Ноосферное антикризисное управление экономикой Беларуси, России и Украины предполагает обеспечение устойчивого инновационного, социально ориентированного развития наших стран на базе внедрения фондоэконом-ного инструментария хозяйствования. Этот инструментарий представляет собой политико-правовое и организационно-управленческое средство, предназначенное для власти, науки и церкви в целях, во-первых, сохранения народа, во-вторых, сохранения окружающей среды, в-третьих, улучшения качества жизни людей. Успех ноосферного управления зависит от критической массы интеллекта, накопленной в народе, и в первую очередь - в головах представителей государственной власти, управленцев, руководителей систем науки и образования, церковных деятелей, - образно говоря, от коэффициента полезного действия обоих больших полушарий головного мозга и обеих рук — правой, которую называют невидимой рукой рынка, и левой, которую называют видимой рукой государственного регулирования политико-экономического механизма. В понятие "невидимая рука" входят не только и не столько рынок, сколько наука, образование, культура, здравоохранение, искусство, религия, другие сферы нематериальной — духовной жизни. Необходимость разумно использовать во всей полноте духовный и интеллектуальный потенциал, которым наделен homo sapiens, убедительно подчеркнул настоящий кризис, когда и банкиры, и предприниматели, и священнослужители в один голос заговорили о нравственности. В свое время Франклин Рузвельт за 7 месяцев до своего избрания Президентом США в речи, переданной по национальной радиосети 7 апреля 1932 г., сказал: "Ни одна нация не может существовать, наполовину обанкротившись. Мейнстрит, Бродвей, фабрики, рудники закроются, если половина покупателей не сможет покупать. Необходимо увеличивать покупательную способность половины населения, особенно живущего в сельскохозяйственных районах". Уже заняв высший государственный пост страны, Рузвельт так сформулировал задачу: "Американцы должны навсегда покончить с той концепцией приобретения богатства, которая в результате чрезмерных прибылей устанавливает... полную власть капитала над собственными делами, к нашему несчастью - над делами общества. Выполняя эту задачу, мы вовсе не стремимся уничтожить честолюбие или разделить наши состояния на равные доли. Мы продолжаем признавать способность одних зарабатывать больше, чем другие. Однако мы утверждаем, что желание индивидуума иметь должное обеспечение, достойный досуг, приличный уровень жизни следует поставить выше, чем страсть к большому богатству и большой власти". Истина, заключенная в этих словах, неоспорима. С ними через годы, через расстояния перекликается следующая мысль нашего современника, крупнейшего ученого, основателя и руководителя ряда научных школ Никиты Моисеева: "Размышления о дне наступающем становятся насущной потребностью общества. Они должны содействовать установлению интеллектуального и нравственного климата, необходимого для изменения того русла нашей реки жизни, которое нас может подвести к катастрофе, если мы не научимся по-новому мыслить, если не произойдет общепланетарная Перестройка".
Используя ноосферную философию хозяйствования в Беларуси, России и Украине, важно отказаться от многих безнадежно устаревших, но еще используемых догм, которые определяли жизнь Советского Союза и в конечном итоге привели к его распаду. Для большей антикризисной устойчивости, обеспечения динамики роста, улучшения всей жизнедеятельности наших народов нужно начать с формирования нового, а именно — ноосферного мировоззрения и экономического мышления, прежде всего, у представителей четырех важнейших институтов общества - власти, науки, образования, религии. Вместе с тем не менее важно пересмотреть предмет экономической науки и образования, который уже не может ограничиваться исследованием проблем воспроизводства лишь товаров, работ и услуг, а тем более - капитала. Наука призвана изучать жизнедеятельность человека на Земле во всей полноте ее проявлений и во все периоды биологического цикла индивида. Отсюда следует, что экономическая наука обязана включать в свой предмет и знание всех других наук и сфер деятельности, то есть выступать синергетической наукой, которая формирует у людей инновационное, ноосферное мировоззрение, способность мыслить глобально, но действовать локально - в интересах своей страны и своего народа. При ноосферном мышлении и действиях требуется определить и новый критерий эффективности экономики. Вместо показателя прибыли и рассчитанных на его базе величин рентабельности, окупаемости и т. д. новым критерием должен стать показатель дохода — вновь созданной стоимости (ВВП), с научным, разумным распределением по единым государственным нормативам и принципам для всех участников производства: 33,(3)% от дохода (ВВП) — это налог; 33,(3)% — фонд оплаты труда; 33,(3)% — фонд развития (16-17% - амортизация и 16—17% — прибыль). Одновременно необходимо изменить систему бухгалтерского и статистического учета, упростить налогообложение, снизить налоговую нагрузку, сделав ее одинаковой для всех трудоспособных (33,3% от дохода). Исходя из необходимости наполнить ноосферным содержанием все три экономические модели, предстоит изменить амортизационную политику и политику оплаты труда, ценообразование, учет состава и структуры издержек производства, банковскую, денежно-кредитную и инвестиционную политику; все это следует увязать с рыночной оценкой дохода и ВВП. Таким образом, экономика должна стать человеко- и природомерной системой рыночного общественного воспроизводства.
Хозяйственный механизм должен обеспечивать трансформацию капитала в категорию "фонды", усиление конкурентоспособности наших экономик на мировом пространстве, что предполагает отказ от использования таких принципов, как опора только на собственные силы, особенно в науке, повсеместное импортозамещение, достижение положительного сальдо как самоцели любой ценой, в частности, путем применения тарифного протекционизма.
В дальнейшем через разработку социально-эколого-экономического механизма хозяйствования предстоит достигнуть повышения нравственности в обществе: он должен быть таким, чтобы естественным образом снизились уровни бюрократизма, социального паразитизма, иждивенчества, экономического рейдерства, особенно интеллектуального. Данный механизм призван высоко поднять престиж нравственного интеллекта и производительного труда, создать условия для полной занятости трудоспособного населения с достойным уровнем оплаты труда и адекватного пенсионного обеспечения людей.
Антикризисная хозяйственная модель жизнедеятельности предполагает приоритетное интеллектуальное накопление, что должно найти отражение в законотворчестве. Для того чтобы этот тезис стал более предметным, важно преодолеть абсолютизацию вещной зависимости людей и фетишизацию прибыли, денег, предметно-вещного вида производства и накопления, когда люди, поклоняясь богатству, не являются подлинно свободными субъектами и творцами общественных отношений, а их роль обозначена безликими понятиями "факторы", "народ", "массы", "чиновники", когда человек служит лишь материальному производству, приспосабливая к нему самого себя и природу. Увы, сегодня господствует не личность, а культ силы, денег, выгоды, должности, величины капитала, правит бал стремление к социальному паразитизму, завладению собственностью и деньгами путем рейдерства, борьбы за власть, за "теплое местечко".
Заключение
С позиции капиталистического мировоззрения и идеологии природа, научно-технический прогресс, талант, разум, производственные отношения и т. д. являются неэкономическими (беззатратно-трудовыми) категориями. Более того, почти вся социальная деятельность, по сути, сведена к непроизводительному труду, к иждивенчеству по отношению к материальному производству. Это мировоззрение определяет политико-экономические установки и деятельность многих белорусских, российских, украинских политиков, государственных управленцев, работников сферы образования и др., - словом, носителей, как принято говорить, здравого смысла. Однако прагматикам чистой воды, как мы уже убедились, не дано ни сохранить этот мир, ни изменить его к лучшему. И здесь как нельзя более кстати будет напомнить слова гениального ученого о том, что человек "составляет неизбежное проявление большого природного процесса", что он, "преобразуя свою системную природу,., одновременно преобразует, развивает дремлющие в нем физические, интеллектуальные и другие сущностные (ноосферные) силы" (В.И. Вернадский, "Научная мысль как планетное явление").
Источники
1. Доклад на заседании Ученого совета Государственного учреждения "Институт экономики и прогнозирования Национальной академии наук Украины" 25 января 2010 г.
2. Рогов С. США и эволюция международной финансовой системы.- М, "Экономист" № 3, 2009, с. 12-26.
3. "Белорусская Думка" № 12, 2008.
4. http://www.trinitas.ru/ ras/doc/0202/ОЮа/1134-sbt.pdf).