1.4. Равновесие монопсонии
Рассмотрим наиболее типичную ситуацию, когда кривая спроса D монопсониста пересекает кривую предложения отрасли АС при повышающейся цене предложения (рис. 4).
Монопсонист, имея дело с растущей ценой предложения, столкнется и с растущими предельными издержками приобретения товара; кривая МС окажется выше восходящей ветви кривой предложения АС. На рис. 4 известные нам кривые трактуются следующим образом:
АС - это кривая средних издержек в отрасли (с точки зрения монопсониста - это кривая предложения продукции);
МС - это кривая предельных издержек отрасли (с точки зрения монопсониста - кривая его предельных издержек приобретения товара); .
Рис. 4 Равновесие монопсонии
D - кривая спроса (с точки зрения монопсониста - кривая предельной полезности, или предельного дохода MU, или MR). Найдем точку равновесия покупателя-монопсониста на пересечении кривых его МС и MR.
Точка Е - место пересечения кривой МС и кривой D (кривой предельного дохода покупателя-монопсониста). Таким образом, на кривой АС находим точку Еу которая и определит уровень цены приобретения монопсониста Ру Она оказывается ниже цены Ро, которая была бы в условиях совершенной конкуренции покупателей. На этом графике монопсонист приобретает продукцию в количестве Qv что меньше количества Qo в условиях совершенной конкуренции. Важно понять, что уровень объема закупок монопсонист определяет, сравнивая свои МС и MR и находя точку их пересечения.
Анализ несовершенной конкуренции со стороны покупателя - монопсониста приводит к аналогичным выводам относительно отклонения рыночных цен от состояния равновесия в условиях совершенной конкуренции. Разница заключается только в том, что монополист устанавливает свою цену выше уровня условий совершенной конкуренции, а монопсонист - ниже того уровня, который был бы при совершенной конкуренции.
После рассмотрения проблем монопсонии можно дать сравнительный анализ условий равновесия фирмы- монополиста и фирмы- монопсониста.
Но вначале еще раз напомним о графике кривой спроса на продукцию совершенного конкурента. Эта линия - D, параллельная оси абсцисс. Одновременно это и линия предельного дохода MR. Другими словами, в условиях совершенной конкуренции линии D и MR слиты в одну, «нерасщепленную» горизонтальную линию.
В условиях несовершенной конкуренции кривая спроса D как бы «раздваивается» - на собственно кривую D и ее своеобразную «тень» -кривую предельного дохода MR. А теперь перейдем к сравнению равновесия монополии и монопсонии.
При монополии кривая спроса «расщепляется» на кривую D и
ее «тень», кривую MR. При монопсонии «расщепляется» кривая предложения на кривую АС и ее «тень», кривую МС (предельные издержки приобретения). [3, с. 183]
При монополии кривая предельного дохода - это MR.
При монопсонии кривая предельного дохода монопсониста - это кривая спроса D, или кривая предельной полезности MU.
· При монополии все возможные точки цены продажи лежат на кривой спроса О. При монопсонии все точки цены приобретения товара
лежат на кривой предложения АС.
· При графическом анализе монополии мы вначале ищем точку пересечения кривых МС и MR, а затем проводим вертикаль до кривой
спроса D. Так мы определяем уровень продажной цены. При анализе
монопсонии вначале также ищем точку пересечения кривых МС и MR
(D), а затем проводим вертикаль до кривой предложения монопсониста АС. Так определяем уровень цены приобретения.
· При совершенной конкуренции со стороны производителей цена
равновесия установилась бы на уровне пересечения кривой спроса D и
кривой предложения МС. И она была бы ниже монопольной цены. При совершенной конкуренции со стороны покупателей цена равновесия тоже установилась бы на пересечении кривой спроса и кривой предложения для покупателя АС. И она была бы выше цены монопсонии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании материала, рассмотренного в данной работе, можно сделать вывод, что чистый монопсонист - это единственная на рынке фирма, которая является покупателем ресурса или его услуг, предлагаемых на этом рынке, причем возможностей альтернативного сбыта либо мало либо нет совсем. Монопсонист может влиять на цену закупаемого ресурса путем изменения приобретаемого его количества.
Чистая монопсония - такая же редкость, как и чистая монополия. Предположительно она может существовать в небольших городах, в которых, например, единственная фирма нанимает всех трудоспособных жителей. Единственная шахта, на которой работают все шахтеры, находящаяся в отдаленном приграничном городе, может служить примером чистой монопсонии. Правительство США как единственный покупатель многих материалов оборонного значения, таких, как ядерное оружие, является чистым монопсонистом для этих товаров. Оно закупает все их рыночное предложение, а продажа этих товаров другим покупателям запрещена.
Несмотря на редкую возможность существования рынка единственного работодателя, часто бывает, что фирма закупает очень значительную часть всего доступного рыночного предложения определенного ресурса. Например, предположим, что университет обеспечивает рабочими местами 70 % рабочей силы в небольшом городке. Если бы ему понадобилось увеличить найм, скорее всего ему пришлось бы повысить заработную плату, чтобы привлечь работников из других городов или тех местных работников, которые в настоящее время не трудятся. Аналогично, если фирма-производитель самолетов приняла на работу 90% работников в городе, снижение ее активности, сворачивание производства приведет к резкому понижению заработной платы в этой местности, так как в ней, в целом, понизится спрос на рабочую силу. Подобные фирмы должны считаться с тем, что уровень их спроса на труд прямо отражается на заработной плате, которую они должны устанавливать своим работникам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рузавин Г.И. Курс рыночной экономики – М.: Юрайт, 2002.– 234 стр.
2. Рузавин Г., Мартынов В. Монополии и несовершенная конкуренция. Учебник курс рыночной экономики, М.: Юрайт, 2003., с. 81-96
3. Чепурина М.Н., Киселевой Е.Н. Курс экономической теории: Учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2005 г. – 832 с.
4. Миронов В., Зимогляд А., Яковлев А. Российский монополизм // Экономист 2003. - № 6. – С.23