Численность ремесленников в цехах была самой различной. В известной мере в зависимости от количества ремесленников в цехе находилось финансовое состояние объединения. В городах были «богатые» и «бедные» цехи. Это проявлялось в том, сколько провианта на случай осады города заготовлял цех, в налогах и штрафах. Более многочисленные и богатые в финансовом отношении цехи обладали и большим весом в экономической и внутриполитической жизни города. [ 4. стр.95]
Содействуя сословному сплочению мастеров, цех был далек от принципа равенства. Так, среди мастеров городской юрисдикции далеко не каждый мог быть избран цехмистром. В одних цехах должность эта была привилегией прежде избиравшихся цехмистрами «иншых старших ремесленников», в других избрание цехмистров разрешалось производить только из узкой группы лиц. [ 6. стр.145]
Роль знатности в ремесленной среде выполняло происхождение из давнего рода мастеров. Вместе с богатством оно определяло и критерий выбора кандидата в цехмистры независимо от того, избирался ли он общим голосованием всех мастеров – членов цеха или узкой группой, составляющей его верхушку.
На избранных мастерами цехмистров, или, как часто их называют в белорусских уставах, старших, цех возлагал ряд обязанностей. Они должны были хранить кассу цеха, состоявшую из регулярных взносов, которые взимались с каждого мастера, а в некоторых цехах и с подмастерьев. В цеховом ларце находились также устав цеха и различные привилегии, дарованные цеху радой города, великокняжеской властью. Наблюдение за их сохранностью также вменялось в обязанность цехмистров. Цехмистрам поручалось наблюдение за тем, чтобы вся производственная деятельность мастера, отношения между мастерами, их отношения с подмастерьями, учениками отвечали требованиям устава. Уставы требовали от всех цеховых полного подчинения цехмистрам. Для выполнения поручений цехмистров избирались один-два младших. Не желавший выполнять порученные ему обязанности младший мог откупиться взносом. На эти деньги нанимался кто-либо другой. Книги цеха вел писарь. В администрацию цеха входили кроме писаря также инстикгатор, четыре соглядатая, наблюдавшие за ведением торговых сделок на рынке города приезжими и местными купцами.
[ 6. стр.147-148]
По уставу ремесленники как в производстве своих изделий, так и в их реализации не могли поступать самостоятельно; они обязаны были подчиняться цеховой регламентации. Уставы и традиции фактически препятствовали значительному накоплению денежных сумм в руках мастеров; они тормозили имущественную дифференциацию мастеров и затрудняли расширение производственной деятельности. [ 4. стр.102]
Одной из форм сословных объединений горожан стали в первой половине XVII века союзы подмастерьев. В отдельных уставах Могилева, Бреста, Полоцка, Минска вскользь упоминается о самостоятельных сходках подмастерьев, сохранилось два устава подмастерьев – кузнецов и котельщиков Гродно.
Сама организация подмастерьев выросла на почве обострения противоречий внутри цеха, роста недовольства подмастерьев. Причин для этого было более чем достаточно. Цеховые уставы признавали за подмастерьями только обязанности и прежде всего полное послушание мастеру. [ 6. стр.154]
Переход в высшую группу ремесленников – из подмастерьев в мастера – был сложным. Подмастерье должен был прослужить у мастеров не менее 3 лет и совершить «вандровку» в один из крупных центров Речи Посполитой, «обучаясь еще лучше в этом ремесле». После возвращения из путешествия подмастерье получал право выдержать экзамен – изготовить образцовое изделие, а также внести установленный взнос в цеховую казну. [ 4. стр.105]
Если сопоставить уставы второй половины XVI в. с уставами первой половины XVII в., - единственное право подмастерья – отработав определенный срок, стать мастером, - становилось все более призрачным. Организация подмастерьев необходима была и в интересах контроля над ними со стороны цеха и рады. Все эти обстоятельства и привели к созданию союза подмастерьев.
[6. стр.154]
В течение рассматриваемого периода цеховая организация претерпела известные изменения. В частновладельческих городах оформление ремесленных организаций несколько запаздывает по сравнению со временем создания цехов в королевских городах.
Со второй половины XVII века евреи составляли значительную часть населения городов и местечек Беларуси, приезжая сюда из польских и украинских городов. Подчиняясь владельцам города, а не городским мещанским властям, они составляли особые национальные и сословно-религиозные общины (кагалы). Но деятельность ремесленников-евреев, входивших в некоторые цехи, находилась под надзором городского магистрата. В отличие от великокняжеских городов магистраты частновладельческих в большей мере контролировали экономическую деятельность еврейского населения.
Этот контроль распространялся и в налоговой политике. Владельцы городов поручили сбор некоторых податей со всего городского населения и выполнение повинностей по обороне городов магистрату, который в частновладельческом городе в основном проводил политику магната.
Цеховая система ремесла в городах занимала прочные позиции в течение всего рассматриваемого периода и поддерживалась великими князьями и магнатами, так как отвечала и их интересам. Цехи занимали определенное место и в системе городского самоуправления. [ 4. стр.123-124]
&3. Торговля.
В XI-XIII веках западноевропейскими феодалами и католической церковью были организованы восемь крестовых походов на Ближний Восток, в которых участвовали рыцари, горожане, беглые крестьяне. Крестоносцы не смогли завоевать на Востоке больших территорий, но зато в результате этих походов укрепились торговые связи между Западной Европой и восточными странами. Это также способствовало дальнейшей урбанизации Западной Европы.
Раньше всех ( в IX – X веках) оживились итальянские и южнофранцузские города, где сказывалось не только римское влияние, но и воздействие международной торговли с Византией и Востоком. На востоке Германии и в Скандинавии города стали возникать позже – в XII – XIII веках, поскольку хозяйственные связи развивались здесь более медленными темпами. [9. с.93-96. ]
Вместе с развитием фольварочной системы организации сельского хозяйства увеличивалась заинтересованность феодалов, особенно крупных землевладельцев, в торговых связях. Средством ее удовлетворения стало создание в границах своего владения городом или местечком рынка, где землевладелец и его подданные покупали для себя необходимые вещи. [ 7. стр.159-165]
Во второй половине XV – XVI вв. белорусский город становится настоящим торговым центром. Во всех городских поселениях в это время имелся рынок, где один-два раза в неделю шла бойкая торговля. В значительных центрах рынку отводились огромные площади. Так, могилевский базар располагался на двух гектарах и вмещал в своих пределах более 400 лавок. [ 4. c. 83-84]
Ремесленное производство не всегда предшествовало, но всегда сопутствовало и активно содействовало развитию торговой деятельности городов. Центральной фигурой в торговле был горожанин – купец, хотя с течением времени торгующее окружение расширил сельский торговец.
Среди белорусских купцов-гостей ведущее место занимали полочане и могилевцы. Пинские, мозырьские, туровские «гости» были тесно связаны с Киевом, Львовом, совершали поездки в города Венгрии.
Широкое развитие получила внутренняя торговля, о чем свидетельствуют пути, которые связывали многие города и местечки. Местная торговля стала специализацией части купечества. Одним из ее наименований был «прасол», также часто употреблялся термин «купец». Прасол покупал товар в одном городе или местечке и продавал его в другом городе или местечке, которые находились в пределах 10 миль. Среди этой части купечества сложилась профессиональная специализация, источники называли такие специальности – «купец грабарны», «купец кушнерскi», «купец шавецкi» и другие. Торговлю вел и путешествующий торговец – коробейник – которого источники обозначают термином «шот».
Корпоративный лад городского ремесла обозначил и его распространение на города, где было большое количество купцов. Источники упоминают купеческие цехи в Могилеве, Пинске, Слуцке, Шклове, Минске. [ 7. стр.159-165]
Городские купцы скупали в окрестных деревнях сельскохозяйственную продукцию и изделия деревенских промыслов и продавали их на городских рынках. Во второй половине XVI века они уже наладили торговлю на скамьях и в специальных помещениях – магазинах, или, как их тогда называли, лавках. [5.с.52-53]
Сложилась особая прослойка тех, для кого это было основным и постоянным занятием. С течением времени торговать в магазинах начали и богатые селяне. [ 7. стр.159-165]
Во всех городах и местечках 1-2 раза в неделю проводились торги (базары), а в крупных городах еще и ярмарки (1-3 раза в год). В них участвовали не только местные но и иностранные купцы. Верховная власть предоставляла городам торговые привилеи: приезжим купцам запрещалось продавать свои товары в розницу. Они вынуждены были продавать их оптом и только местным купцам. Не имели они права закупки товаров в окрестных деревнях. Купить их они могли только у местных купцов. [5. с.52-53]
Для соблюдения правил торговли были учреждены специальные должности инстикгаторов, которые рассматривали жалобы купцов, проверяли торговые операции, купеческие и общегородские весы, качество товаров и т.д. В XVI веке установились регулярные торговые связи городов не только с деревнями и местечками, но и между городами, особенно крупными. Большой популярностью на рынках городов Беларуси пользовались изделия могилевских кожевенников, слуцких металлистов, гродненских мыловаров. И тем не менее в этот период еще не сложился единый внутренний рынок. Этому мешала феодальная обособленность, нестабильность внутри- и внешнеполитической обстановки. [ 5. с.52-53]