Внешний долг предприятий и организаций России (внебюджетных) превысил 500 млрд. долларов, что составило более 50% их суммарного ВВП.
Это резко осложнило положение этих предприятий в условиях кризиса, а это, прежде всего, экспортно-ориентированные крупные концерны, объединения, холдинги, которые составляют костяк экономики России. Например, в 2009 г. этим предприятиям нужно отдавать 160 млрд. долларов долга, что в условиях подорванной кризисом ликвидности сделать будет крайне трудно.
Однобокость развития и слабость экономики России также заключается в однобокости ее развития, что хорошо видно по структуре экспорта. Почти 90% российского экспорта составляют топливо, сырье и материалы-полуфабрикаты: более 40% - нефть и нефтепродукты, более 20% - газ, 15% -черные и цветные металлы, по 2-3% - продукция лесного комплекса (в основном кругляк), уголь, химудобрения, пшеница, уран и твеллы, меньше - необработанные алмазы.
При такой структуре экспорта приток валюты в страну определяется экспортом нефти и газа. Регулировать этот экспорт за счет прироста его объемов практически невозможно, ибо эти объемы достигли критически высоких величин, и мы не можем существенно прирастить здесь объемы производства и экспорта. Поэтому весь наш экспорт попадает в зависимость от уровня экспортных цен, и наша страна в последнее 10-летие «подсела» на нефтегазовую «иглу».
Правительство пыталось превратить это однобокое развитие страны в ее преимущество, провозгласив энергетическую политику чуть ли не главным козырем России в экономических взаимоотношениях с другими странами.
Пока росли цены на нефть и газ, в страну шел приток валюты, а как только цены на нефть снизились в три раза и более, так началось сокращение валютных поступлений, что больно ударит по всей экономике России: по госбюджету, который на 50% формировался от доходов по экспорту; по уровню реальных доходов граждан, которые почти наполовину зависели от притока валюты; по инвестиционной и инновационной активности предприятий и организаций, которые на 3/4 зависели от валютных поступлений.
Россия в период кризиса страдает вдвойне не только от негативного влияния - оттока капиталов, сокращения ликвидности и необходимости выплачивать предприятиям и организациям свой внешнеэкономической долг и т. д., но в не меньшей, а может быть даже в большей, мере она страдает от резкого снижения цен на нефть, газ, металл и другие виды сырья. В результате в 2009 г. объем экспорта из России, по прогнозу Минэкономразвития, снизится на 200 млрд. долларов. Это уменьшение валютных возможностей страны из-за сокращения экспорта усугубляется оттоком капитала из страны.
Сокращение валютных поступлений больно ударит по всей экономике России:
• по госбюджету, который зависел от продаж по экспорту на 50%;
• по уровню реальных доходов граждан, который почти на половину зависел
от притока валюты;
• по инвестиционной и инновационной активности предприятий и
организаций, которые на 3/4 зависели от валютных поступлений.
Иностранный капитал в России
Благодаря устойчивому экономическому и политическому развитию в предшествующее 10-летие и высокой прибыльности экспортных отраслей в Россию охотно шел иностранный капитал. Чистый отток капитала из России, который наблюдался до 2005 г. и составлял 20-25 млрд долларов в год, сменился в 2006 г. чистым притоком капитала в размере 42 млрд долларов, а затем в 2007 г. чистым притоком иностранного капитала в размере 83 млрд долларов.
Теперь, в период кризиса, произошло коренное изменение ситуации с движением мирового капитала. В 2008 г., по данным Центрального банка России, отток капитала составил 129,9 млрд. долларов. Ранее была опубликована цифра оттока за октябрь, - за один кризисный месяц отток составил 50 млрд. долларов. На 2009 г. предсказывают отток в 100 млрд. долларов из России. Столь значительное сокращение экспортной выручки плюс отток капитала, конечно, резко скажутся на сокращении темпов экономического и социального развития в ближайшие годы.
Отток иностранного капитала из России в 2008 г., по данным Центрального банка России, составил:
• в 2008 г. - 129,9 млрд. долларов;
• за октябрь 2008 г. - 50 млрд. долларов.
На 2009 г. предсказывают отток в 100 млрд. долларов.
В отдельных заявлениях российского президента и правительства всегда фигурировала задача диверсификации экономики России, прежде всего экспорта. Но практически за 10 благоприятнейших лет при наличии огромных финансовых возможностей так ничего и не было сделано.
Россия могла бы стать мировым лидером в производстве и экспорте нефтехимических продуктов и произведенных на их основе товаров, занять лидирующее место по глубокой переработке древесины и выработке целой гаммы готовых продуктов. Россия могла бы в разы развить экспортное энерго- и электромашиностроение, опираясь на наличие научной и конструкторской базы в этой сфере, традиции установленных связей и т. д.
Намного раньше можно было бы начать возрождение российской авиации, притом не только создание региональных самолетов, но и уникальных большегрузных транспортных самолетов.
Трудности борьбы с кризисом будут нарастать еще из-за быстрого и значительного роста курса доллара по отношению к рублю. В условиях притока валюты в страну Центральный банк и правительство проводили курс на укрепление рубля. Доллар, который несколько лет назад стоил 30 рублей и более, из года в год уступал рублю, и его курс дошел почти до 23 рублей за доллар. И это в условиях, когда в России ежегодная инфляция составляла 9-15% в год, а в США - 1-1,5%.
Такое укрепление рубля, на наш взгляд, нанесло огромный ущерб российской экономике, поскольку сделало сверхприбыльным импорт, который получил двоякое преимущество перед производством соответствующих товаров в России: во-первых, из-за укрепления рубля, во-вторых, из-за высокой инфляции, которая сказывалась на рублевых издержках российских товаров и никак не отражалась на издержках производства товаров, привозимых с Запада.
Этот ущерб частично мог бы быть компенсирован, если бы дешевый доллар был бы использован для массового и системного обновления машин и оборудования, средний возраст которого в России составляет 18 лет - вдвое, больше, чем в развитых странах. Но этого сделано не было.
Укрепление рубля нанесло огромный ущерб российской экономике, поскольку сделало сверхприбыльным импорт, который получил преимущество перед отечественным производством:
• во-первых, из-за укрепления рубля;
• во-вторых, из-за высокой инфляции, которая сказывалась на рублевых
издержках российских товаров. На поддержку рубля Центральный банк был
вынужден тратить золотовалютные резервы. За несколько месяцев объем
золотовалютных резервов сократился на 210 млрд. долларов.
В результате полностью деградировала легкая промышленность России - ее производство попросту ежегодно сокращается. Многие отрасли машиностроения находятся в полубезнадежном состоянии, в том числе такая ключевая отрасль, как станкостроение, производство оборудования для многих отраслей. Фактически полуискусственно поддерживается конкурентоспособность нашего автомобилестроения, которая тоже постепенно сходит на нет. Сохраняют конкурентоспособность отдельные подотрасли пищевой промышленности и сельского хозяйства, но и здесь по продовольственным товарам объем импорта достиг почти половины от общего объема потребления, особенно по мясу.
На наш взгляд, курс доллара по отношению к рублю был явно занижен, и именно из-за этой заниженности сейчас происходит такой резкий сдвиг, когда курс доллара по отношению к рублю буквально растет ежедневно и за какие-то 5 месяцев с 23 рублей дошел уже до 36 рублей. Это сразу привело к резкому сокращению импорта, как и следовало ожидать. Если взять помесячные данные, то импорт сократился на 20% и более. Это могло бы резко увеличить доходы экспортеров, если бы эти экспортеры были и производили бы не только топливо, сырье и полуфабрикаты, но и готовую продукцию, которая намного дорожает в долларовом выражении.
Пытаясь бороться как бы с чрезмерным ростом курса рубля, Центральный банк вынужден для поддержки рубля тратить свои золотовалютные резервы. Выше говорилось, что их объем дошел до 597 млрд. долларов, а сейчас он сократился до 386 млрд., т. е. буквально за несколько месяцев объем золотовалютных резервов сократился на 210 млрд. долларов.
Всего этого, естественно, могло не быть, если бы в своей прошлой политике мы больше руководствовались бы рыночными реалиями и поддерживали курс рубля так, как Китай поддерживает курс своего юаня.
Наибольшие трудности в преодолении кризиса испытывают малообеспеченные семьи. Больше всего они страдают от инфляции, которую подхлестывают правительственные решения о повышении квартплаты, значительном повышении цен на газ, электричество и другие коммунальные услуги. Ведь в малообеспеченных семьях доля расходов на коммунальные услуги вдвое выше, чем в зажиточных семьях, и повышение цен в этом секторе на них сказывается наиболее болезненно. И это в дополнение к более высокой (20%) инфляции продовольственных товаров, покупки которых преобладают в бюджетах малообеспеченных семей.
Рост курса доллара ведет к удорожанию импортной продукции, в том числе и дешевой импортной продукции, которой малообеспеченные слои населения широко пользовались. В частности, повышение цен на куриные окорочка из-за рубежа не представляет никакой проблемы для зажиточных слоев, но это крайне болезненный вопрос для относительно бедных слоев населения.
И очень плохо, что наша страна встретила кризис при наличии обширного слоя бедных и при небывало высокой дифференциации доходов, огромном разрыве в уровне доходов бедных и богатых. Если, например, в странах Западной Европы средний доход 10% богатых семей превышает средний доход 10% самых бедных семей в среднем в 6-8 раз, то в России этот показатель в последние годы поднялся с 13-14 до 17,5 раза.