Еще одна особенность наукоемких отраслей хозяйства, причем главным образом относящаяся к малым предприятиям этих отраслей - это их тесная связь с венчурным, т.е. рисковым, капиталом. Последний финансирует обычно малые молодые перспективные фирмы, нуждающиеся в средствах для организации производства какой-нибудь новинки, но не имеющие в силу тех или иных причин возможности воспользоваться обычными банковскими кредитами. В случае успеха фирмы венчурный капиталист с лихвой возмещает свои вложения и очень часто становится компаньоном или акционером своего клиента. Как правило, объектом венчурного финансирования становятся наукоемкие предприятия. Это хорошо видно на примере США, где рисковый капитал появился раньше, чем в других странах и развит гораздо шире. В 1980 г. его объем составлял около 4 млрд. долл., а в 1998 г. достиг 84,2 млрд. Число американских компаний венчурного капитала исчисляется сотнями. Больше половины этого вида ресурсов (65%) сосредоточено в трех штатах страны - Калифорнии, Массачусетсе и Нью-Йорке, т.е. в штатах, обладающих наибольшим научно-техническим потенциалом. Это уже достаточно показательно. А если посмотреть, в какие отрасли вкладывается венчурный капитал, то связь его с наукоемкими фирмами становится очевидной. В 1998 г. из отмеченных выше 84,2 млрд. долл.34% было вложено в фирмы, разрабатывающие программное обеспечение компьютеров, 17% - в создание телекоммуникационных устройств, 5% - в производство полупроводников и других электронных приборов, 13% - в медицинское оборудование, 3% - в аппаратное обеспечение компьютерной техники и 6% - в биотехнологию. Таким образом, в наукоемкие отрасли ушло 78% общего объема вложений.
В силу всех рассмотренных выше особенностей наукоемкие отрасли образуют сегодня лидирующую группу в экономике развитых стран, являются основным локомотивом экономического роста и позитивной динамики прочих показателей социально-экономического развития. А поскольку развитие любой отрасли напрямую зависит от объемов производства и продаж, между основными производителями наукоемкой продукции идет острая конкурентная борьба за рынки сбыта, как в масштабах отдельных стран, так и на мировой арене, где наукоемкие отрасли выступают как ведущая сила столь актуальных процессов экономической глобализации. Пока государство не встанет, как следует на ноги, а частный капитал не исчерпает легкие пути и не будет вынужден бороться за конкурентоспособность отечественной промышленности, наука России будет прозябать. Сегодня доля наукоемкой продукции российского производства в мировом выпуске много меньше 1%, национальные расходы на науку - около 1% от ВВП, в этом отношении мы находимся на уровне Новой Зеландии, Португалии, Греции. Ситуация не является безнадежной, но она требует специального кропотливого изучения, оговорок и объяснений, которые выходят за рамки настоящей статьи.
Таблица 3. (1, гл.7, с.8) Доли ведущих стран в мировом производстве наукоемкой продукции, 1980-1997, %
Динамика долей мирового производства (сбыта) продукции четырех наукоемких отраслей в период с 1980 по 1997 гг. показана в табл.2. На протяжении всего этого времени неоспоримое лидерство принадлежит Соединенным Штатам Америки, они производят почти треть мирового объема, причем положение США меняется незначительно, хотя из таблицы отчетливо видно, что имеет место перераспределение долей в пользу новых индустриальных стран - КНР и Южной Кореи. Их доли возросли более чем в три раза, в основном за счет стран Западной Европы. Второе место принадлежит Японии. Стагнация, характерная для японской экономики 90-х годов XX в., сказалась на показателях этой страны - ее доля сократилась на 2%. Разрыв между США и Японией значителен, 10% мирового объема производства - величина, превосходящая доли таких стран, как Великобритания и ФРГ вместе взятые, не говоря уже о других западноевропейских странах. Однако следует учитывать, что ВВП Японии примерно в 2,5 раза меньше, чем у США по абсолютному значению (соответственно, 7,3 трлн. долл. и 2,8 трлн. долл. в долл. 1995 г), так что для нее 10% отставания - это скорее успех, чем поражение. Совокупная доля ведущих стран Западной Европы (ФРГ, Франции, Великобритании и Италии) сопоставима с показателями Японии, но за рассматриваемый период сократилась с 22% до 14,4%. Потеснили Западную Европу азиатские страны, которые очень интенсивно наращивали производство наукоемких товаров, в первую очередь компьютеров на совместных с США или Японией предприятиях или расположенных в этих странах филиалах американских, японских и западноевропейских фирм.
Таблица 4. (1, гл.7, с.9) Доли ведущих стран в мировом производстве наукоемкой продукции по отраслям, 1997 г., %
Если посмотреть по отдельным отраслям (табл.3), то США доминируют в области авиации и космоса, обгоняют Японию по компьютерной технике и фармацевтике, но отстают в телекоммуникационном оборудовании. Япония, как и ФРГ, после войны долгое время (до 1954 г) не имела права производить авиационную технику, поскольку авиационная промышленность - полувоенная отрасль. Соответственно, она отстала в этом секторе промышленности от США и Западной Европы и после того, как запреты были сняты, не ставила перед собою задачи догнать их. Крупных пассажирских лайнеров и военных машин Япония не делает и сегодня. Она выпускает небольшие и средние транспортные самолеты и несколько моделей авиеток, которые считаются удачными и конкурентоспособными на мировом рынке. ФРГ собственных самолетов тоже не производит, но активно участвует в западноевропейских проектах. То же самое относится и к ракетной и космической технике. Япония имеет ракету-носитель и провела несколько запусков небольших спутников, но пока ее космический потенциал незначителен.
Почетное место в области авиакосмических технологий занимает КНР. Она входит в число полноправных "космических" держав. Правда, ее потенциал создан в основном с помощью СССР, но это не меняет того факта, что Китай имеет и ракеты-носители, в том числе тяжелую, и космодром, и свои искусственные спутники, и уже испытал (пока в беспилотном режиме) свою модель пилотируемого корабля, готовится к запуску на орбиту своих первых космонавтов, а также планирует полеты на Луну и к планетам Солнечной системы.
В области компьютерной техники мировое производство и сбыт в значительной степени монополизированы Америкой и Японией, вместе они имеют почти 80%, и конкурентов, способных их серьезно потеснить, пока не видно. Эти же страны лидируют и на рынках телекоммуникационного оборудования. Только здесь они поменялись местами, Япония заняла первое, а США - второе. Что касается фармацевтики, то и в этой области США и Япония производят больше других стран, но Западная Европа в целом от них не отстает. Подчеркнем, что лидерство Америки и Японии по объемам производства и соответственно по долям в мировом производстве в сравнении со странами Западной Европы объясняется не столько техническим превосходством, сколько размерными физическими и демографическими параметрами стран - численностью населения и площадью территории. В этом состоит особенность абсолютных масштабных показателей. Технический уровень промышленности и сферы услуг передовых западноевропейских стран если и уступает американскому или японскому, то незначительно. А совокупные показатели Западной Европы в целом ряде отраслей сопоставимы с показателями лидеров, а зачастую и превосходят их, особенно Японию. Хорошей иллюстрацией могут служить данные таблицы 5. Из нее видно, что Европа-4 по трем основным видам наукоемких услуг - связь, финансы и бизнес - значительно опережает Японию и не так уж много уступает США. И перспективы у Европы есть (население 15 стран, входящих в ЕЭС, составляет сегодня 377 млн. человек, а население США - 278,1 (данные 2000 г). Объем ВВП в 2000 г. у ЕЭС-15 составил 8,5 трлн. евро, у США - 10,7 трлн., у Японии - 5,2 трлн. ВВП на душу населения составил у ЕЭС-15 23530 евро, у США - 34880, а у Японии - 25030 (11, с.1)).
Таблица 5. (1, гл.7, с.7) Мировое производство наукоемких услуг по странам, 1997 г.
В Европу-4 входят ФРГ, Франция, Великобритания и Италия.