Смекни!
smekni.com

Концепция судебной реформы (стр. 3 из 6)

Губернатор уже не мог, как раньше, арестовать судью за несоответствующий его представлению о законе приговор, а подсудимые и потерпевшие, истцы и ответчики были избавлены от необходимости задабривать судебных чиновников. Избираемые мировые судьи пришли на смену полицейским чиновникам. Вину подсудимого нужно было доказывать гласно, в борьбе с адвокатурой перед лицом представителей населения – присяжных заседателей. Суд присяжных оказал мощное благотворное влияние на всю судебную систему и даже, в некоторой мере, на политическую систему России. "Первые шаги новых судов, и в особенности суда присяжных, были встречены одобрением и правительства, и печати"[13].

Судебная реформа имела прогрессивное значение, ибо новая судебная система заменила собой крайне раздробленную систему судов. Однако значение судебной реформы 1864 года умалялось рядом положений судебных уставов: изъятием некоторых категорий дел из компетенции суда присяжных (в т.ч. о государственных преступлениях), сохранением системы поощрений судей местными администрациями, которые представляли их к очередным чинам и орденам и т.д. С 70-х годов в период реакции началось отступление от провозглашенных принципов.

В 1866 году из ведения суда присяжных были изъяты дела о печати; законом 19 мая 1871 года были утверждены Правила о порядке действия членов корпуса жандармов по исследованию преступлений, передавшие дознание по делам о государственных преступлениях в ведение жандармерии. 7 июня 1872 года была принята новая редакция раздела о судопроизводстве по государственным преступлениям "Устава уголовного судопроизводства", закрепившая создание Особого присутствия правительствующего Сената (с участием сословных представителей) для рассмотрения этой категории дел законом от 9 мая 1878 года "О временном изменении подсудности и порядка производства дел по некоторым преступлениям" был резко сокращен круг дел, рассматривавшихся судом присяжных; законами от 9 августа 1878 года и 8 апреля 1879 года рассмотрение дел о государственных преступлениях и особо опасных преступлениях против порядка управления было передано военным судам. Принятое 14 августа 1881 года "Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия" еще более расширило компетенцию военных судов и сузило круг процессуальных гарантий в общих судебных установлениях. Завершением судебной "контрреформы" явилась судебно-административная реформа 1889 года[14].

Слом судебной системы, сложившейся после судебной реформы 1864 года в принципе произошел после февральских событий 1917 года, а не в октябре 1917 года, как принято было считать.

Министр юстиции А.Ф. Керенский положил начало формированию новых типов судов, издав 22 марта 1917 года Инструкцию для временных судов, в состав которой входили избранные к тому времени мировые или городские судьи, с одной стороны, и два представителя от народа - рабочий и солдат, с другой стороны. В этот же год стали появляться и военно-революционные суды, деятельность которых была направлена на защиту нового порядка.

Становление и развитие советских судов можно разбить на несколько периодов, которые были обусловлены временем, общественно-политическими, социальными и экономическими преобразованиями советского государства.

Первые послереволюционные годы стали годами не только годами преобразования советской страны, но очередной реформы в структуре правоохранительных органов, в том числе судов. Декретом о суде № 1 были упразднены существовавшие до того времени законодательство, система правоохранительных органов и судебная система.

Деятельность и организация стихийно возникающих советских судов сильно отличалась от деятельность существовавших судов. Во-первых, правосудие осуществлялось революционными трибуналами (уголовные дела о контрреволюционных посягательствах, мародерстве, саботаже и др.) и местными судами (гражданские иски до трех тысяч рублей и уголовные дела до двух лет лишения свободы). Во-вторых, существенный фактор, выборность всех судей, коллегиальность рассмотрения дел (народные заседатели), возможность обращения каждого гражданина в суд для защиты своих прав и интересов, а также его право выступать в суде в качестве защитника или обвинителя.

Декретом о суде № 3 было продолжено изменение судебной системы. Общие суды стали включать в себя суды трех уровней: местные народные суды, окружные народные суды и Кассационный суд. Но уже Положением о народном суде предусматривалось в первой инстанции образование единого народного суда. Второй инстанцией были советы народных судей. Продолжали существовать революционные и революционно-военные трибуналы. Однако наличие высшего суда для проверки законности принимаемых судами решений не предусматривалось.

В процессе формирования советской страны, перехода от послереволюционного и военного периодов к мирному существованию, наряду с социально-политическими и экономическими преобразованиями, шла реорганизация и судебной системы в целом. Положением о судоустройстве РСФСР от 1922 года были упразднены революционные трибуналы, установлена единая система общегражданских судов с наличием народных, губернских и Верховного судов. По сути своей, эта система стала прототипом судебной системы настоящего времени. Опыт, накопленный за эти годы, стал основой и для правовой реформы по вопросам судоустройства и судопроизводства.

Следующим этапом становления современной системы можно считать период постепенного перехода от демократических веяний к образованию командно-административной системы, централизации.

Начавшееся формирование системы независимых судов натолкнулось на сопротивление органов юстиции и верховного руководства молодой страны, не хотевших выпускать из-под руководства деятельность судов. Была произведена попытка включения Верховного суда РСФСР в структуру Наркомюста РСФСР. Начался этап постепенного подчинения судов через подчинение сначала республиканских органов прокуратуры Прокуратуре при Верховном суде СССР, затем в ведение Прокуратуры перешел, ранее подчинявшийся судам, следственный аппарат, и, в конце концов, образованная в 1933 году единая система прокуратуры во главе с Прокуратурой СССР подчинила себе суды.

В период репрессий и произвола с 1929 года начали действовать внесудебные органы - "тройки", наделенные полномочием рассматривать крупные хозяйственные и политические дела (постепенно в значительной мере вытеснившие суды), которые в последствие перешли в подчинение НКВД СССР.

В 30-е годы, в период расцвета произвола и беззакония со стороны руководящих органов, особенно Центра, активную деятельность развернули не только НКВД и МГБ, но и так называемые "тройки" совместно с судами среднего и высшего звеньев. Производство было негласным, подсудимые лишены были права защищаться, обжаловать решения суда и иметь своего адвоката. Наказания исполнялись немедленно. Приговоры по сфальсифицированным делам в отношении "врагов народа" нанесли огромный урон советскому государству, не только в нравственном, материальном и физическом отношениях, но и были уничтожены лучшие слои оставшейся интеллигенции, ученных, врачей, педагогов, мыслителей, писателей, художников, специалистов и т.п. В эти же годы состоялась легальная деформация судопроизводства - исчезли демократические принципы, служившие гарантиями прав и свобод граждан, Прокуратура СССР Наркомюст СССР и НКВД СССР, наконец-то, подчинили себе все соответствующие системы. Принятая в 1936 году Конституция СССР лишила союзные республики права издавать свое законодательством. Закон о судоустройстве от 16 августа 1938 года подчинил Центру все суды без исключения, причем Верховный суд СССР мог беспрепятственно вмешиваться в их деятельность не считаясь с высшими судебными инстанциями союзных республик.

То есть в этот, страшный для всех период, произошла окончательная централизация всех органов государственной власти и разрушение всех демократических основ советского государства.

В связи с произошедшей в стране сменой высшего руководства в начале 1953 года, упразднением внесудебных органов репрессий, наделением Верховного суда СССР правом пересматривать по протестам Генерального прокурора СССР постановлений вышеупомянутых судов и последовавшей за этим реабилитацией жертв произвола и беззакония, изменились основные функции деятельности советских судебных органов.

В первую очередь, были отменены все незаконные решения "тройки" и прекращение дел, постепенное освобождение репрессированных из мест заключения, а в последствии и восстановление их в правах. Продолжилась работа по выявлению лиц, злоупотреблявших своим положением в гонении "врагов народа" и виновных в актах произвола. Работа судебных органов в этом направлении из-за ряда сложившихся причин (отсутствие соответствующих документов, свидетелей, списков и т.д., то есть нарушение положений судопроизводства) была долгой и кропотливой.

Новые изменения в общественно-политической, социальной и экономической сферах жизнедеятельности общества и государства повлекли за собой, в частности, и существенные демократические обновления в судебной системе, которые выразились в провозглашении принципа совершения правосудия только судом, в расширении прав обвиняемого на юридическую защиту, в повышении роли адвокатуры, в привлечении общественности к деятельности судебных органов. Ее реформа ознаменовалась принятием в 1957 года закона, внесшего значительные изменения в существующую Конституцию СССР и восстановившего права союзных республик издавать законодательство о судопроизводстве. "25 декабря 1958 года Верховный Совет СССР принял основы законодательства о судопроизводстве Союза ССР, союзных и автономных республик, которые послужили юридической базой для выработки и принятия соответствующих законов во всех союзных республиках, в том числе РСФСР. В тот же день состоялось принятие Положения о военных трибуналах"[15]. В результате вышеуказанных изменений в 60-х голах существенно обновились и уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное законодательства.