И, несмотря на то, что по своей природе венчурное финансирование непременно связано с риском, именно чрезмерный риск финансирования неизвестной компании является самым существенным лимитирующим фактором для потенциального инвестора, раздумывающего, куда бы повыгодней вложить свободные деньги: купить акции нефтяной компании, вложить деньги в новую компанию, разрабатывающую технологию завтрашнего дня, что заведомо рискованно, или положить деньги в банк под пусть низкий, но гарантированный процент.
Еще одной весьма характерной особенностью венчурного финансирования является то, что венчурный капитал всегда чутко реагирует на моду и неотступно следует за ней. Инвестиции охотнее и чаще всего направляются в те отрасли, которые связаны с возможностью быстрой и доходной реализации наукоемкой продукции, на которую уже есть или только формируется ажиотажный спрос, приносящий наибольшую прибыль.
Поэтому вполне правомерен вывод: венчурное финансирование будет всегда привлекательно для тех, кто готов к высокой степени риска, начальной неликвидности активов компании и длительному "замораживанию" определенной части своих капиталов ради воплощения научно-технической идеи в жизнь, удовлетворения новых потребностей человечества и последующего негарантированного получения сверхприбылей.
Таким образом, венчурное финансирование - это своеобразный вид инвестирования средств в новые высокотехнологичные компании для обеспечения их становления, роста и развития с целью получения прибыли в случае успешной реализации проекта. То есть это высокорисковое вкладывание частного капитала в высокотехнологичные малые компании, способные в перспективе производить пользующиеся высоким спросом наукоемкие продукты или услуги.
Однако ставить знак равенства между венчурным и высокорисковым финансированием все же не совсем корректно, поскольку вообще любое финансирование, в том числе и элементарное предоставление кредита, и даже решение дать знакомому деньги в долг,- это тоже определенный риск.
Венчурный капиталист, стоящий во главе фонда или компании, не вкладывает собственные средства в компании, акции которых он приобретает. Венчурный капиталист – это посредник между синдицированными (коллективными) инвестициями и предпринимателем. С одной стороны, венчурный капиталист самостоятельно принимает решение о выборе того или иного объекта для внесения инвестиций, участвует в работе совета директоров и всячески способствует росту и расширению бизнеса этой компании. С другой стороны, окончательное решение о производстве инвестиций принимает инвестиционный комитет, представляющий интересы инвесторов. В конечном итоге, получаемая венчурным капиталистом прибыль принадлежит только инвесторам, а не ему лично. Он имеет право рассчитывать только на часть этой прибыли.
Организационная структура типичного венчурного института выглядит следующим образом. Он может быть образован либо как самостоятельная компания (следует отличать от «управляющей компании», о которой сказано чуть ниже), либо существовать в качестве незарегистрированного образования как ограниченное партнерство (в российском законодательстве нет такого понятия; о российских правовых схемах венчурного института будет сказано чуть ниже). В некоторых странах под термином «фонд» понимают скорее ассоциацию партнеров, а не компанию, как таковую. Директора и управленческий персонал фонда могут быть наняты как самим фондом, так и отдельной «управляющей компанией» управляющим, оказывающим свои услуги фонду.
Управляющая компания, как правило, имеет право на ежегодную компенсацию (management charge), обычно составляющую 2 – 3% от первоначальных обязательств инвесторов. Кроме того, управляющая компания или частное лицо, сотрудники управленческого штата, равно как и генеральный партнер могут рассчитывать на так называемый «carried interest» - процент от прибыли фонда, обычно достигающий 20%. Чаще всего этот процент не выплачивается до тех пор, пока инвестором не будут полностью возмещены суммы их инвестиций в фонд, и, кроме того, заранее оговоренный возврат на их инвестиции (hurdle).
В случае создания партнерства с ограниченной ответственностью основатели фонда и инвесторы являются партнерами с ограниченной ответственностью. Генеральный партнер в этом случае отвечает за управление фондом или осуществляет функции контроля за работой управляющего. Ограниченное партнерство свободно от налогообложения: оно не является объектом налогообложения, а его участники должны платить все те же налоги, какие они заплатили бы принадлежащий им доход или прибыль поступили непосредственно от компаний, куда они самостоятельно вкладывали свои средства. В ряде стран Европы преимущественной организационно-правовой формой венчурных фондов является ЗАО, однако там действует специально принятые законы о прозрачности финансовой отчетности, так что ЗАО не платит налога на прибыль после продажи подорожавших долей своих инвесторов в компаниях, сам индивидуальный инвестор платит налог только после получения своей доли из прибыли фонда (ЗАО).
Создание новых венчурных фондов, несмотря на более чем тридцатилетний опыт деятельности венчурного капитала, продолжает оставаться достаточно сложной проблемой для всего мира, прежде всего, вследствие несовершенства национальных законодательств, как новых, так и развитых рынков капитала. В некоторых странах Европы, в частности в Великобритании, Нидерландах, Франции и др., национальные законодательства достаточно приспособлены для создания и функционирования венчурных структур. В других – инвесторам приходится использовать зарубежные юридические структуры. И, тем не менее, практически повсеместно применяется практика – регистрация, как фондов, так и управляющих компаний в офшорных зонах. Это позволяет максимально упростить процесс оформления, помогает избежать спорных вопросов, связанных с двойным налогообложением доходов и прибыли.
Смысл создания венчурного фонда в том, чтобы инвестиции поступали на финансирование конкретных проектов и не облагались налогами на промежуточных этапах (при аккумулировании средств на счетах и после поступления на счета доходов от продажи акций предприятия, реализовавшего венчурный проект), а также после поступления доходов от венчурного инвестирования на счета участников (товарищей) венчурного фонда.
Преимущества получения финансирования от фондов венчурного капитала для инвестируемых фирм таковы:
1.) Фонды оказывают финансовую поддержку тем компаниям, которые не в состоянии выйти на намеченный темп бизнеса в варианте погашения кредита и выплаты процентов по нему или даже не вправе претендовать на кредит по своим базовым показателям либо вследствие отсутствия ликвидного залога.
2.) Основной стратегией венчурного капитала является достижение высоких темпов роста компании, поэтому, как правило, фонд не заинтересован в получении дивидендов.
3.) Важной особенностью является временность союза компании с фондом, что исключает заинтересованность фонда в приобретении недвижимости, прав интеллектуальной собственности и т.д.
4.) Прямое участие профессиональных венчурных капиталистов в управлении инвестируемой компании содействует ее росту и финансовому успеху, а также привлечению стратегического партнера.
5.) Получение венчурного финансирования улучшает имидж компании и облегчает доступ к другим финансовым источникам.
3. Зарубежный опыт поддержки малого инновационного бизнеса.
Любой вид инновационной деятельности требует государственной поддержки и стимулирования. В развитых западных странах разработаны пути и формы, с помощью которых осуществляется поддержка инновационного предпринимательства. Особый интерес представляет опыт таких стран, как США, Япония, Великобритания, Канада, Франция, Израиль, так как при всех особенностях практика решения научнотехнических проблем в этих странах имеет общую основу активное участие государства в проведении политики.
Особое внимание в западных странах отводится поддержке малого инновационного предпринимательства. В США институциональной поддержкой инновационного предпринимательства занимаются администрация по делам малого бизнеса, Национальный научный фонд, НАСА, университеты, отраслевые министерства. В Германии ту же работу проводят Министерство экономики, Министерство научных исследований и технологий, Федерация промышленных исследовательских ассоциаций, Патентный центр. Во Франции Министерство экономики, Национальное агентство по внедрению результатов исследований, Научно-технический фонд. В Японии Корпорация финансирования мелкого бизнеса, Народная финансовая корпорация, Центр рискового предпринимательства. В Италии Фонд технологических нововведений.
Вместе с центральными и коммерческими банками, страховыми фондами все эти организации создают необходимую основу для эффективной реализации национальных программ поддержке малого инновационного предпринимательства.
В общем плане система государственной поддержки малого инновационного бизнеса за рубежом реализуется через два главных канала содействия: малому бизнесу в целом и предприятиям, занятым непосредственно инновационной деятельностью. Второй канала государственной поддержки инновационного предпринимательства заключается в содействии инновационной деятельности в целом. Центральное место в этой системе занимает сфера НИОКР и внедрения новейших технологий на основе льготных кредитования и налогообложения, страхования и прямого финансирования венчурного предпринимательства.
Существует многообразие механизмов, с помощью которых в развитых странах мира государство участвует в создании благоприятного инновационного климата и содействует коммерциализации результатов исследовательской деятельности. В обобщенном виде применяемые инструменты можно разделить на три большие группы. Во-первых, это прямое финансовое участие государства в виде финансирования определенных проектов (например, участие в венчурном финансировании) или организаций (например, малых инновационных фирм). Во-вторых, это поддержка связей между государственным и частным сектором в научно-инновационной сфере (государственно-частные партнерства). В-третьих, это финансирование создания элементов производственно-технологической инфраструктуры (технопарков, инкубаторов, офисов по продвижению технологий, и т.п.).