Смекни!
smekni.com

Конституционно-правовое регулирование политической системы (стр. 8 из 10)

Если организация желает учредиться как национальная по­литическая партия, она обязана иметь декларацию принципов, программу действий и устав. В декларации должны содержать­ся: обязательство соблюдать Конституцию и вытекающие из нее законы и нормы, идеологические основы в политической, эконо­мической и социальной областях, обязательство не попадать в зависимость от международных организаций и иностранных учреждений или политических партий, обязательство действо­вать мирными средствами и демократическим путем. Программа действий должна включать меры по реализации принципов и достижению целей и политические предложения по решению национальных проблем, а также методы идеологического руко­водства членами партии, их политического образования и при­влечения их к участию в выборах. В отношении устава закон также предусматривает ряд обязательных реквизитов, среди которых стоит отметить требование открытого выдвижения кан­дидатов в выборные государственные органы и минимальные требования к системе партийных органов, которая должна вклю­чать национальную ассамблею, национальный комитет, представ­ляющий партию на всей территории страны, комитеты не менее чем в половине федеральных единиц или избирательных окру­гов (допускаются региональные комитеты, деятельность которых распространяется на несколько федеральных единиц).

Национальная политическая партия регистрируется Федераль­ной избирательной комиссией в одном из выбранных партией порядков: а) учреждения и окончательной регистрации или б) условной регистрации до результатов выборов.

Для учреждения партия должна иметь не менее, чем по 3 тыс. членов в половине федеральных единиц или по 300 членов в половине из 300 избирательных округов по выборам в нижнюю палату парламента. Общее число членов должно быть не менее 65 тыс. На собраниях в федеральных единицах или в избира­тельных округах должны быть одобрены документы, о которых речь шла выше. После этого производится регистрация.

Для условной же регистрации партия должна подтвердить, что имеет вышеуказанные документы, что представляет направ­ление общественного мнения, выражая политическую идеоло­гию, характерную для какой-либо из общественных сил, состав­ляющих национальное сообщество (подтверждается партийными публикациями), и что на протяжении предшествующих четырех лет осуществляла политическую деятельность или в течение года была национальной политической ассоциацией. Если на предстоящих выборах такая партия получит не менее 1,5 % голосов, она регистрируется окончательно; если же нет, то утрачивает условную регистрацию.

Возможно слияние партий и объединение их с национальны­ми политическими ассоциациями.

Закон устанавливает права и обязанности политических пар­тий, в том числе исключительные права: постоянный доступ на радио и телевидение, средства для публикации изданий, мини­мальные средства на избирательную кампанию, освобождение от налогов и сборов, почтово-телеграфные льготы.

Что касается национальных политических ассоциаций, то это объединения граждан для обсуждения идей и распространения идеологии. Они могут участвовать в выборах лишь в блоке с партиями. Будучи зарегистрированы в Федеральной избиратель­ной комиссии, они получают права юридического лица. Для этого ассоциация должна иметь не менее 5 тыс. членов, руководящий орган национального значения и отделения не менее, чем в 10 федеральных единицах, осуществлять в течение предшествую­щих двух лет политическую деятельность и иметь документы, отражающие ее идеологическую платформу и нормы внутренней жизни.

Политические партии и ассоциации могут образовывать со­юзы, фронты и избирательные коалиции.

2. Конституционно-правовое регулирование статуса социаль­но-экономических и социально-культурных общественых орга­низаций. Существует несколько вариантов конституционно-пра­вового регулирования статуса общественных организаций.

Во-первых, важнейшей и нередко единственной конституци­онной основой статуса этих организаций служит правр^на объ­единение в союзы (ассоциации), которое рассмотрено выше в главе 711. Это право было осознано человеческим сообществом как фундаментальное еще в период буржуазных революций, за­писано в подавляющем большинстве конституций и входит в перечень традиционных прав и свобод. Фиксируя в конституции право на объединение, законодатель устанавливает одинаковый правовой режим для всех видов союзов (ассоциаций), и тем самым, как справедливо заметил исследователь из ФРГ К. Хес-се, «определяется более общий принцип строения общества, а именно принцип свободного образования социальных групп»0". Нормы конституций о свободе объединений создают возмож­ность образования любого союза в рамках требований закона, что позволяет обществу структурироваться в соответствии со своими потребностями (разумеется, речь идет только о либе­рально-демократических режимах). В условиях тоталитарных режимов, как уже указывалось, данное "право носит формальный и фиктивный характер.

Во-вторых, наряду с правом на объединение в конституции могут быть включены нормы о правовом статусе„отдельных видов общественных объединений (профсоюзов, объединений предпри­нимателей, молодежных и т.д.). В более мягком варианте это рассматривается как частный случай реализации свободы лич­ности и закрепляется в соответствующих главах и разделах о правах и свободах граждан: так, статус профсоюзов нашел от­ражение в ст. 23 Конституции Греции, ст. 39 Конституции Ита­лии, ч. 3 ст. 9 Основного закона ФРГ, ст. 28 Конституции Японии и др., правовой статус союзов предпринимателей (и профсою­зов) — в § 17 главы 2 шведского конституционного акта Форма правления.

В случае, если законодатель придает каким-либо объедине­ниям особое значение и стремится это подчеркнуть, нормы об отдельных видах общественных объединений включаются не в главы и разделы о правах и свободах, а в иные главы и разделы конституций (в «Политические, социальные и экономические основы государства» Конституции Кубы, во Введение Конститу­ции Китайской Народной Республики <1982 г. и т.д.). В Консти­туции Испании ст. 7 о профсоюзах и союзах предпринимателей включена во Вводную часть сразу же за статьей о политических партиях, а ст. 51 и 52 (об организациях потребителей и опять о профсоюзах) — в главу 3 «Об основных принципах социальной и экономической политики» части первой «Об основных правах и обязанностях».

Включение в конституцию статей об отдельных видах общес­твенных объединений в условиях демократической государствен­ности является признанием их важной роли в политической системе.

В-третьих, могут быть указаны условия образования общес­твенных объединений и предъявляемые к ним требования. Так, Конституция Италии запрещает тайные общества и такие объ­единения, которые, хотя бы косвенно, преследуют политические цели посредством организаций военного характера (ст. 18). Дея­тельность тайных или военизированных объединений запрещена ч. 5 ст. 22 Конституции Испании. В ч. 3 ст. 9 Основного закона ФРГ содержится запрет объединений, цели или деятельность которых противоречат уголовным законам или направлены про­тив конституционного строя или против идей согласия между народами. Статья 56 Конституции Швейцарии признает за граж­данами право образовывать союзы, «если только цель этих со­юзов или применяемые ими средства не являются противоправ­ными или опасными для государства».

В отличие от «социалистического» периода, когда конститу­ции исходили из монолитного единства общественных организа­ций под руководством компартии и существовать могли только те «общественные организации», которые содействовали «строи­тельству социализма», конституции пост-«социалистических» го­сударств базируются на идеях политического плюрализма, не оговаривая характера и целей этих организаций в том виде, как это было при «социализме». Тем самым не исключается, конечно, возможность появления конституционных норм об условиях су­ществования общественных объединений. Так, часть вторая ст. 43 Конституции Хорватии право на объединение ограничивает запрещением «угрозы насилием демократическому конституци­онному строю, а также независимости, единству и территори­альной целостности Республики». В соответствии с частью вто­рой ст. 44 Конституции Республики Сербии 1990 года «запреща­ется деятельность, имеющая целью насильственное изменение установленного Конституцией строя, нарушение территориаль­ной целостности и независимости Республики Сербии, наруше­ние гарантированных Конституцией свобод и прав человека и гражданина, возбуждение национальной, расовой и религиозной нетерпимости и ненависти и подстрекательство к этому»

Своеобразно решен вопрос о правовом статусе общественных объединений в Болгарии. В соответствии с ч. 2 ст. 12 болгарской Конституции «объединения граждан, включая профсоюзные, не могут ставить перед собой политические цели и осуществлять политическую деятельность, присущую только политическим пар­тиям». Согласно болгарскому Закону о политических партиях 1990 года, общественные организации, не зарегистрированные как политические партии, не могут осуществлять деятельность политической партии — проводить митинги, демонстрации, со­брания и другие формы политической агитации в поддержку или против политических партий и кандидатов на выборах. Если профсоюзы или другие общественные организации явно осущес­твляют такую деятельность, окружной прокурор вправе предло­жить им прекратить политическую деятельность или в месяч­ный срок зарегистрироваться как политическая партия; в про­тивном случае эта организация подлежит роспуску по ходатай­ству Главного прокурора.