Калининградский юридический институт МВД России
Контрольная работа по курсу “ Конституционное право ” на тему:
“ Конституционно-правовой статус главы суверенного государства ”
Слушателя 1-го курса заочного факультета, набора 1998г.
группа № 4, зачетная книжка 2689
Буланцева Алексея Васильевича
Домашний адрес: 236004, Калининград, Аллея Смелых 72, кв. 26
сл. т. 46 08 26
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Введение ………………………………………………… | 2 |
2 | Понятие и виды глав суверенных государств …… | 3 – 7 |
3 | Конституционно – правовой статус Президента Российской Федерации ……………………………… | 8 – 11 |
4 | Список использованной литературы ……………… | 12 |
Президент – принципиально новый для России государственный институт, который внес значительные изменения в существовавшую в момент его учреждения прежнюю советскую форму организации власти. Президентская власть была призвана наладить действенное государственное управление, исполнение законов. При создании института президенства в России использовался опыт зарубежных стран. Этот институт распространен в мире и имеет заметные особенности в разных странах. В одних государствах - их называют президентскими республиками – президент возглавляет государство, а также правительство, исполнительную власть, играет фактически ведущую роль в управлении страной, обладая большим объемом прав. В других – это парламентарные республики – президентство представляет собой в значительной мере формальную структуру. В этом случае реальные функции управления выполняет правительство, а глава его и занимает первое место в системе исполнительной власти.
При установлении в России института президенства было очень много мнений. Одни говорили том, например, что президент это почти то же самое, если не хуже чем монарх, …. другие говорили, что это все же лучше чем … Генеральный секретарь ЦК. И так до бесконечности. О том, что же собой представляет президентская форма правления, (на примере США и России) представлена эта работа.
Глава суверенного государства. Президентская форма правления на примере США.
Президент США по своему государственно-конституционному статусу выступает одновременно в трех лицах. Он - глава государства, глава правительства (кабинета министров) и главнокомандующий вооруженными силами страны
Основные конституционные полномочия президента оговорены в статье II конституции. Статья I посвящена конгрессу, которому по замыслу "отцов-основателей", надлежало стать ведущим законодательным органом власти федерального правительства. На протяжении всего XIX века, за исключением периода гражданской войны (1861-1865), именно конгресс доминировал над президентом при осуществлении государственной власти. В нынешнем столетии ситуация существенно изменилась.
Президент получает за свою работу жалованье (200.000$ в год), которое, по конституции, в течение его четырехлетнего пребывания на посту не может быть ни увеличено, ни уменьшено. Помимо этого, президенту выделяется 50.000$ на дополнительные расходы (облагаемых налогом) и 100.000$ (не облагаемых налогом) на транспортные расходы. После ухода с поста президента ему выплачивается пожизненная пенсия в размере 63.000$ в год, предоставляются и некоторые другие льготы.
Президенту как главе исполнительной власти подчинен громоздкий аппарат федеральных министерств и ведомств, насчитывающий более 3 млн. государственных служащих. Эта огромная бюрократическая пирамида состоит из верхнего слоя, сменяемого с приходом к власти другой партии, - администрации (насчитывает приблизительно 600 политически значимых должностей, кандидаты на которые назначаются президентом или его подчиненными с "совета и согласия" сената либо без него) и многочисленной армии федеральных чиновников, постоянно состоящих на государственной службе. О них стоит сказать подробнее, так как они играют важную роль в осуществлении президентской власти. В США за ними утвердился термин "карьерная бюрократия". Эти чиновники, постепенно продвигаясь по должностной лестнице с первых до высших классов, получают на верхнем уровне ежегодное жалованье порядка 60.000-80.000$. Уволить или подвергнуть преследованию по политическим мотивам карьерного чиновника президент или политические назначенцы не имеют права в соответствии с законом о гражданской службе 1883г. Этот же закон требует от карьерного чиновничества политической нейтральности по отношению к находящейся у власти администрации. Любому федеральному служащему, включая президента, законом запрещено использовать федеральные ведомства с целью какого-либо воздействия или влияния на избирательный процесс, избирательные кампании и выборы.
В институциональном плане президенту подчиняются: Исполнительное управление президента, представляющее собой систему надведомственных органов (аппарат Белого дома, Совет национальной безопасности, Административно-бюджетное управление, Экономический совет при президенте и др.), 13 федеральных министерств, руководители которых в основном образуют кабинет министров и юридически подотчетны конгрессу, более 50 независимых регулятивных агентств, советов и комиссий. Следует отметить, что подавляющая масса федеральных служащих рассредоточены по всем штатам. В Вашингтоне и в федеральном округе Колумбия, как правило, находятся верхние эшелоны карьерного чиновничества и центральный аппарат министерств и ведомств, насчитывающий более 300 тыс. служащих.
Формально все федеральные служащие подчинены президенту. В действительности ситуация гораздо сложнее. Высшее карьерное чиновничество совместно с аппаратом конгресса и так называемыми "заинтересованными группами" образует по сути единую государственно-бюрократическую общность, в руках которой сосредоточена значительная политико-административная власть, которая имеет собственные корпоративные интересы и кадровый состав которой мало меняется с приходом к власти новой администрации. Часто высшее карьерное чиновничество гораздо лояльнее к своим коллегам по этому "тройственному союзу", чем к находящейся у власти администрации. Другими словами, оно обладает заметной автономией, и любой президент, любая администрация, если они намерены претворить в жизнь свои политические программы, вынуждены считаться с интересами и властью этого административно-управленческого слоя, и в первую очередь с высшим чиновничеством. Иначе говоря, неформальная структура власти обеспечивает определенные «сдержки» и «противовесы» по вертикали властным полномочиям президента и внутри самого исполнительного федерального аппарата.
Руководство внешней политикой по конституции сосредоточено в руках президента. Эти полномочия фактически закрепляют за президентом роли главного дипломата страны. Президент также наделен правом заключать международные договоры в форме исполнительных соглашений, которые не требуют ратификации сената. Ему принадлежит право признавать или не признавать иностранные правительства.
Cосредоточение внешнеполитических прерогатив в руках федерального правительства соответствует одному из основных принципов американской государственности - принципу федерализма. Президент при выработке и осуществлении внешнеполитического курса тесно сотрудничает с конгрессом. Зачастую основные внешнеполитические решения представляют собой сложнейший, многосторонний компромисс между интересами президента, его союзников в конгрессе, конкурирующих между собой бюрократий различных внешнеполитических ведомств, политических группировок вне правительства и общественным мнением.
В качестве главнокомандующего вооруженными силами страны президент олицетворяет другой важный термин государственности - верховенство гражданских лиц над военными в сфере обороны. Одним из ярких проявлений этого принципа было увольнение президентом Г.Труменом генерала Д.Маракурта с поста главнокомандующего войскам ООН во время войны в Корее в 1951 г.
Право объявлять войну, формировать и обеспечивать армию, создавать и содержать флот, по конституции закреплено за конгрессом. Президенты на протяжении американской истории многократно (порядка 200 раз) использовали вооруженные силы за рубежом без объявления конгрессом войны. Даже если такие акции означали грубое попрание международного права и прав человека, но обещали или создавали высокую поддержку общественностью внутри страны, они без долгих колебаний прибегали к военной силе, игнорируя мировое общественное мнение (к которому так любят апеллировать в Росси), и оправдывали такие действия национальными интересами. Так было во Вьетнаме, когда заявило о себе никсоновское "молчаливое большинство", и в итоге президент затянул американское участие в войне еще на несколько лет, так было на Гранаде и при бомбардировке Ливии, так было и в Панаме...
Президент, по закону, имеет право сам, без просьбы властей штатов использовать Национальную гвардию и регулярные армейские подразделения на территории любого штата, когда, по его мнению, "противозаконные действия организации или объединения либо восстание против властей Соединенных Штатов" делает невозможным исполнение федеральных законов в данном штате. Кроме того, президент располагает полномочиями по собственному усмотрению использовать военную силу для подавления в любом штате "какого-либо восстания, внутреннего насилия, незаконных организаций или заговоров", если все это препятствует осуществлению, как законов штатов, так и федеральных. Если какая-то часть населения этого штата лишается гарантированных конституцией и законом прав, а "официальные власти этого штата не способны, не могут или отказываются защитить эти права". Таким образом, хотя в тексте конституции отсутствует в явном виде формулировка, что президент выступает гарантом исполнения как федеральных, так и законов штатов, и говорится лишь о том, что он "заботится о добросовестном исполнении законов", фактически в соответствии с федеральными законами и конституционной прерогативой быть главнокомандующим, он и является таким гарантом.