Смекни!
smekni.com

Многообразие и противоречивость предпринимательских ориентаций (стр. 4 из 4)

Тесное переплетение и взаимозависимость производных долговых инструментов, размещенных в качестве активов во многих финансовых институтах различных стран мира и "завязанных" на инвестиционно привлекательный в 1990—2005 гг. рынок ипотечных кредитов США, создали предпосылки для глобального обвала "финансовой пирамиды", в которой стоимость ценных бумаг многократно превосходила объемы ипотечного кредитования и реальную стоимость жилищного строительства. Это убедительно свидетельствует о чрезвычайной опасности неконтролируемой спекулятивизации финансово-коммерческой сферы в условиях прогрессирующей глобализации. Поэтому в ближайшие годы безотлагательными проблемами науки и практики будут поиск и реализация эффективных регулятивных мер, направленных на изменение сложившейся ситуации, при которой "мир поставлен на голову, а реальная экономика расшатывается финансовыми спекулянтами". Известные надежды, в частности, связаны с работой созданной ООН для проведения всеохватывающего анализа международной финансовой системы специальной группы экспертов, возглавляемой Нобелевским лауреатом (2001), профессором Дж. Стиглицем, который еще тогда, когда в мире царила эйфория по поводу больших успехов финансово-коммерческой глобализации, предупреждал о возможных отрицательных последствиях и критиковал разработанный экспертами МВФ сценарий либерально-рыночного реформирования мировой экономики, в частности, в постсоциалистических странах.

В процессе реформирования экономики Украины самые радикальные изменения произошли в соотношении и взаимодействии между продуктивными и спекулятивными ориентациями хозяйственной деятельности. Максимально угнетенный ранее спекулятивный модус получил полную свободу благодаря специфичным социально-экономическим и социокультурным условиям. На смену советскому культу производства пришел культ обогащения, диктат которого оказывает разрушительное воздействие на формирование и поступательное движение национальной экономической системы. Внешними проявлениями спекулятивизации украинской экономики являются существенное изменение пропорций распределения занятых в хозяйстве в пользу торговли, значительное повышение трансакционных издержек в цепи связей между производителями и конечными потребителями, с перераспределением добавленной стоимости в пользу посредников, спекулятивно ориентированный "симбиоз" директората предприятий и аффилированных с ними финансово-коммерческих структур, ведущая роль мошеннических операций в формировании крупных частных капиталов, что обеспечило самым удачливым дельцам главенство в "центрах корпоративного контроля " влиятельных промышленно-финансовых альянсов и др. Менее заметное, но чрезвычайно опасное последствие спекулятивизации - сужение временного горизонта в деловом мышлении экономических (а за ними - и политических) субъектов. Это объясняется прежде всего объективными условиями хозяйствования, в частности, особенностями трансформационных процессов (особая "антиэкономическая" практика приватизации), которые создали благоприятную почву для спекулятивно-мошеннической ориентации делового поведения хозяйствующих субъектов. Для многих руководителей "новорожденных" предприятий такая ориентация открывала относительно легкий и достаточно безопасный путь к "максимизации" личного богатства, а для остальных была самым доступным способом сохранить производство в обстоятельствах разнообразных трудностей, связанных с системным кризисом 90-х годов.

ВЫВОДЫ

Основные модусные ориентации делового поведения капиталистического предпринимательства различаются по многим позициям и взаимно противоречивы. Но все они в своем динамичном сочетании являются источником той созидательной энергии, которая пронизывает деловую жизнь в современном обществе. Эффективность национальной экономики определяется в большой мере тем, насколько удачно в конкретных условиях складывается взаимодействие различных предпринимательских ориентации и мотиваций. В постсоветской Украине коренные перемены в сфере хозяйствования сопровождаются сдвигами в соотношениях между модусами поведенческих ориентиров экономических агентов. Влияние этих модусов на конечную результативность национальной экономической системы еще недостаточно исследовано.

В ходе либерально-рыночного реформирования в основном созданы, но, к сожалению, еще не полностью реализованы институциональные и организационные возможности для активизации индивидуалистических и инновационных модусов делового поведения. Одна из причин такой ситуации - то, что и общемировые тенденции спекулятивизации финансово-коммерческой сферы в конце XX ст., и специфика практического осуществления либерально-рыночных реформ в постсоветских странах сориентировали активность "новорожденного" предпринимателя главным образом на обеспечение денежно-рентных доходов и на борьбу за их сохранность, распределение и перераспределение. Поэтому сегодня исключительно актуален поиск способов ограничить спекулятивный и все еще весьма обременительный "традиционный" организационно-бюрократический модусы делового поведения. Необходимо перенести внимание исследователей с фиксации динамики формальных показателей, полученных хозяйствующими субъектами, на анализ взаимодействий главных поведенческих ориентации, а также их экономических и социокультурных факторов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Господарський кодекс України.- X., "Одіссея", 2003, с. 35.

2. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Пер. с нем.- М., "Прогресс", 1982, с. 185.

3. Зомбарт В. Современный капитализм. Т 1. Введение. Докапиталистическое хозяйство. Исторические основы современного капитализма. Пер. с нем. - М.-Л., ОГИЗ, 1930, с. 325

4. Юданов А. "Быстрые" фирмы и эволюция российской экономики. "Вопросы экономики" № 2,2007

5. ФедуловаЛ. І. Інноваційна економіка. Підручник. - К., "Либідь", 2006, с. 72.

6. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытий. "Мировая экономика и международные отношения" № 12,1989, с. 14.

7. Українське суспільство, 1992-2006. Соціологічний моніторинг.- К., Ін-т соціології НАН України, 2006, с. 432

8. Лісовенко Л. О. Нові стратегічні завдання державної політики щодо розвитку підприємництва в Україні. "Актуальні проблеми економіки" № 11, 2007, с. 18-25.

9. Самуэльсон П.,Нордхаус В. Экономика. Пер. с англ. Изд. 16. - М., изд. дом "Вильямс", 2001, с. 189.

10. Вебер М. Избранные произведения. Пер с нем. - М., "Прогресс", 1990, с. 80, 94.

11. Друкер П. Труд и управление в современном мире. "США: экономика, политика, идеология" № 5, 1993, с. 111.

12. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. - М., "Прогресс", 1964, с. 69.

13. Котц Д. Банковский контроль за деятельностью компаний в США. Пер. с англ. - М., "Прогресс", 1974, с. 65-72.

14. Сапир Ж. Насколько тяжело, насколько долго? (Попытка прогнозирования глубины и продолжительности кризиса), "Экономика Украины" № 10,2008, с, 73-93

15. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег Пер. с англ. -М., "Прогресс", 1970, с. 223-260.

16. Доронин И. Современные финансовые рынки: тенденции и перспективы. "Мировая экономика и международные отношения" № 6, 2003, с.23-28.

17. СкоробогатовА. Фондовый рынок, институциональные структуры и проблема стабильности капиталистической экономики. "Вопросы экономики" № 12, 2006, с. 91.

18. Xаттон У. Капитализм участия. "Мировая экономика и международные отношения" № 11,2000, с. 38.

19. Левина И. К вопросу о соотношении реального и финансового секторов. "Вопросы экономики" № 9,2006, с. 108.

20. Кричевская Т. Организационные формы взаимодействия глобального и суверенного монетарного пространстваи выводыдля политики. "ЭкономикаУкраины" № 2, 2009, с. 89.

21. Юрій С. І. Міжнародні фінанси у XX столітті. "Вісник економічних наук України", 2007, с. 189-190.

22. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. Пер. с англ. - М, изд. дом "Вильямс", 2001, с. 101.

23. Стиглиц Дж. Куда ведут реформы? "Вопросы экономики" № 9, 1999, с. 45-56

24. Мокряк В.Л., Мокряк Э.В. Социально-экономическая диагностика системных реформ в Украине (1990-2005 гг.): цели, результаты и некоторые уроки.- Кривой Рог, 2006, с. 128-175.