Московский государственный областной университет.
Факультет истории, политологии и права.
РЕФЕРАТ:
«М.М.Богословский и его методология по изучению истории России»
Выполнила
Студентка 1 курса 13 группы
Гаврилова Ярослава Игоревна
г. Москва 2005 г.
Академик Михаил Михайлович Богословский (1867 – 1929) широко известен как крупный специалист по русской истории 17-18 вв., профессор Московского университета, подготовивший целый ряд виднейших советских историков. Его исследования по земскому самоуправлению на русском Севере в 17 в. и областной реформе Петра Великого не утратили своей значимости и в настоящее время. Широкой популярностью пользуется составленная им пятитомная биография Петра I.
Михаил Михайлович Богословский родился 25 (13) марта 1867 года в семье действительного статского советника Михаила Михайловича Богословского. Детство его прошло в селе Волынском под Москвой. Уже в последних классах гимназии он решил продолжать обучение на историко-филологическом факультете Московского университета. Окончив с золотой медалью гимназию в 1886 году, Богословский поступил в университет, где любимыми профессорами его стали П.Г.Виноградов и В.О.Ключевский. Павел Гаврилович Виноградов, по словам Богословского, научил его скрупулёзному источниковедческому анализу, привил любовь к работе с источником и заложил фундаментальные методические навыки, которыми Богословский пользовался всю жизнь. Василий Осипович Ключевский был любим им как лектор, мыслитель, который своими «образами истории» зажигал любовь и жажду знаний у студентов. И Виноградов, и Ключевский заметили и высоко оценили знания и способности Богословского, его упорство и трудолюбие, дотошность и добросовестность.
В 1890 году Богословский окончил университет с золотой медалью за конкурсное сочинение о писцовых книгах: «Писцовые книги, их происхождение, состав и значение в ряду источников Московского государства XV, XVI, XVII вв.» Эта работа занимает пять толстых тетрадей общим объемом в 271 лист; на последнем листе рукой Ключевского поставлена оценка: «Весьма удовлетворительно».
В процессе работы над архивными материалами у Богословского созрело решение заняться историей России XVII – XVIII вв. и он обратился с поддержкой к Ключевскому и был оставлен при университете для подготовки магистерской диссертации. В 1894 – 1895 гг. он начал посещать Московский архив Министерства юстиции для сбора материалов по теме диссертации и участвовать в заседаниях Археографической комиссии при Московском архитектурном обществе, а затем в историко-юридической комиссии при юридическом обществе Московского Университета. Весной 1898 года Богословский подготовил и успешно прочитал две пробные лекции и был зачислен в штат факультета в качестве приват-доцента.
- 2 -
Началась его преподавательская деятельность, к которой он подходил столь же добросовестно, как и к научной. Он во всём стремился следовать своим кумирам, Виноградову и Ключевскому: первому – в организации занятий по «Русской Правде», второму – в выборе тем для семинаров, в манере изложения и тому подобное. Свой первый курс лекций 1898 / 1899 академическом году он посвятил эпохе Петра I: «Реформа Петра Великого в русской исторической литературе». С этого времени началась его «Петриада», которую он разрабатывал до конца своих дней. Помимо преподавания в Московском университете, Богословский в 1898 / 1899 учебном году читает ряд лекций на коллективных уроках бывших слушательниц Высших женских курсов В.И.Герье, закрытых до 1900 года. Университетский семинар 1901 года Богословский опять-таки построил на изучении источников государственной реформы Петра I, что совпадало с темой его диссертации.
К 1902 году он закончил свою магистерскую диссертацию «Областная реформа Петра Великого. Провинция. 1719-1727 гг.». Оппонентами выступали профессор М.К.Любавский и приват-доцент А.А.Кизеветтер, высоко оценившие работу. Опубликованная отдельной книгой, диссертация заслужила премию графа Уварова, одобрение научной общественности, особенно Ключевского.
После защиты магистерской диссертации начался новый период в научной и преподавательской деятельности Богословского. По-прежнему курс его интересов составляет русская история XVIII столетия в особенности период реформ Петра I. Он публикует статьи, очерки, брошюры, посвящённые эволюции русского дворянства и его взаимоотношениям с абсолютизмом в XVIII веке; приходу к власти Анны Иоанновны; развитию промышленности при Петре Великом и так далее. В университет он читает лекции и ведёт семинары по русской истории XVIII века.
Как признание определённой научной зрелости следует рассматривать принятие Богословского в марте 1904 года в Общество истории и древностей российских. Он был избран в члены-соревнователи ОИДР. Он неоднократно выступал на заседаниях с сообщениями, рецензировал сочинения, предоставленные на премию П.Ф.Карпова. В последние годы существования Общества Богословский исполнял роль его секретаря и особенно часто выступал с докладами.
С 1907 года Богословский начинает преподавать на Московских высших женских курсах, а с 1908 года его утвердили в должности доцента в Московской духовной академии по кафедре русской гражданской истории.
- 3 -
В 1911 году Богословский стал профессором по кафедре русской истории Московского университета, став преемником Ключевского.
На 1910-е годы приходится расцвет научной и педагогической деятельности Богословского. Он много работает, ведёт занятия, пишет статьи, среди которых большинство формируется вокруг личности Петра I и его реформ, а также по истории земского самоуправления.
В это время Богословский проявил инициативу и активно участвовал в восстановлении исторического общества при Московском университете. В ноябре 1915 года он предложил С.К.Богоявленскому, Д.Н.Егорову и В.А.Михайловскому обратиться к В.И.Герье. 10 января 1916 года состоялось открытие Исторического общества. Герье был провозглашён «бессмертным председателем Общества». Одной из основных своих целей общество положило создание критико-библиографического журнала «Исторические известия», в котором Богословский опубликовал ряд своих статей.
После Великой Октябрьской социалистической революции до 17 апреля 1925 года Богословский продолжал преподавательскую деятельность в Московском университете, где был профессором.
В декабре 1920 года он становится членом-корреспондентом, а в апреле 1921 года действительным членом академии наук. Он выступал с научными докладами и сообщениями, представлял нашу историческую науку за рубежом. Он стал членом первого Исторического конгресса, состоявшегося в 1927 году в Париже; опоздав на него из-за отсутствия визы, Богословский провёл большую работу по приёму Онегинского музея в Париже, завещанного А.Ф.Онегиным Академии наук. По приглашению Общества по изучению Восточной Европы группа советских историков, включая Богословского, в 1928 году посетила Германию. Когда в 1921 году по решению наркомпроса был организован Научно-исследовательский исторический институт при факультете общественных наук Московского государственного университета, то Богословский стал его сотрудником и председателем одной из пяти его секций, а именно секции русской истории. В эти годы он опубликовал целый ряд научных работ, среди которых на первом месте остаются статьи по истории XVII – XVIII вв.. По-прежнему Богословский продолжает работать над своей «Петриадой».
В 20-е годы учёный связал свою судьбу историческим музеем, возглавив общий исторический разряд его и заведуя одновременно отделением XVII века. На заседаниях общего исторического разряда Богословский проводил семинар для научных сотрудников музея.
- 4 -
С 1923 по 1927 г. Богословский выполняет функции члена экспертной комиссии от Академии наук в Центральной комиссии по улучшению быта учёных.
20 апреля 1929 года на 63-м году жизни Богословский скончался после тяжёлой болезни сердца.
- 5 -
Проблема образования Древнерусского государства.
Рассматривая проблему образования Древнерусского государства, Богословский придерживался исторического источника, а именно «древнейшей летописи» «Повесть временных лет». Автор писал, что в то время с южнорусских славян (поляне, северяне и вятичи) брали дань хазары, а с северных славянских племён (чуди, мери и веси) брали дань «варяги из-за моря». Затем в 862 году славяне и финны изгнали варягов за море, перестали платить им дань и «начали управляться сами». Но «не было в них правды, и начались восстания, друг на друга, усобицы и войны»[1]. Тогда они решили призвать князя, который бы «владел ими и судил их по праву». Они обратились к варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет; придите княжить и владеть нами». Из варягов вызвались три брата и стали княжить: старший, Рюрик, в Новгороде; Синеус на Белоозере, Трувор в Изборске (близ Пскова).
Богословский считал, что сохранившаяся летопись не вполне соответствует действительности, что она была написана каким-то книжником XIвека, который пытался объяснить происхождение русского государства, а затем этот рассказ был включён в летопись. Однако, несмотря на то, что летопись нельзя назвать достоверной, в ней, возможно, найти события, действительно имевшие место в прошлом.
Далее автор даёт нам сведения о происхождении варяг и их родины Нормандии, а также историю Нормандии и её взаимосвязь с Русью, тем самым, выявляя причину призвания именно варягов славянскими племенами, следующим образом: «Норманны, обитатели Скандинавского полуострова, были хорошо известны восточным славянам, которые называли их варягами. В IXвеке население Скандинавии настолько возросло, что скудная почва полуострова была не в состоянии его прокармливать. И вот выходцы норманны, отважно переплывая море на своих небольших ладьях начинают делать набеги на все европейские страны. Обыкновенно они вплывают в устья больших рек и захватывают окрестные местности. В Западной Европе норманнские дружины под начальством своих предводителей, викингов и конунгов, основали несколько государств: герцогство Нормандию на севере Франции, Английское королевство, королевство Сицилию. Много норманнов появлялось и в русских городах, куда они проникали по рекам Западной Двине, по Неве и Волхову. По Днепру они спускались в Чёрное море и плавали в Грецию, так что Днепр и речная система озера Ильменя носят даже в летописи название: «Путь из варяг