Вне всяких сомнений, разработка такого проекта была бы невозможна без изучения истории Ливонского ордена от момента его возникновения, без анализа взаимоотношений Ливонии со всеми ее соседями, а также без исследования вопроса о Тевтонском ордене, одним из правопреемников которого был Ливонский.
Идея вассальной зависимости от Русского царства одного из последних официальных и владетельных наследников христианской власти на территории Палестины, без сомнения, должна была импонировать Грозному. Следует отметить, что вообще иерусалимские короли, чьей надежнейшей военной опорой были военно-монашеские ордена и, в частности, Тевтонский, занимают в той схеме преемственности верховной власти (от Бога) промежуточное положение: еврейские цари святого народа и Святой земли - христианские короли Святой земли - русские цари новой Святой земли, нового святого народа. В контексте этого понимания признание Ливонским орденом своей вассальной зависимости от России означало одновременно и правопреемство русского великого князя по отношению к иерусалимским королям и, следовательно, их приоритетные права на старую Святую землю и Иерусалим, на соединение под своей властью обеих Святых земель.
История военно-монашеских орденов, их решающая роль в поддержании и укреплении власти иерусалимских королей, их великолепные боевые характеристики не могли не натолкнуть Грозного на убеждение, что все эти преимущества их по сравнению с обычным рыцарством объясняются, в первую очередь, религиозным характером и наполненностью их службы, теснейшим соединением в этих орденах военной и монашеской службы, невозможностью эту службу разорвать без утраты всякой надежды на вечное спасение. Военно-монашеские ордена должны были показаться Грозному идеальным решением всех стоящих перед ним проблем, идеальным способом организации военного сословия России - новой Святой земли. Воинство, в свое время созданное исключительно для защиты и распространения истинной веры, было именно тем, в чем нуждалась Россия. Записки иностранцев, описывающие жизнь в Александровской слободе - столице опричнины, а также права и привилегии, с одной стороны, а с другой - ограничения, которые налагались на опричников, рисуют картину, весьма схожую с бытом военно-монашеских орденов, естественно, с теми поправками, которые были детерминированы специфическими для России особенностями.
3. Устройство Опричного двора, организация и функционирование опричнины.
Этот раздел хотелось бы предварить следующим: во все время существования опричнины для Грозного было характерно стремление к безусловному и очень резкому разделению мира опричнины и “обычного” мира. Это проявилось отнюдь не только в дублировании большинства приказов и служб, отдельно и самостоятельно управляющих опричниной и земщиной, но, главное, в четко различимых и последовательных попытках Грозного изъять всю опричнину и каждого опричника из общего порядка вещей, сделать их как бы “не от мира сего”. Были разделены на опричное и земское:
а) верховная власть (опричнина передавалась в личный удел великому князю, Московское же государство (земщина) должно было управляться Боярской думой);
б) территория государства (причем из уездов, взятых в опричнину, выселялись все дворяне, в нее не принятые);
в) управление (большинство приказов были разделены, что сделало возможным практически независимое управление обеими частями государства);
г) финансы (каждая из частей государства имела свои собственные источники дохода);
д) судебная власть (она также была фактически разделена: по свидетельству Штадена вскоре после учреждения Опричного двора “великий князь послал в земщину приказ: “Судите праведно, наши (т.е. опричные - В.Ш.) виноваты не были бы”(43). Источники единодушны в том, что, как судьи, так и дьяки во все время существования опричнины решали дела в соответствии с этой формулой);
е) запрет на личное общение между опричниками и земскими. Тот же Штаден писал, что “если у опричника были в земщине отец или мать, он не смел никогда их навещать”(44). И дальше: “Я рассуждал тогда так: я хорошо знал, что пока я в земщине, я проиграю {всякое} дело, ибо все те, кто был в опричных при великом князе, дали присягу не говорить ни слова с земскими. Часто бывало, что ежели найдут двух таких в разговоре - убивали обоих, какое бы положение они не занимали. Да это и понятно, ибо они клялись своему государю богом и святым престолом. И таких наказывал бог, а не государь”(45).
Это свидетельство подтверждается двумя другими видными опричниками - Таубе и Крузе. Дворянин, вступающий в опричнину, по их сообщениям, клялся и целовал крест не только в верности государю, великой княгине и молодым князьям - наследникам Грозного, но также “не есть и не пить вместе с земщиной и не иметь с ними ничего общего”(46).
ж) внешнее отличие опричных дворян. “Живя в упомянутом Александровском дворце, словно в каком-нибудь застенке, он (царь - В.Ш.) обычно надевает куколь, черное и мрачное монашеское одеяние, какое носят братья Базениане, но оно все же отличается от монашеского куколя тем, что подбито куньими мехами. По примеру тирана также старейшины и все другие принуждены надевать куколи, становиться монахами и выступать в куколях...”(47).
А. Шлихтингу вторят Таубе и Крузе: “Пехотинцы все должны ходить в грубых нищенских или монашеских верхних одеяниях на овечьем меху, но нижнюю одежду они должны носить из шитого золотого сукна на собольем или куньем меху.”(48).
з) особый образ жизни опричников в Александровской слободе. Соединение в нем элементов монашеской жизни и жизни служилых дворян. “...Великий князь каждый день встает к утренним молитвам и в куколе отправляется в церковь, держа в руке фонарь, ложку и блюдо. Это же самое делают все остальные, а кто не делает, того бьют палками. Всех их называет братией, также и они называют великого князя не иным именем, как брат. Между тем он соблюдает образ жизни, вполне одинаковый с монахами. Заняв место игумена, он ест один кушанье на блюде, которое постоянно носит с собою; то же делают все. По принятии пищи он удаляется в келью, или уединенную комнату. Равным образом и каждый из оставшихся уходит в свою, взяв с собой блюдо, ножик и фонарь; не уносить всего этого считается грехом. Как только он проделает это в течение нескольких дней и, так сказать, воздаст богу дань благочестия, он выходит из обители...”(49).
Схожую картину рисует и другой источник. “Когда пробивает восемь часов, идет он снова в церковь, и каждый должен тотчас же появиться. Там он снова занимается пением, пока не пробьет десять. К этому времени уже бывает готова трапеза, и все братья садятся за стол. Он же, как игумен, сам остается стоять, пока те едят. Каждый брат должен приносить кружки, сосуды и блюда к столу, и каждому подается еда и питье очень дорогое и состоящее из вина и меда, и что не может сьесть и выпить, он должен унести в сосудах и раздать нищим... Когда трапеза закончена, идет сам игумен к столу. После того как он кончает еду, редко пропускает он день, чтобы не пойти в застенок, в котором постоянно находится много сот людей; их заставляет он в своем присутствии пытать или даже мучать до смерти безо всякой причины...”(50).
и) организационная структура Опричного монастыря. Распределение чинов в нем.
Таубе и Крузе писали: “Этот орден (здесь уместно подчеркнуть, что ливонские дворяне, в отличие от русских, хорошо знакомые с такими образованиями, как монашеские ордена, ясно сознавали сходство с ними корпуса опричников - В.Ш.) предназначался для совершения особенных злодеяний. (...) Сам он (Иван Грозный - В.Ш.) был игуменом, князь Афанасий Вяземский келарем, Малюта Скуратов пономарем; и они вместе с другими распределяли службы монастырской жизни. В колокол звонил он сам вместе с обоими сыновьями и пономарем. Рано утром в 4 часа должны все братья быть в церкви; все неявившиеся, за исключением тех, кто не явился вследствие телесной слабости, не щадятся, все равно высокого ли они или низкого состояния, и приговариваются к 8 дням епитимии. В этом собрании поет он сам со своей братией и подчиненными попами с четырех до семи.”(51).
Теперь, прежде чем перейти от характеристики Опричного монастыря к заключающим статью выводам, хочется отметить, что обильно цитируемые выше записки иностранцев, рисующие жизнь в Александровской слободе, давно и хорошо известны историкам, выдержки из них можно найти практически в любой монографии, посвященной царствованию Ивана IV. Однако во всех этих работах Опричный монастырь используется, к сожалению, единственно как яркий пример особой извращенности царя. Лейтмотивом этого взгляда служат следующие слова А. Шлихтинга: “Как только он проделает это в течение нескольких дней (т.е. поживет жизнью монаха - В.Ш.) и, так сказать, воздаст богу дань благочестия, он выходит из обители и, вернувшись к своему нраву, велит привести на площадь толпы людей и одних обезглавить, других повесить, третьих побить палками, иных поручает рассечь на куски, так что не проходит ни одного дня, в который бы не погибло от удивительных и неслыханных мук несколько десятков человек”(52).
В последнее же время известным филологом и специалистом по семиотике Б. Успенским была сделана попытка рассмотреть Опричный монастырь в другом ракурсе - в рамках некоего маскарада, “антиповедения”, выражающегося “как в переряживании, так и в кощунственной имитации церковных обрядов”(53). Б. Успенский видит в опричниках “своего рода ряженых, принимающих бесовский облик и бесовское поведение”(54), и считает, что “...опричный монастырь Грозного в Александровской слободе - когда опричники рядятся в чернеческое платье, а сам царь называет себя игуменом этого карнавального монастыря, - по всей видимости, возникает под влиянием святочных игр”(55).