Римско-католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией и носительницей идеологии Средневековья. Христианская религия, была тесно переплетена с феодальными отношениями. Поэтому вся культура феодализма подчинена богословию. Догматы церкви стали политическими аксиомами, а библейские тексты получили силу закона.
Церковь выработала и свое право, которое получило название канонического, поскольку основные его положения излагались в постановлениях церковных Соборов (канонах). Свод этих канонов был составлен в XVI веке. Кроме того, источниками канонического права были нормативные акты римских пап, носивших название конституций, булл и энциклик.
Каноническое право регулировало внутрицерковные отношения, а также значительную часть вне церковных, главным образом гражданско-правовых и даже уголовных правоотношений. К ведению церковных судов относились дела, связанные с "грехом". Сюда относились такие преступления, как ересь, вероотступничество, колдовство, святотатство, нарушение супружеской верности, кровосмешение, двоеженство, лжесвидетельство, клевета, подделка документов, ложная присяга, ростовщичество.
Церковь монополизировала регулирование брачно-семейных отношений, право контроля за распределением имущества между законными наследниками и исполнение завещаний.
Особую известность получила "инквизиция", т.е. суды для расправы с еретиками и всяким инакомыслием.
2.2. ФЕОДАЛЬНОЕ ПРАВО В ГЕРМАНИИ (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА).
Важной особенностью политического развития Германии является постепенный распад ее на отдельные княжества, сохранившие самостоятельность вплоть до XIX века. Этому способствовали экономические и политические условия развития Германского государства.
Экономическое развитие страны происходило неравномерно, единого хозяйственного центра не сложилось, в силу чего интересы отдельных регионов зачастую расходились.
Усилению сепаратизма способствовала и политическая обстановка как внутри страны, так и за ее пределами. Королевская власть в своих политических интересах поддерживала отдельные группировки магнатов, наделяла их разными привилегиями, как, например, Отгон 1, наделивший церковных феодалов правовым иммунитетом, в результате чего епископы, получив права владетельных князей, стали противниками укрепления королевской власти.
Длительная борьба германских королей за завоевание Италии и противоборство с папской властью, хотя и завершилась принятием в 962 г. Отгоном 1 титула императора и образованием "Священной римской империи германской нации", но привела к еще большему ослаблению королевской власти. Поскольку за свою поддержку германским монархам пришлось расплачиваться новыми уступками феодальным магнатам.
Отрицательным фактором для единства страны было и то, что императорская власть не сумела установить связь с городом, сделать его опорой.
Кроме того, с середины Х века для Германии не существует и серьезной внешней угрозы.
В результате с конца XI века в Германии утверждается принцип избирательной монархии. Окончательно феодальная раздробленность была закреплена "Золотой буллой", изданной в 1356 г. при императоре Карле IV. Согласно этому документу император Германии избирался коллегией курфюрстов (князей-избирателей), состав которой был четко определен. Сюда вошли: маркграф Бранденбургский, герцог Саксонский, пфальцграф Рейнский, король Чехии и Богемии, архиепископы Кельнский, Майнцский и Трирский.
Булла закрепила за курфюрстами все права самостоятельных властителей. Империя сохранилась как символ, название, но не как реальное политическое образование. Таким образом, императорская власть была лишь номинальной. Император не мог принять никаких важных решений без согласия курфюрстов.
Кроме императора существовало еще два общеимперских учреждения: рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг состоял из трех курий: курии курфюрстов, курии князей и свободных господ и курии городов. Все курии заседали и работали отдельно. Компетенция рейхстага включала: установление земского мира, организацию общеимперских военных предприятий, вопросы войны и мира, отношения с другими государствами, обложение имперскими повинностями, изменение территориальных границ, права. Но поскольку решения рейхстага проводились силами отдельных земель, то их выполнение полностью зависело от позиции местных властей.
Учрежденный в 1495 г. имперский суд сыграл немаловажную роль в рецепции римского права на территории Германии.
В рамках отдельных земель существовали сословные представительства духовенства, дворянства и горожан - ландтаги. В некоторых землях в них участвовали и представители свободного крестьянства.
Первоначально ландтаги выполняли, судебные функции, но затем стали все активней вмешиваться и в государственные дела, особенно после закрепления за собой практики утверждения налогов. Но к XVII веку значение ландтагов падает, и в германских государствах утверждается новая политическая модель - абсолютные монархии.
Наиболее крупными абсолютистскими государствами стали Австрия и Пруссия.
Источники права. Основным источником права Германии, как и во Франции, был обычай. В XIII веке предпринимаются попытки записей этих обычаев. Наиболее известными из этих записей являются "Саксонское зерцало" и "Швабское зерцало".
"Саксонское зерцало" состояло из двух частей:1) земское право, регулирующее гражданские, уголовные, процессуальные и государственно-правовые отношения между свободными гражданами шеффенского сословия и
2) "ленное право", регулирующее отношения вассалитета между феодалами. Оно использовалось в северных и северо-восточных землях Германии. "Швабское зерцало", регулировавшее приблизительно те же вопросы, преобладало на юге Германии.
Особенностью Германии была преобладающая роль римского права, которое в 1495 году было признано основным источником права империи и рецепциировано в полном объеме. Одним из результатов этой рецепции стало создание кодексов уголовного, гражданского права.
Феодальные поземельные отношения в Германии, так же как и во Франции, регулировались сложной иерархией вассальных связей. Особенностью германского ленного права являлось то, что леном могли быть наделены сразу двое, один человек получал лен во владение, другой право "ожидания", т.е. право получения лена, если его владелец не оставит законного наследника.
В Германии существовали так же аллоды. Правом собственности на землю обладали не только князья и графы, но и часть свободного крестьянства, относившаяся к шеффенскому сословию.
Формы зависимого крестьянского держания в Германии были более разнообразные. Лично свободные крестьяне (чиншевики) держали землю от феодалов на условиях уплаты чинша в денежной или натуральной форме. Это владение могло быть либо пожизненным, либо наследственным.
Крепостные находились в полной зависимости от феодалов, их можно было отчуждать вместе с землей, они не могли вступать в брак без согласия господина и т.д.
Распространение римского права привело к приравниванию чиншевого землевладения к краткосрочной аренде, что ограничивало права крестьян на владение и пользование землей, и позволяло феодалам увеличивать повинности.
Одновременно появляется такой институт собственности как собственность с обременением, когда владелец земли получает возможность свободно отчуждать землю, но всякий новый собственник обязан уплачивать часть дохода с земли первоначальному собственнику, стоящему в начале цепочки.
Влияние римского права сказалось и на обязательственном праве Германии. Все заключенные договора должны были носить письменную форму.
Семейное и наследственное право. Заключение брака и взаимоотношения между супругами регулировались каноническим правом. Имущественные отношения характеризовались общностью имущества, находившегося под управлением мужа. Покупка невесты, согласно древнегерманскому обычаю, была заменена уплатой отцу невесты покупной цены (виттум), которую отец передавал ей после заключения брака. После заключения брака муж должен был дать жене и так называемый "утренний дар". Виттум и "утренний дар" составляли впоследствии вдовью долю. Жена не могла ничего отчуждать из своего имущества без согласия мужа.
После смерти мужа жена получала свою "вдовью долю" и так называемую женскую долю - домашнюю утварь, предметы личного пользования и украшения.
По ленному праву лен переходил только к одному сыну, по земскому - право наследования имели все сыновья. Преимущества наследования имели дети мужского пола. Во многих землях дочери имели право только на проживание в родительском доме и получение приданого.
Уголовное право и процесс. В период раннефеодальной монархии в Германии устанавливается так называемое "кулачное право", санкционирующее право на самозащиту потерпевшего, если этого не мог сделать суд. А фактически - произвол права "сильного".