Цикличность развития экономики по-разному сказывается на состоянии различных отраслей. От спада больше всего страдают отрасли, выпускающие средства производства и потребительские товары длительного пользования (автомобили, мебель, бытовая техника). Это объясняется тем, что в периоды экономических трудностей люди склонны откладывать на будущее покупку таких товаров, отдавая предпочтение сбережению денег и их использованию для удовлетворения более насущных потребностей. В этом случае падение спроса на дорогостоящую продукцию приводит к сокращению производства и занятости в соответствующих отраслях [9, c. 345].
Таким образом, наблюдения за ходом циклов показывают, что в современных условиях картина цикла существенно модифицируется. Однако характер модификации не ограничивается лишь изменением продолжительности спадов (рецессии) и подъемов (бума). Меняются сама конфигурация цикла, его воспроизводственные функции, что существенно отличает нынешний цикл от классического цикла, т. е. от цикла свободной конкуренции. У классического цикла, как уже отмечалось, исходной и ключевой фазой выступает кризис. Он является не только формой временного разрешения назревших проблем и противоречий в рыночной экономике, но и условием прогрессивного обновления основного капитала, снижения издержек производства, обновления и улучшения качества, а также конкурентоспособности продукции. Свою "очистительную" функцию классический кризис выполнял главным образом через механизм цен (в XIX в. во время кризиса цены падали значительно больше, чем объем производства). Снижение цен на товары и факторы производства служило основой установления новых ценовых пропорций. Приспособление к ним осуществлялось в первую очередь в ходе обесценения основного капитала. Когда же шел процесс массового обновления капитала, цены снова поднимались.
Современный цикл претерпел качественные изменения особенно фаза кризиса. На современный цикл существенное влияние оказывает ряд факторов, среди которых особую роль играют:
- монополистическая структура рынков;
- государственное регулирование экономики;
- научно-технический прогресс;
- процесс глобализации (интернационализации) производства.
Влияние монополии сказывается в том, что падение производства, его остановка происходят при сохранении монопольно высоких цен. Наблюдения показывают, что ни один послевоенный цикл (кроме цикла 1948 – 1949 гг.) не связан с падением цен. Масштабы удорожания растут от кризиса к кризису (т. е. от цикла к циклу).
Поскольку цены не падают, фирмам удается получать прибыль даже при сокращении производства. В то же время сохранение высокого уровня цен затрудняет процесс единовременного массового обновления капитала. Поэтому в современных условиях кризис не может до конца выполнить свою "очистительную" функцию, не становится исходным пунктом массового обновления техники и технологии, а стало не способствует избавлению экономики от старого производственного аппарата.
Впервые заметное влияние монополистической структуры рынков на цикл проявилось в годы кризиса 1928 - 1933 гг. Он был, как уже отмечалось, самым глубоким и продолжительным за всю историю рыночной экономики. Последовавшая за ним депрессия не сменилась оживлением и подъемом, и в 1938 г. США скатились в очередной кризис.
Опыт Великой депрессии и последующие послевоенные кризисы показали, что монополия, подорвав старую, рыночную форму цикла, особенно механизм выхода из кризиса, не смогла самостоятельно справиться с порожденными ею же проблемами. Это потребовало вмешательства государства, которое впервые стало использовать антициклическое регулирование именно в 30-е гг. Правда, как и предвидел Дж. Кейнс, это вмешательство было запоздалым и неадекватным, в силу чего цикл оказался прерван новым спадом.
Регулирующая роль государства проявляется в том, что в антициклических целях оно использует прежде всего бюджетную политику. Во время кризиса для стимулирования роста производства резко расширяются правительственные заказы частным предприятиям, а также государственное строительство.
Государство активизирует также налоговые инструменты бюджетной политики для регулирования капиталовложений и потребительского спроса. В порядке антициклического налогового регулирования проводится законодательное сокращение налогов в периоды кризисов и их увеличение в периоды подъемов. Эти методы получили название встроенных стабилизаторов, потому что в рамках экономической системы их действие осуществляется автоматически. Во время спадов налоговые поступления сокращаются, а расходы государства растут. Налоги сокращаются потому, что уменьшаются размеры продаж, а расходы увеличиваются в результате возрастания выплат по безработице, страхованию от банкротств и т. д. В периоды подъема встроенные стабилизаторы действуют в обратном направлении (налоги растут, трансферты сокращаются).
Одним из важных рычагов налоговой политики является ускоренная амортизация основного капитала, которая означает включение в амортизационный фонд не только перенесенной стоимости элементов основного капитала, но и части прибыли. Такое завышение амортизационного фонда приводит к увеличению внутренних источников финансирования и способствует росту капиталовложений. В то же время ускоренная амортизация содержит и противоположную тенденцию: способствует перенакоплению основного капитала, следовательно, создает предпосылки для возобновления кризисов.
Важный инструмент антициклического регулирования государства — применение кредитной политики через понижение учетной, т. е. процентной, ставки, которую взимает Центральный банк при предоставлении ссуд коммерческим банкам. Снижение учетной ставки ведет к понижению процентных ставок по всем видам кредитов, в том числе по потребительскому, и таким образом способствует увеличению инвестиций и расширению продаж в кредит, что стимулирует рост производства.
На характер экономических циклов существенное влияние оказывает научно-технический прогресс (НТП). Все более ускоряющиеся темпы НТП обусловливают ускорение обновления основного капитала, которое наблюдается на всех фазах цикла, включая фазу кризиса. В результате перепроизводство товаров, как характерная черта кризиса, сменяется перепроизводством капитала и хронической недогрузкой производства. Это приводит к размыванию классической, пофазной динамики цикла и циклического характера воспроизводства в целом.
В условиях глобализации производства под влиянием международного разделения труда и интернационализации хозяйственных связей цикл стал носить мировой характер. Кризис в одной стране влечет за собой кризисные явления в других странах, в результате чего все мировое хозяйство втягивается в циклические колебания. Так, в 1974 – 1975 гг. ведущие западные страны одновременно вступили в мировой экономический кризис перепроизводства. В 1987—1989 гг. во всех главных странах также синхронно начался циклический бум. После небольшого спада, длившегося меньше года в 1990 -1991 гг., США и страны Западной Европы снова синхронно перешли к экономическому подъему. Это объясняется интернационализацией производства и переходом стран на новый технологический базис производства, который еще больше усиливает международный характер рынков факторов производства (сырье, материалы, оборудование, рабочая сила) и обусловливает мировые структурные кризисы.
Так, мировой экономический кризис 1957 -1958 гг. положил начало мировому структурному кризису перепроизводства сырьевых товаров на мировом рынке в 1958 -1963 гг. Этому способствовали технологические сдвиги в производстве, снижение материалоемкости, замена натурального сырья синтетическим. Цены на сырьевые товары упали в 2 раза. Монопольно низкие цены на сырую нефть, поставляемую из колониальных и зависимых стран, привели к кризису угольной промышленности.
С изменением соотношения сил на сырьевых рынках в пользу стран — производителей сырья экономика промышленно развитых стран стала испытывать влияние ценового фактора на сырье. Так, многократное повышение цен на нефть странами ОПЕК в 1972 —1974 гг. усугубило начавшийся на Западе в г. экономический кризис структурным, энергетическим и сырьевым кризисами. Это повышение цен стимулировало добычу нефти, газа, использование энергосберегающих технологий, что привело к кризису перепроизводства в конце 80-х гг. В то же время для экономических циклов характерна и асинхронность, которая связана с возрастающей ролью государств в антициклическом регулировании, их способностью защитить в определенной мере национальную экономику от внешних влияний.
Таким образом, рыночная экономика, несмотря на изменения, по-прежнему подвержена циклическим колебаниям. До последнего времени считалось, что развитым странам удалось избежать депрессий, которые имели место в прошлом, особенно в 1870-е, 1890-е, 1930-е гг. Это объясняли тем, что рыночная система стала внутренне более надежной и стабильной. А произошло это, однако, не само по себе, а благодаря более глубокому пониманию механизмов макроэкономики, что позволяет правительствам принимать такие меры в области денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, которые не дают спадам вылиться в длительный, кумулятивный процесс. Однако опыт последних лет показывает, что правительства развитых стран переоценили свои возможности. И современный финансово - экономический кризис тому подтверждение.