Смекни!
smekni.com

Нобелевская премия в области экономики в 2009 году (стр. 2 из 2)

Элинор Остром оспаривает распространенную точку зрения о том, что общественная собственность должна либо управляться централизованно, либо быть приватизирована. Основываясь на ряде исследований, проведенных на объектах коллективного пользования, Остром делает вывод, что чаще всего такая деятельность приводит к результатам, превосходящим прогнозы.

3. Оливер Уильямсон (Oliver E. Williamson)

О́ливер Уи́льямсон (англ. Oliver E. Williamson; 27 сентября 1932, Супериор, шт. Висконсин) — американский экономист, представитель неоинституционализма. Бакалавр (1955) Массачусетского технологического института, магистр (1960) Стэнфордского университета, доктор философии (1963) университета Карнеги — Меллона. Работал в Пенсильванском (1965—1983) и Йельском (1983—1988) университетах. Профессор (с 1988) Калифорнийского университета (кампус в Беркли). Лауреат премии Ректенвальда (2004). Входит в редакционную коллегию Journal of Economic Methodology. Почетный член Американской экономической ассоциации (с 2007). Лауреат Нобелевской премии по экономике в 2009 году с формулировкой «за исследования в области экономической организации».

Оливер Уильямсон рассматривает отдельные организации как институты управления, каждый с индивидуальным подходом к решению конфликтов интересов. Основным тезисом теории Уильямсона является мысль о том, что склонность компаний к решению вопросов в пределах организации возрастает по мере выстраивания более четкой взаимосвязи ее активов.

Судя по сообщению Нобелевского комитета, он показал в своих работах, что чисто рыночные механизмы не всегда способны подсказать оптимальные решения. Например, если конкуренция на том или ином рынке по каким-то причинам ограничена, то решения, принимаемые в рамках отдельных компаний, могут быть более эффективными, чем, условно говоря, этого рынка в целом.

Дело в том, что и работы Остром, и работы Уильямсона дают нам реалистическую картину рынка. На самом деле такого идеального конкурентного рынка просто не существует по той простой причине, что каждое предприятие привязано к определенному месту, физически его передвинуть очень трудно или даже невозможно. Если учесть сегодня небольшую компанию, которая занимается написанием программ, ее можно передвинуть, но крупные предприятия промышленности невозможно. Значит они привязаны ко времени, они привязаны к месту. И дальше возникает проблема, на которую обратил внимание Оливер Уильямсон, и она колоссальная проблема – это проблема того, что называют специфическими активами или специфичностью активов. То есть оборудование, станки, здания, они привязаны, как он выражается, к месту, ко времени и к определенной деятельности, к определенному типу производства. Не так легко производить что-то другое на тех же станках. И поэтому немедленно, как только люди поставят туда здание и станки, они оказываются привязаны к своим покупателям. И если нет абсолютной конкуренции, где очень много покупателей, они оказываются в зависимости.

Для преодоления такой зависимости есть эффективное средство – организовать бизнес этого предприятия не по одной группе товаров или услуг, а сразу по нескольким. Это называется диверсификацией бизнеса.

Но возникает очень большая проблема – проблема того, что, оказывается, что делать инвестиции вообще любые, построить завод, поставить станок, сделать промышленную эволюцию в той или иной стране очень трудно по той простой причине, что инвестиции крайне уязвимы именно к неконкурентным условиям. И поэтому очень важно создать такой тип организации, которая могла бы решить эти проблемы. Эта организация оказывается крупной, она оказывается иерархической и она оказывается, как выражаются экономисты вслед за Уильямсоном, вертикально интегрированной по технологической цепочке.

Пример, который обычно здесь приводится, вот какой. Если существует угольная шахта, которая снабжает уголь для электростанции, и если существует электростанция, которая покупает этот уголь, они оказываются взаимозависимыми. Потому что перевозка очень дорогая, и электростанция не может привезти уголь откуда-то, а из шахты привезти сложно. Гораздо выгоднее им, чтобы преодолеть конфликт, где они будут злоупотреблять ценой, им гораздо выгоднее иметь одного собственника, то есть интегрироваться вертикально по технологической цепочке с тем, чтобы угольная шахта и электростанция были единым предприятием. Дальше возникнут проблемы, что предприятие слишком большое, что администрация будет злоупотреблять и принимать неэффективные решения. Поэтому Уильямсон пишет, что необходима оптимизация размера и оптимизация структуры предприятий. Но эти проблемы меньше, чем та эффективность, которая достигается за счет того, что проблемы монополии, которые там могут возникнуть, проблемы неконкурентности, они решаются. Таким образом, очень важен размер и тип организации, которые позволяют наиболее эффективно решить проблемы несовершенства рынков. В этом собственно суть работ Уильямсона.

Вывод из этого очень важный, что инвестиции – дело не легкое, что необходима конкурентная оптовая торговля для того, чтобы предприятия делали инвестиции. Поэтому, когда мы идем в какую-то бедную страну и спрашиваем: почему не делают инвестиции? Оказывается, инвестиции делать рискованно и опасно. Необходимо создать организационные институциональные условия для этого. То есть можно говорить о трагедии инвестиционного процесса, которая естественным образом возникает, и общество создает институции, которые преодолевают эту проблему. В этом колоссальное значение работ Уильямсона.


Список литературы

1. www.econews.ru Газета «Экономические новости».

2. ru.wikipedia.org/

3. www.rian.ru/economy/

4. www.svobodanews.ru/