Представители ТРО, как и монетаристы, предполагают (согласно докейнсианской парадигме саморегуляции капиталистической экономики), что рынки являются в высокой степени конкурентными, а зарплата и цены – достаточно гибкими в сторону понижения. Но они идут дальше, допуская, будто информация об изменениях конъюнктуры передается быстро и даже мгновенно; следовательно, принимаемые ее основе решения сразу же приспосабливают равновесные цены и объемы производства к сдвигам в технологиях, к различным потрясениям (засухам, наводнениям, биржевым крахам и др.) и к переменам в фискальной и кредитно-денежной политике. Отсюда делается вывод о нецелесообразности любого вмешательства государства в экономику, ибо стабилизационные меры будут изменять только цены и не затронут реального производства и занятости. По их мнению, например, ориентирование фискальной и кредитно-денежной политики на расширение совокупного спроса приведет только к повышению цен без изменения реального производства. Напротив, если фискальная и кредитно-денежная политика ориентирована на сокращение совокупного спроса в целях предотвращения «перегрева» экономики, то результатом станет снижение цен с сохранением неизменного уровня экономической активности.
Хотя ТРО солидарна с монетаризмом в призывах к основанной на правилах политике, ее аргументация иная. Неэффективность стабилизационного регулирования, согласно ТРО, обусловлена не просчетами, а реакцией людей на ожидаемые результаты дискреционных мер. При этом К. Макконнелл и С. Брю считают, что в настоящий момент подавляющее большинство экономистов не разделяют положений ТРО.
3. Теория экономики предложения
Сторонники теории экономики предложения (ТЭП) утверждают, что дискреционная фискальная и кредитно-денежная политика, отстаиваемая кейнсианцами, не может одолеть стагфляцию (сочетание спада с инфляцией, которое было присуще большинству развитых капиталистических стран в 70-х и начале 80-х годов) именно по потому, что центром кейнсианства является проблема поддержания совокупного спроса. Представители ТЭП полагают, что в долгосрочном периоде борьба с безработицей и инфляцией должна ориентироваться непосредственно на стимулирование предложения.
В противоположность кейнсианцам они, прежде всего, убеждены, что большая часть налогов трансформируется в издержки бизнеса и перекладывается на покупателей через повышение цен. Иначе говоря, налоги усиливают инфляцию издержек, ибо многие из налогов являются клином между затратами и ценами, который (клин) по мере расширения вмешательства государства увеличивается. В результате, с одной стороны, подрывается экономическая эффективность и подталкивается инфляция издержек, а с другой - налоги ограничивают экономический интерес и уменьшают стремление к риску, что сокращает производство и предложение.
Таким образом, возникает сочетание спада с ростом цен (кризисы 1974-1975 и 1980-1982 гг.). По их мнению, этому содействует также гострансферты, поскольку они подрывают стимулы, ибо, во-первых, способствуют иждивенчеству малоимущих и безработных, а во-вторых, облагают налогом для их финансирования занятых и фирмы.
Сторонники ТЭП особое внимание уделяют предельным ставкам налогообложения, т.е. приросту налогов к приросту доходов, полагая, что чрезмерный их пресс сдерживает сбережения и инвестиции. Они настаивают на уменьшении предельных ставок налогов и налогообложения капиталовложений, ссылаясь на кривую Лаффера:
На вертикальной оси отложены ставки налогов в процентах к налогооблагаемому объекту, а на горизонтальной – налоговые поступления в долларах. Кривая Лаффера сначала с ростом ставок идет вправо вверх до точки М (максимальный уровень налоговых поступлений), а после нее - влево вверх. Такая направленность кривой Лаффера иллюстрирует положение, когда возрастание ставки обложения увеличивает, налоговые поступления до точки М. После точки М чрезмерный налоговый пресс подрывает стимулы хозяйственной деятельности, в результате чего сокращаются экономическая активность и, как следствие, налоговые поступления, причем при возросших ставках.
Однако на практике точку М трудно определить. Тем не менее, А. Лаффер указывает, что при низких ставках налогов легче решить проблему дефицита госбюджета, поскольку, с одной стороны, сокращается теневая экономика, или стремление уклонится от налогообложения ввиду его посильности, с другой – дополнительное стимулирование деловой активности расширяет ее и, следовательно, снижает необходимость в трансфертах, в частности в пособиях по безработице.
Теория экономики предложения реализовалась практически в так называемой рейганомике, т.е. в экономическом курсе, проводившемся президентом США Р. Рейганом (1980-1988). Рейганомика включала:
1) приостановку роста государственного вмешательства в экономику путем замораживания и некоторого сокращения расходов на социальные программы (при увеличении затрат на оборону);
2) сужение государственного регулирования частного бизнеса для уменьшения его издержек и монополизации;
3) сдерживание роста денежной массы;
4) снижение налогов.
Результаты рейганомики были неоднозначными: с одной стороны, экономический подъем и возросшая занятость в США после 1982 г. Сочетались с низкими ставками процента и темпами инфляции; с другой – рейганомика в значительной мере отличалась существенным падением цен на нефть и сопровождалась резким ростом дефицита госбюджета и торгового баланса США. Что касается самой теории экономики предложения, то она подвергается критике кейнсианцами по трем основным позициям:
1. влияние снижения налогов проявляется медленно, малозаметно по направленности;
2. снижение налогов больше воздействует на спрос, чем на предложение, т.е. увеличивает инфляцию спроса;
3. кривая Лаффера не дает четкого определения точки максимизации налоговых поступлений с сохранением экономических стимулов.