На рис. 10.8 представлено несколько явлений. Firestone Tire and Rubber Company владела восемью предприятиями указанной отрасли. Согласно Барту, эти предприятия были выбраны неслучайно.
...они выбраны из взаимозависимых в разной степени отраслей. Так, например, наибольшую часть поставок для текстильной промышленности обеспечивает химическая промышленность, поэтому для текстильного предприятия Firestone выгоднее заключить сделку с химическим предприятием Firestone, чем вести дела на открытом рынке. Также и резиновая промышленность приобретает наибольшую часть сырья у химической промышленности. Следовательно, и резиновое предприятие Firestone имеет выгоду от "внутренней" связи с химическим предприятием Firestone (Burt, 1980, с. 564).
Организации не могут выкупить все организации в своем окружении из-за ограниченности ресурсов и федеральных ограничений для слияния. Менее прямым способом связывания организаций является переплетающийся директорат. Как показано на рис. 10.8, Firestone и Western Airlines имеют прямое переплетение с членами Firestone в правлении Western и наоборот. Непрямое переплетение представлено Cleveland Trust, организацией банковского дела. Кстати, Western Airlines является классическим примером организационной смерти. Она была приобретена компанией Delta Airlines, которая стерла логотип и все прочие видимые признаки Western Airlines. Остались только некоторые из ее корней.
В мире переплетающихся директоратов наиболее влиятельными действующими лицами являются финансовые институты. Коммерческие банки, инвестиционные банки и страховые компании с наибольшей вероятностью имеют своих членов в правлениях организаций других типов (Pennings, 1980a, 1980Ь). Эти отношения весьма устойчивы в течение длительного времени (Mariolis and ones, 1982). Некоторые аналитики даже приходят к выводу, что корпоративная система преобладает только благодаря кучке нью-йоркских коммерческих банков и финансовых институтов (Mintz and Schwartz, 1981). Это не всегда было так. В период 1886-1905 гг. в США в центре переплетений были железные дороги, наряду с телеграфом и угольной промышленностью (Roy, 1983a, 1983b;Mizruchi and Bunting, 1981).
Железные дороги были очень влиятельными и в период индустриализации государства и движения на запад. Переплетения являются средством, с помощью которого организации пытаются управлять неопределенностью в своем окружении (Burt, Christman, and Kilburn, 1980; Burt, 1980, 1983;
Pennings, 1980a, 1980b). Переплетения обеспечивают доступ к ресурсам и влияют на решения. Бывают случаи, когда переплетение происходит вследствие того, что организация требует представительства в правлении другой организации, снижая тем самым автономию последней (Aldrich, 1979).
Необходимо отметить, что переплетения целенаправленны. Целенаправленность очевидна для обеих сторон. Организации, которые испытывают такие финансовые трудности, как снижение платежеспособности и нормы прибыли, ищут директоров из финансовых институтов (Mizruchi and Steams, 1988). В то же время финансовые фирмы "проникают" в структуру принятия решений фирм с проблемами платежеспособности. Эти переплетения могут возникнуть только в ситуациях, когда есть какая-то надежда на будущее. Финансовые институты не переплетаются с "безнадежными". Переплетения имеют тенденцию восстанавливаться, если они порваны. Разрывы случаются, когда директор умирает или уходит (Steams and Mizruchi, 1986; Richardson, 1987; Palmer, Friedland, and Singh, 1986; Portugal, 1993).
Восстановление связей продолжает ресурсную зависимость. Эта зависимость может принимать форму политической или общественной поддержки для государственных колледжей (Portugal, 1993) или более обычной финансовой поддержки больниц (Boeker and Goodstein, 1991) и авиалиний (Langand Lockhart, 1990).
Итак, чтобы понять последствия переплетений директоратов, подытожим результаты Пеннингса (Pennings, 1980a, 1980b). Из 797 крупнейших американских коммерческих фирм только у 62 нет переплетений. В переплетениях непропорционально представлены коммерческие фирмы. Переплетения чаще всего бывают в концентрированных отраслях, где монополии занимают почти первое место. Финансовые фирмы избегают переплетений с фирмами, подверженными риску, а ищут переплетений с теми, кто не рискует. Хорошо переплетенные фирмы оказались экономически более эффективными. Это особенно относится к капиталоемким фирмам, которые опираются на финансирование за счет собственных средств. Связь между переплетениями и экономической эффективностью теснее всего для эффективных организаций. Финансовые фирмы не хотят быть вовлеченными в операции, которые, по их мнению, плохо осуществляются. Пеннингс видит в этих особенностях переплетений мотивированные попытки финансовых фирм активизировать свои отношения с платежеспособными фирмами, которые будут надежными потребителями займов, ценных бумаг и других форм дебета. Для финансовых фирм это способ приобрести хороших потребителей, а для потребителей - доступ к финансовым ресурсам. Таким образом, переплетения являются средством управления конкуренцией с тем, чтобы контролировать неопределенность в доходах корпорации (Burt, 1983). Оказалось также, что переплетения использовали для предупреждения принудительного присоединения -сети применяли их для распространения "отравленных пилюль" (Daws, 1991). Так называемая "отравленная пилюля" является средством, дающим возможность держателям акций (других фирм) купить акции компании по крайне низкой цене на опцион. Эта возможность распространяется через сеть и предупреждает принудительное слияние.
Эти результаты едва ли радикальны, но они находятся в согласии с тем, что мы знаем о путях, которыми организации ищут доступа к ресурсам и пытаются усилить свои позиции в окружающей среде. Следует подчеркнуть, что организации в общественном секторе занимаются такого же рода деятельностью через свои советы попечителей, консультативные органы и т. п. Научные исследования продемонстрировали значение правлений для таких разных организаций, как YMCA (Христианский союз молодежи) (Zald, 1970) и United Way (Provan, Beyer and Kruytbosch, 1980). Любой колледж или университет имеет аналогичные связи в важных сегментах организационной окружающей среды. Несколько другая тенденция обнаружена в исследовании, выполненном в районе метрополии Миннеаполис-Сан-Пол (Galaskiewicz et al., 1985; Galaskiewicz, 1997). Здесь не было обнаружено таких четких моделей переплетения среди фирм, которые стесняли друг друга в отрасли. Ни характеристики местного сбыта, ни рынки труда не влияли на модели переплетения.
Это исследование показало, что для переплетений важнее был социальный статус в общине. В советах директоров непропорционально были представлены индивидуумы социальной элиты, связанные с крупными корпорациями. Фирмы имели тенденцию к переплетению с равными по социальному уровню. Согласно Галаскевичу и др., в самых тесных переплетениях присутствовали элементы и "протекции, и благотворительности" (Galaskiewicz et al., 1985: с. 423). Экономическая протекция и социальная благотворительность сделали компании и народ привлекательными друг для друга.
В исследованиях Галаскевича рассматривались переплетения и корпоративная филантропия. На уровнях ниже советов директоров существуют весьма интересные связи. Имеются должностные лица, представляющие корпорацию, чья должность намного ниже верхнего исполнительного уровня. Люди в этих позициях сплочены друг с другом, поскольку их ролевые отношения похожи до идентичности. Это внесло свой вклад в "заражение" филантропией, которое было выявлено в районе Миннеаполис-Сан-Пол (Galaskiewicz and Burt, 1991). Некоторые аналитики считают, что реальная власть правления ограничена только утверждением или отклонением предложения директора-распорядителя или администрации. Чаще всего директор-распорядитель и администрация больше осведомлены, чем члены правления, следовательно, могут контролировать ситуацию. В то же время правление может увольнять высшие административные чины (James and Soref, 1981). В некоторых случаях внешние влияния на правление мало отражаются на поведении менеджеров (Fligstein and Brantley, 1992). Тем не менее правления являются вершиной власти в организациях и участвуют в борьбе за нее. Сильные высшие менеджеры хотят сохранить свою власть и предпочитают пассивные правления. Активные правления хотят сохранить или усилить свою власть (Zajac and Westphal, 1996).
Переплетения правлений имеют дополнительную основу, независимую от организационных проблем. Политологи фокусируют внимание на "социальном классе" и его взаимосвязи с переплетениями. Основываясь на канадских реалиях, Орнштайн пришел к выводу, что в переплетениях работали факторы корпоративного императива и классовой солидарности (Ornstein, 1984). Анализ данных комитета Сената США показал, что существует "межкорпоративный комплекс" крупных корпораций, где банки играют центральную координирующую роль и неподвластны контролю (Kerbo and Delia Pave, 1983). Они также показали наличие внутренней группы "корпоративного класса", которая обеспечивает гуманитарные связи.
Социально-классовый аргумент находит убедительное подтверждение как на местном (Galaskiewicz et al., 1985; Palmer, Friedland, and Singh, 1986), так и на национальном уровне (Mintz and Schwartz, 1981,-Useem, 1979, 1982, 1984; Domhoff and Dye, 1987). Анализ выборов Конгресса в 1980 г. показал, что корпоративное участие в комитетах политических действий во время этих выборов имело в своей основе идеологический консерватизм [Clawson and Neustadt, 1989). Авторы делают вывод, что переплетения основываются на рациональных действиях классового характера. Хотя трудно представить, чтобы классы были "разумнее" организаций, но тем не менее классовый аргумент звучит убедительно.
Классовый аргумент особенно убедителен, если использовать его в совокупности с организационной точкой зрения на переплетение (Mizruchi, 1989,1992). Мизрути исследовал 1596 пар из 57 крупных производящих фирм. Он показал, что членство в одной и той же профилирующей отрасли или в нескольких схожих отраслях, географическая близость штаб-квартир (но не мест расположения заводов), рыночные ограничения и общие отношения с финансовыми институтами (через владение акциями или директорские связи) определяло схожесть политического поведения. Автор утверждает, что действовали и ресурсная зависимость, и классовая принадлежность.