Смекни!
smekni.com

Личность Ивана IV в историографии, литературе, искусстве (стр. 6 из 6)

Основанием для такого понимания опричнины служит для Б. Успенского, в первую очередь, сопоставление ее со Всешутейским собором Петра I. Вряд ли эта параллель оправдана. Если, как у современников Петра I, так и у его потомков равно не вызывало сомнений карнавальное, заложенное в самом названии шутовское назначение “собора”, то в отношение опричнины ни в одном из источников нет даже намека на возможность ее “веселого” понимания.

ВЫВОД

Как представляется автору, сделанный анализ позволяет прийти к следующим выводам.Полувековое царствование Ивана Грозного оставило глубокий и мрачный след в истории Росcии. Насыщенная драматическими событиями жизнь первого носителя титула русского царя интересовала многих историков и писателей. Как человек и как государственный деятель Иван 4-й был личностью сложной и противоречивой. Высокообразованный покровитель книгопечатания и сам писатель, государь, сделавший много для укрепления и расширения Российского государства, он своими руками разрушал то, что им было создано и при этом жестоко преследовал тех, кому был обязан успехами внутреннейполитики и внешнеполитическими победами.

Во второй половине XVI века многочисленные мнимые и реальные заговоры убеждают Ивана IV в ненадежности старых уз, связующих монарха и подданных, их несоответствии самой природе верховной власти в России. Стремясь разрешить это противоречие, Грозный пытается соединить в своих руках как светскую, так и религиозную власть и заново выстроить весь комплекс своих взаимоотношений с подданными, сделав измену ему не только изменой раба господину, вассала сюзерену, но и главное - изменой Богу и вере. Учреждение опричнины было попыткой организации части дворянского сословия России на началах военно-монашеского ордена (то же назначение, тот же путь формирования, те же юридические права и привилегии), подобного Тевтонскому и Ливонскому (царь - глава ордена, игумен опричного монастыря, опричники - монахи). К 1572 г. планы Грозного потерпели провал, идея эта была им оставлена, и упоминание об опричнине запрещено под страхом наказания кнутом, но старая политика террора, которую историки именуют опричной, продолжалась и дальше.


Литература:

Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины.- М. Изд-во АН СССР, 1963;

Бахрушин С.В. Иван Грозный ,М.,1945;

Виппер Р.Ю. Иван Грозный ,М.,Л.,1944;

Смирнов И.И. Иван Грозный ,Л.,1944.

Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного ,М.,1964;

Скрынников Р.Г. Начало опричнины ,Л.,1966;

Скрынников Р.Г. Опричный террор ,Л.,1969;

Скрынников Р.Г. Иван Грозный ,М.,1975;

Шмидт С.О. Становление российского самодержавства ,М.,1973.

Кобрин В.Б. Иван Грозный ,М.,1989.

Платонов С.Ф. Иван Грозный , Пг.,1923;

Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного , М.,1964;

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. СПб.,1910.

Платонов С.Ф. Иван Грозный. Пг.,1923.

Полное собрание русских летописей. СПб.,1904,т.XIII,с.392.

Живков В.М.,Успенский Б.А. Царь и бог. Семиотические аспекты сакрализации монарха в России. В кн.: Языки культуры и проблемы переводимости. Сб.ст. М.,Наука,1987,с.49.

Ефимов Н.И. Русь - новый Израиль. Казань,1912.

Масса И. Краткое известие о Московии в начале XVII в. М.,1937,с.68.

Ключевский В.О. Соч.,т.2,ч.2. М.,1957,с.170.

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М.,1981,с.123.

Королюк В.Д. Ливонская война. М.,1954,с.60.

Штаден Г. О Москве Ивана Грозного. Записки немца опричника. М.,1925,с.86.

Послания Таубе и Крузе. Русский исторический журнал. Пг.,1922,кн.8,

Новое известие о России времени Ивана Грозного. “Сказание” Альберта Шлихтинга. Л.,1934,с.27.

Успенский Б.А. Царь и самозванец., с.213.