Смекни!
smekni.com

Конституционный статус суверенного государства (стр. 1 из 3)

Калининградский юридический институт МВД России

Контрольная работа по курсу “ Конституционное право ” на тему:

“ Конституционное право суверенного государства ”

Слушателя 1-го курса заочного факультета, набора 1998г.

группа № 4, зачетная книжка 2689

Буланцева Алексея Васильевича

Домашний адрес: 236004, Калининград, Аллея Смелых 72, кв. 26

сл. т. 46 08 26

Содержание:

1 Введение ………………………………………………… 2
2 Понятие и предмет конституционного права суверенного государства …………………………… 2 – 9
3 Основы конституционного строя Российской Федерации ……………………………………………… 9 – 13
4 Список использованной литературы ……………… 14

Большинство стран мира имеет конституцию, но при этом в немногих из них сложился конституционный строй.

Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами) лежащими в основе взаимоотношений человека, общества и государства. Можно достоверно утверждать, что Конституционный строй - это такая организация государственной и политической жизни, где государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и в нем человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита - основная обязанность государства.

Раскрывая понятие и предмет конституционного права суверенного государства, обратимся для этого, к примеру Великобритании.

Исторические особенности развития государства обусловили нестандартный характер британской конституции. Великобритания не знает единовременно созданного акта в качестве конституции. Особенности конституции относятся к форме, но не касаются ее содержания или сущности. По форме британская конституция имеет комбинированный, несистематизированный характер; она слагается из двух частей - писанной и неписаной. Такой характер имеют все отрасли английского права; поэтому конституционное законодательство кажется не очень четким, определенным. Британскую конституцию часто называют неписаной, имея ввиду то обстоятельство, что она никогда не была “записана” в едином акте, Писаная и неписаная ее части имеют, в свою очередь, различные, весьма разнообразные источники.

Писаная часть включает в себя:

· нормы статусного права; Статусом в Великобритании принято называть законодательный акт, принятый или одобренный в соответствии с установленной процедурой палатами парламента и подписанный главой государства. Поэтому совокупность норм, установленных статусами, называется статусным правом. Им являются не только нормы государственного права, но и права других отраслей — уголовного, гражданского и т.д. К статусам, имеющим конституционное значение, относят Билль о правах 1689 г., Закон о престолонаследии 1701 г., Закон о парламенте 1911 г. и др.

· нормы прецедентного права (case law); имеющие своим предметом вопросы, носящие тот же конституционный характер. Хотя судебные решения объективно имеют писанный, т.е. зафиксированный на бумаге, характер, тем не менее доктрина относит их к неписаной части права. Выражение “писаный” закон означает закон, формально принятый парламентом, неважно зафиксирован он на бумаге или нет, а термин “неписаный” закон употребляется для обозначения закона, парламентом не принимавшегося. Судебные решения составляют систему “общего права”; они затрагивают главным образом права и свободы граждан, а также отношения различных государственных органов. Судебных прецедентов огромное множество; наибольшее значение из них имеют решения высших судебных инстанций, особенно палаты лордов - верховной судебной инстанции страны. Ее решения обязательны для всех судов.

К собственно неписаной части относятся:

· нормы, представляющие собой конституционные обычаи; нигде юридически не зафиксированные, но регулирующие, как правило, важнейшие вопросы государственной жизни. Эти соглашения, или система обычного права, рассматриваются в Великобритании как основа конституционного права. Обычай представляют сложившиеся на практике правила, не пользующиеся судебной защитой. Королевские прерогативы, например, составляют часть обычного права. Они включают нормы, регулирующие назначение министров, коллективную ответственность кабинета министров, роспуск парламента, заключение международных договоров, объявление войны и др. На практике эти прерогативы осуществляются короной (монархом) при получении одобрения правительства, находящегося у власти. Суверенитет парламента - фундаментальный принцип британского конституционного права - также является принципом обычного права. Он неоднократно признавался судами; в частности, в 1840 г. судом было подтверждено право парламента, судить своих членов за нарушение своих прав и привилегий, в 1884 г. судом было подтверждено полное право парламента распоряжаться своими внутренними делами.

Исторически конституционные соглашения имеют различное происхождение. Они возникают в силу обстоятельств в результате межпартийной борьбы; играет роль и медленная эволюция существующей практики, приспособление ее к меняющимся условиям. Никто не может заставить соблюдать конституционный обычай; для этого, нет какого - либо специального органа. Парламент - теоретический хранитель суверенитета - в любой момент может предложить новое правило, отменив или упразднив предыдущий обычай. Не существует точного списка конституционных соглашений. Практически они действуют во всех элементах британской политической системы.

Статусное право носит фрагментальный характер; парламентских актов по конституционным вопросам насчитывается около четырех тысяч, и это число постоянно увеличивается. Некоторые акты парламента могут рассматриваться как чисто конституционные, целиком посвященные какому - либо вопросу конституционного регулирования. К ним, в частности, относятся несколько законов о составе, взаимоотношениях и полномочиях палат парламента (законы о парламенте 1911 и 1949 гг., Акт о пэрах 1963 г.), законы о правовом положении личности, - например, Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., (правда, эти акты теперь носят скорее исторический характер, поскольку были постепенно почти полностью заменены позднейшими законами в области уголовного и уголовно - процессуального права), законы об избирательном праве (акты о народном представительстве 1949, 1969, 1974 гг. и др.); законы о местном управлении (акты о местном управлении 1972 и 1985 гг.). Конституционные нормы содержатся и в законах, в которых регулирование подобных норм является частью акта наравне с другими вопросами, Например, в Акте о министрах короны 1975 г. наравне с вопросами конституционного характера содержится много положений, относящихся к административному праву. Конституционные нормы могут содержаться и в акта делегированного законодательства.

Своеобразная система английского конституционного права в целом, безусловно, охватывает все стороны этого регулирования, но каждый из входящих в это право компонентов - судебные решения, закон или какой - либо обычай - не претендует на роль общих принципов; все они, как правило, обязаны своим происхождением частным случаям, отдельным потребностям, вызвавшим необходимость в дополнении, приспособлении существующего порядка разрешения тех или иных вопросов к новым обстоятельствам.

Названные источники конституции, однако, постепенно эволюционируют: заметно ослабевает роль прецедентного права, казуистический партикуляризм которого препятствует созданию единообразных правовых норм. В то же время такие преимущества судебных прецедентов, как гибкость и эластичность, объясняют заинтересованность правящих кругов в сохранении общего права. Несомненно, что британская конституция по форме очень отличается от других конституций капиталистических стран, хотя и не является абсолютно уникальной. Подобную форму имеет новозеландская конституция. Основной закон Канады 1982 г. с изданием Акта о Канаде приобрел систематизированный характер, включив в себя 25 актов, начиная с 1867 г. регулирующих как конституционные, так и не конституционные вопросы, и оставив за своими пределами некоторые нормы чисто конституционного характера (например, касающиеся избирательного права).

Своеобразная форма британской конституции влечет ряд последствий; прежде всего, входящие в нее компоненты исключают какой - либо особый порядок их принятия, изменения или отмены. Другими словами, конституция относится к числу гибких, т.е. изменяемых с соблюдением обычной процедуры в парламенте или в условиях обычного судопроизводства. Следующая особенность - отсутствие органов конституционного контроля, так как невозможно сопоставлять издаваемые акты, принимаемые судебные решения с уже существующими парламентскими законами и действующими судебными решениями, если эти законы и решения не обладают повышенной юридической силой. Тем более нельзя определить, соответствует ли издаваемый акт конституционным соглашениям, нигде юридически зафиксированными.

Из характера конституции вытекает и то, что труды ученых - юристов признаются за источник конституционного права, поскольку они содержат необходимые обобщения, анализ писанных и неписаных норм конституции. Толкование законов, прецедентов и обычаев является не первичным, а производным источником права. Названная роль юристов подтверждается судебной практикой. Так, палата лордов в 1920 г. по делу Attorney - General v. De Keyser v. Royal Hotel Ltd. прямо восприняла предложенное английским государствоведом конца прошлого века А.В.Дайси, определение королевской прерогативы. Раньше существовало созданное практикой правило, что при жизни автора нельзя ссылаться в суде на его работу. Это правило, которое, по - видимому не имело никаких логических оснований, теперь не особенно принимается в расчет. Некоторые авторы, даже авторы статей в периодической печати, еще при жизни получают удовлетворение от того что, что к их мнению присоединяются судьи.