Совместные программы
Совместные программы являются особым типом ресурсного потока (Aiken and Наде, 1968; Mulford and Mulford, 1980). Это не просто ресурсные потоки в контексте взаимозависимости, но еще и значительные ресурсные обязательства и сотрудничество. Результаты Эйкена и Хейга показали, что для изученных ими организаций социального обеспечения и здравоохранения совместные программы имели особое значение. Они более бросались в глаза, чем потоки клиентов, персонала или финансирования. Совместные программы не были "несущественной мелочью" в жизни организаций. Некоторые из них продолжались свыше 20 лет (с. 919). Авторы также обнаружили, что совместные программы имеют тенденцию выращивать другие совместные программы по мере того как растут и углубляются МОО. Совместные программы означают вложение ресурсов и интенсивное отношение. Они также подразумевают целевые акции для решения совместного вопроса. Совместные программы могут предполагать особый тип клиента, или особую программу обслуживания в секторе услуг, или новые районы добычи сырья, как в случае совместных предприятий (Pfeffer and Nowak, 1976). Важное различие между совместными программами и другими формами взаимодействия состоит в том, что в совместной программе действия, как правило, целевые и не являются ответной реакцией на давление окружающей среды.
Формы сделок
МОО являются процессами взаимодействия между организациями и внутри сетей и наборов. Сначала посмотрим, как взаимодействия строятся, а затем обратимся к самим процессам сделок.
Формализация взаимодействия
Мы уже отмечали, что организации могут иметь формализованные соглашения между собой, которые и руководят их взаимоотношениями. Эти соглашения предшествуют взаимодействиям. Есть и другой аспект формализации, с помощью которого можно строить взаимодействия. Это наличие промежуточной организации, которая занимается координацией и контролем межорганизационных взаимодействий.
Построением отношений между организациями занимаются такие посреднические и координирующие организации, как советы церквей, торговые палаты, управления социального обеспечения, NCAA (Национальная студенческая спортивная ассоциация) и др. (Warren, 1967; Mott, 1968). Власть этих формализующих органов может быть более или менее обязательной, так что важно учитывать степень формализации взаимодействия (Van de Ven and Ferry, 1980). В некоторых случаях решения посреднических организаций являются обязательными; в других случаях они носят консультативный характер. Эту разницу можно видеть на примере анализа организаций, находящихся под влиянием United Fund. Это исследование показало, что власть United Found имеет обратную связьс потенциальными возможностями организаций-членов, получающих финансирование из альтернативных источников (Pfeffer and Long, 1977). У тех органов, которые сильно зависели от United Fund, взаимодействия были сильнее формализованы и подконтрольны, чем у менее зависимых. Наличие посреднической организации такого рода ведет к устойчивости MOO (Leblebici and Salancik, 1982).
Стандартизация взаимодействия
Существует два аспекта стандартизации. Первый - в какой степени стандартизирован взаимообмен ресурсами. Высокий уровень стандартизации имеет место тогда, когда организации соглашаются обмениваться конкретными типами клиентов или персонала. Когда единицы однородные, стандартизация низкая. При высоком уровне стандартизации взаимодействия более рутинизированы, меньше времени и энергии тратится на сортировку или классификацию единиц, которые обменивают или перемещают (Marrett, 1971,-Aldrich, 1979).
Вторая форма стандартизации включает процедуры, используемые при сделках. При низкой стандартизации процедуры выбираются от случая к случаю, а высокая стандартизация выражается в том, что одни и те же процедуры применяются долгое время. Наличие высокой стандартизации, вероятно, предполагает, что во время заключения сделки рутинно заполняются бланки и вопросники. В более крупных и комплексных организациях стандартизация сделок, по-видимому, будет больше, чем в мелких и менее комплексных организациях (Aldrich, 1979). Хорошим примером разной стандартизации является выделение академических кредитов для студентов, переходящих из общественного колледжа в 4-годичный колледж. Крупный общественный колледж или университет должны разработать стандартную процедуру для определения переводимых кредитов. Малые частные школы обрабатывают каждый перевод от случая к случаю. Сами кредиты являются образцом единицы стандартизации.
Значимость
МОО отличаются по своей значимости для различных взаимодействующих организаций (Hall et al., 1977, 1978;Klonglan and Paulson, 1971;Schmidt and Kochan, 1977). Значимость взаимодействия в значительной мере предопределяет частоту взаимодействий. Понятие значимости содержит два элемента. Первым является значимость другой организации для работы центральной организации. Второй элемент - это значимость самого взаимодействия. В любом случае само возникновение МОО определяется главным образом его значимостью. Значимость исследовали на парном уровне, а не на уровнях набора или сети, хотя, по-видимому, модель будет та же самая. Так, на уровне сети, если все организации, ответственные за психическое здоровье населения, осознали, что другие организации и сами взаимодействия важны, взаимодействия будут происходить с большей частотой и интенсивностью. Важные взаимодействия, по-видимому, ведут к формализованным соглашениям между взаимодействующими организациями (Hall et al., 1977).
Частота
Как уже отмечалось, понятия частоты взаимодействия и его интенсивности иногда рассматриваются как синонимы. Это неверно, поскольку частота является компонентом сделок между организациями, тогда как интенсивность является компонентом ресурсного потока между организациями. Значимость и частота также тесно связаны, однако зависимость между этими процессами не обязательна. Встреча по поводу бюджета раз в году может быть важнее множественных слабо обоснованных контактов. Но в целом важные отношения являются частыми отношениями. Наши результаты (Hall et al., 1978) показали, что частые взаимодействия были связаны с высокими уровнями и координации, и конфликта. Это означает, что частые взаимодействия имеют тенденцию к включению большего количества элементов вовлеченных организаций, чем нечастые взаимодействия. Частые взаимодействия способствуют усилению ресурсных потоков. Взаимодействия характеризуются высокой или низкой частотой на основании добровольного обмена, формальных соглашений или мандатов. Обширные и частые контакты связаны с совместной кооперативной деятельностью (Heide and Miner, 1992).
Взаимность
Взаимность означает симметрию сделок между организациями. Ресурсы могут течь к обеим сторонам в равной или же в неравной степени. Исследование потоков перемещения профессорско-преподавательского состава среди высших школ бизнеса показало, что потоки не были взаимны, а именно, из престижных школ выходило больше новоиспеченных докторов философии, чем принималось (Baty, Evan, and Rothermel, 1971). В этом случае отсутствие взаимности усиливало власть определенных выпускающих школ, поскольку менее сильные школы зависели от более сильных. При наличии обоюдной зависимости организации стремятся к сохранению отношений взаимности.
Власть
Изо всех оперативных процессов МОО власти уделялось самое большое внимание. Власть в межорганизационной ситуации эквивалентна власти во внутриорганизационной ситуации - это способность одной стороны заставить другую сторону делать то, что другая сторона иначе делать не будет (Dahi, 1957). Властную переменную использовали по-разному, и мы попытаемся разобраться в тех различных подходах, которые были предложены.
В исследованиях преобладает тема, основанная на ресурсах, которая рассматривает власть как обладание ресурсами, что дает возможность организации использовать эти ресурсы для того, чтобы добиться согласия других (Burt, 1977; Aldrich, 1979). Аналитики, стоящие на позиции, которая рассматривает власть как неотъемлемую часть зависимости, утверждают, что стороны во властном отношении связаны друге другом зависимостью одной стороны от другой, а возможно и обоюдной зависимостью. Власть лежит в асимметричной зависимости.
Олдрич исследовал, каким образом администраторы организаций социального обеспечения решают проблему властной зависимости (Aldrich, 1979). Было предложено четыре варианта. Первый: организация может создать свою собственную ресурсную базу и таким образом снизить зависимость. Согласно второму, организация имеет альтернативные источники необходимых ресурсов и таким образом ограничивает зависимость. В-третьих, организация может использовать принуждение, чтобы заставить другую организацию отказаться от ресурсов, не считаясь с ее потребностями. Примером такой конфликтной ситуации является стачка. И наконец, организация может многое извлечь из ситуации, модифицируя свои цели или технологии. Если таких вариантов нет или ими не воспользовались, зависимость будет продолжаться, и организация будет иметь меньше власти, чем та, с которой она взаимодействует.
В другой работе были идентифицированы следующие основы межорганизационной власти: компетенция, влияние, вознаграждение, принуждение, право и община (Ha/pert, 1974). Эти основы власти или ресурсы оказались источниками организационной власти в сделках МОО.
Эти подходы к власти в МОО вначале применяли к парным отношениям. Аналитики сети часто подменяли понятие центральности в своих исследованиях понятием власти (Alba, 1982). Центральность означает относительную позицию организации в сети организаций при том, что более центральная рассматривается как обладающая большей властью (Boje and Whetten, 1981; Galaskiewicz, 1979). В сети прослеживаются информационные и ресурсные потоки. В полностью децентрализованной сети существует равное участие всех организаций с совершенной симметрией или взаимностью и без властных различий. Это редкая ситуация, поскольку сети обычно интегрируются организацией, расположенной в центре (Aldrich, 1979).