, сельском и лесном хозяйстве России доля теневой экономики доходит до 70-80% ВНП (главным образом потому, что в этих отраслях существуют повышенные возможности расчетов неучтенными наличными деньгами)[2].
По оценкам Госкомстата, в строительстве на теневой сектор приходится 63% деятельности, а в торговле и сельском хозяйстве-75%!Например, закупка и перепродажа зерновых осуществляются в России на 70% «черной» неучтенной «наличкой» непосредственно на элеваторах, в том числе и для нужд экспорта. Базой для этого служат неучтенные площади посевных («теневой урожай» в каждом крупном хозяйстве). Те угодья, которые находятся на границе областей, по согласованию сторон распахиваются соседями, а урожаи приписываются себе как достижение. Так же работают по неучтенному поголовью скота.
Скрытый сектор является одним из наиболее крупных элементов теневой экономики. О его масштабах свидетельствуют следующие данные. По словам Е.С Строева, теневое предпринимательство составляет половину от легального, 1/3 зарегистрированных предпринимателей налоги не платит, половина - платит не полностью или нерегулярно. Весомую часть скрытой теневой экономической деятельности составляет взаимная коррупционная деятельность предпринимателей и отдельных чиновников, поскольку деловая коррупция как суррогатный «теневой институт» улаживания деловых интересов с бюрократией заполняет своеобразный вакуум, позволяя предпринимателям до определенной степени просчитывать свою стратегию и хозяйственные риски и преодолевать многочисленные административные барьеры, встраевыемые властями различных уровней. Развитию коррупции способствует отсутствие удобных процедур реализации предпринимателями своих обязательств, а также несоразмерность штрафов, вынуждающих уклонятся от их оплаты.