Шмоллер подверг резкой критике сами принципы экономического либерализма, особенно подчеркивая при этом несостоятельность механицистских упрощений в концепциях Локка и Адама Смита. Шмоллер разоблачал подмену, заключенную в утверждении либералов о том, что основным мотивом человеческой деятельности является эгоизм. Шмоллер прекрасно показал, что в случае либеральных экономических теорий мы имеем дело не только с отдельной наукой — экономикой — но и с особой идеологией, которую он назвал “экономизмом”. Фактически Шмоллер впервые ясно показал, что экономические теории суть не что иное, как приложение “метафоры часов” или “метафоры дерева” к экономической сфере, и что, следовательно, экономическая наука не может претендовать на статус автономной и изолированной дисциплины, совершенно не зависимой от других политических, философских и религиозных доктрин.
Основные особенности экономических воззрений Густава Шмоллера
Лидер новой исторической школы Г. Шмоллер делал особый акцент на роли хозяйственного «этоса» (греч. «ethos» - обычай, нрав), т.е. на моральных и правовых рамках, в которых функционирует экономика. Согласно его мнению, процесс экономического (и в целом общественного) развития заключается в постепенном подчинении правовым и моральным нормам всех естественно сложившихся общественных отношений между людьми. Примерами таких норм являются право частной собственности, запрет рабства и расовой дискриминации и т.д. Наличие хозяйственного этоса является необходимым условием для существования свободного обмена денежного обращения, разделения труда и других характеристик рыночной экономики. Все экономические отношения являются производными от этических и правовых аспектов: например, спрос на товар представляет собой частицу конкретной истории этических отношений у данного народа в данный момент времени. Г. Шмоллер критиковал классическую политическую экономию прежде всего за игнорирование ее представителями этического характера хозяйственных явлений и повышения роли правовых и моральных норм по мере экономического развития.
Особенно важным элементом подхода Г. Шмоллера является его учение о роли государства. По его мнению, это учреждение, находящееся как бы «над» интересами различных социальных групп и классов. Именно государство создает значительную часть хозяйственного этоса (особенно то, что связано с правовой системой).
Во всем учении о хозяйственном этосе можно усмотреть зачатки концепций старого и особенно нового институционализма. Так, само понятие хозяйственного этоса близко неоинституциональному термину «институциональная среда» (см. раздел 8.2.1), а описание роли государства похоже на трактовку некоторых новых институционалистов этого учреждения как организации, отвечающей прежде всего за спецификацию и защиту прав собственности.
Большую известность Г. Шмоллер получил и как участник «спора о методе» [Methodenstreit] с представителем австрийской школы маржинализма К. Менгером (его взгляды описаны в разделе 5.3.2) в 1883-1884 гг. Г. Шмоллер отстаивал конкретно-исторические методы исследования и значимость индукции, приоритет социального целого, культуры, социума над действиями отдельных людей, в которых неистребимо ценностное, этическое начало. Он противопоставлял все эти аспекты приоритету дедукции, принципу методологического индивидуализма и идее об универсальности человеческой природы - эти тезисы отстаивались К. Менгером.
Бюхер (Bücher) Карл (16.2.1847, Кирберг, - 12.11.1930, Лейпциг), немецкий экономист, историк народного хозяйства и статистик, представитель новой (молодой) исторической школы в политической экономии. Профессор политэкономии в Лейпцигском университете (1892-1917), основатель (1917) и руководитель Института газетоведения при нём. В главном труде "Возникновение народного хозяйства" (1893, русский перевод 1923) предложил трёхступенчатую схему развития хозяйства ("домашнее хозяйство", "городское хозяйство", "народное хозяйство"). На I-й ступени – «домашнего хозяйства» – предметы потребляются в том же хозяйстве, где они произведены, на II-й ступени – «городского хозяйства» предметы переходят непосредственно от производящего их хозяйства к потребляющему, на III-й ступени – «народного хозяйства» предметы переходят от производителя к потребителю через ряд посредствующих промежуточных звеньев. Трехступенчатая «схема развития хозяйства» Бюхера антинаучна, в основу которой он положил "длину пути" продукта от производителя к потребителю, представляет собой приложение буржуазной меновой концепции к истории хозяйства. Исследуя экономику докапиталистических обществ. Бюхер правильно подчёркивал (в отличие от ряда буржуазных модернизаторов экономической истории) её натурально-хозяйственную основу, но при этом он приуменьшил роль обмена, торговли в древности и в средние века; его работы по истории средневековых городов содержат ценный материал по численности городского населения, организации ремесла и др. Классификацию Бюхера капиталистических форм промышленности (смешение мануфактуры с фабрикой и выделение работы на скупщика в особую форму промышленности) подверг критике В. И. Ленин
К. Бюхер предложил свою периодизацию истории развития хозяйства. В качестве критерия периодизации он избрал длительность пути товара от его непосредственного производителя до конечного потребителя. Им были выделены следующие стадии развития.
а) Домашнее хозяйство. На этом этапе развития продукты потребляются там же, где произведены.
б) Городское хозяйство. Здесь производитель и потребитель - уже разные субъекты, но на пути товара от одного субъекта к другому не возникает никаких посредников.
в) Народное хозяйство. А вот на этой стадии такие посредники как раз и появляются. Производитель работает на точно неизвестный ему рынок; прежде, чем дойти до конечно потребителя, товар проходит через «руки» множества посредников. На этой, самой высшей стадии развития, большую роль играют финансовые рынки и учреждения.
Брентано Луйо (18.12.1844 – 09.09.1931), немецкий экономист, один из представителей катедер-социализма и новой (молодой) исторической школы. С 1871 профессор в Бреславе, Страсбурге, Вене, Лейпциге, с 1891 в Мюнхене. Его многочисленные исследования посвящены вопросам рабочего движения, экономической и социальной политике и экономической истории. Брентано проповедовал возможность устранения антагонистических противоречий между буржуазией и пролетариатом путем организации реформистских профсоюзов, кооперации и фабричного законодательства, пытался доказать, что капиталисты также заинтересованы в росте заработной плате рабочих. Социально-реформистские концепции Брентано направлены на ослабление классовой борьбы и на отказ рабочих от политической борьбы. Брентано выступал против учения К. Маркса о прибавочной стоимости, пропагандировал «теорию» устойчивости мелкого производства в сельском хозяйстве. Для практического осуществления социально-экономических реформ он вместе с А. Вагнером и Г. Шмоллером в 1872 организовал «Союз социальной политики». В.И. Ленин характеризовал взгляды Брентано как социал-либерализм, слегка подкрашенный в марксизм. Брентано поддерживал германских экспансионистов.
Л. Брентано предвосхитил идеи ортодоксальных и особенно новых кейнсианцев по поводу положительных аспектов высокого уровня заработной платы для экономики. Во-первых, высокая заработная плата положительно влияет на стимулы к труду и. тем самым, способствует повышению производительности труда (см. новокейнсианскую концепцию эффективной заработной платы в подразделе 6.7.2.5), а во вторых, стимулирует замену труда машинами, а следовательно, технический прогресс и все тот же рост производительности труда. Низкая же заработная плата, напротив, отбивает стимулы к трудосберегающему техническому прогрессу вследствие дешевизны труда.
Эти воззрения Л. Брентано имели неоднократное подтверждение в экономической истории. Так, низкий уровень технической развитости экономики России до отмены крепостного права в 1861 году был обусловлен практикой применения чрезвычайно дешевого труда крепостных на мануфактурах (институт «крепостных мануфактур»); тогда как в США редкость трудовых ресурсов обусловила быстрый технический прогресс в XIX веке.