Идея о рациональном экономическом поведении людей в системе рыночного хозяйства очень важна. Ведь строить определенные прогнозы в отношении тех или иных последствий, например, государственной экономической политики возможно только тогда, когда предполагается, что человек будет вести себя экономически рационально.
При этом принято различать полную рациональность экономического поведения, выступающую скорее как теоретическое допущение, и ограниченную рациональность. В первом случае предполагается, что человек наилучшим из возможных образом использует всю имеющуюся информацию и достигает наивысшего разрыва между достигнутыми результатами и произведенными затратами (максимум выгоды при минимуме затрат). Ограниченная рациональность отражает невозможность при принятии хозяйственных решений использовать всю полноту имеющейся информации из-за трудностей в ее сборе и анализе. В этом случае решения принимаются отчасти на основе опыта, интуиции и пр., а чистый выигрыш (то есть разница между общими выгодами и общими издержками) в данном случае меньше.
Рост положительного экономического поведения людей затрудняется и неэкономическим компонентом в мотивации его деятельности (альтруизм, религиозные установки и др.), т. е. компонентом, удельный вес которого меняется с развитием человеческого общества.
Второй период лучше всего характеризует кейнсианская школа и институционализм. Человеческое общество, рассматриваемое в рамках этого направления, представляется уже более сложным. В частности, мотивационные стимулы включают в себя не только стремление к материальным, денежным благам, но и определенные элементы психологического характера – милосердие, цели, связанные с традициями, соображениями престижа, использованием свободного времени и др. Существенно затруднено в такой общественной экономической организации и достижение поставленных целей вследствие недостаточной информированности хозяйствующих субъектов (ограниченной рациональности), несовершенства их интеллекта, эмоциональности, стереотипности поведения в зависимости от привычек, религиозных установок и т. п.
В этих условиях представляется невозможным достижение целей хозяйствующих субъектов через посредство свободной конкуренции, тем более, что кроме индивидуального, здесь возникает еще и выраженный групповой интерес, складывающийся вследствие стремления хозяйственных агентов преодолеть ограниченность “экономического эгоизма” путем самоорганизации в группы с общими интересами.
В этот период общество имеет более сложную структуру, для поддержания которой в состоянии равновесия требуется вмешательство в экономические отношения со стороны государства.
Третий период можно охарактеризовать как принципиально новую модель субъектов социально-экономического прогресса, отражающую современные реалии. Для этого периода характерно изменение мотивации деятельности в направлении возрастания значения тех или иных составляющих, которые обеспечивают реализацию не столько материальных, сколько духовных потребностей личности (удовлетворенность от самого процесса труда, его социальная значимость, сложность и др.). Этому периоду присущи значительная информированность о мире, в котором люди существуют, более высокий общеобразовательный и культурный уровень, его отличают многообразие и динамизм потребностей, главной из которых является потребность в свободе самовыражения, установления связи с другими людьми, свобода духовного самоопределения, свободного выбора типа культуры и общественно-политических взглядов. Этот период социально-индивидуального человека предполагает общество, основанное на демократических и плюралистических началах с развитыми межгрупповыми связями и размытыми нежесткими общностями.
Заслуживает внимания и такой специфический период как “советский экономический”, уходящий своими корнями в сталинский тоталитарно-репрессивный режим и отражающий основные черты экономического поведения человека в командно-административной системе хозяйства.
Этот период характеризуется прежде всего раздвоенностью целевой функции экономического поведения индивида, определяемого стремлением к личному благосостоянию. Труд на государство сопровождается жесткими ограничениями и уравнительностью государственного распределения его результатов в условиях отрыва непосредственного производителя от средств производства. Поэтому здесь доминируют стремления к минимизации трудовых затрат, господствуют иждивенческие настроения, нередки хищения государственного имущества, преобладает ожидание скромного, но твердого гарантированного вознаграждения не за результаты труда, а за само присутствие на рабочем месте. Интеллектуальные способности работника используются специфическим образом, в основном для того, чтобы обезопасить себя от контроля со стороны многочисленных чиновников, начальства, для обхода их указаний, обмана, приписок и др. Создается благоприятная почва для группового эгоизма, противопоставляющего интересы отдельных коллективов государственным, что является естественной реакцией на тотальное огосударствление экономики.
Раздвоенность целевой функции “советского экономического общества” не только снижает общую эффективность функционирования экономики, но и вызывает губительные нравственные издержки. Даже в рамках тоталитарного режима человек стремился минимизировать свои затраты и максимизировать выгоду, а это есть не что иное, как рациональное экономическое поведение.
Осуществляя свой выбор в мире ограниченных ресурсов, человек в любой хозяйственной системе стремился свести к минимуму свои издержки и достичь максимума в получении выгоды. Универсальность этого принципа позволяет применять его не только в рамках экономического общества, но и объяснить мотивы человеческих действий в других, неэкономических сферах жизни.
Такова краткая характеристика основных периодов развития общественной экономической организации человеческого общества. Носящие в целом абстрактный характер, эти периоды отражают в обобщенной форме основные параметры, присущие “человеческому фактору” в хозяйственном процессе. Знание их позволяет не только реально оценивать роль человека в экономике на различных стадиях развития цивилизации, но и формировать наиболее оптимальные направления в экономической политике, прогнозировать с достаточной степенью вероятности последствия тех или иных экономических решений.
Если производство рассматривать как непрерывно возобновляющийся процесс, который включает в себя распределение, обмен и потребление произведенных благ и услуг, то это – воспроизводство. Воспроизводственный процесс бывает двух видов: простой и расширенный.
Простое воспроизводство – это непрерывное повторение созидательной деятельности при котором масштабы производства, величина создаваемого продукта и размер действующего капитала (производственных фондов) остаются неизменными. Капитал фирмы может действовать, если он непрерывно воссоздает материальные условия производства новой стоимости. Таким образом, капитал совершает своеобразное круговое движение. Кругооборот капитала, говоря конкретнее, это один цикл его движения который охватывает процесс производства и обращения создаваемых товаров завершается возвращением капитала в его исходную денежную форму.
Весь путь можно схематично изобразить следующей формулой:
СП Д – Т . . . П . . . Т 1. . . Д1РС
Здесь мы видим последовательное продвижение капитальной стоимости через три стадии и смену трех национальных форм капитала. Кратко опишем их СП первая стадия Д – ТРС
совершается в сфере обращения. Здесь денежный капитал превращается в производительный. Бизнесмен на авансированные денежные средства приобретает средства производства (СП) и покупает рабочую силу (РС). Такие затраты необходимы для налаживания производства товаров.
С вторая стадия Т . . . П . . . Т1П
протекает в сфере производства. В этом движении производительная форма капитала превращается в товарную форму. Купленные на рынке факторы производства – средства производства и рабочие – соединяются в производственном процессе (П). В нем создаются товары с нужной полезностью и содержащие вновь возникающую стоимость (Т1).
третья стадия Т1 – Д1 как и первая стадия, она относится к сфере обращения. Товарный капитал с возросшей стоимостью (Т1) вновь превращается в денежный капитал (Д1), содержащий прибыль.
Такое последовательное превращение капитала из одной функциональной формы в другую, его движение через три стадии и представляет собой кругооборот капитала (фондов), то есть воспроизводственный процесс.