Смекни!
smekni.com

Основные тенденции и модели трансформации экономики после Второй мировой войны (стр. 8 из 10)

В ряде капиталистических стран со средним развитием стала осуществляться политика ускоренной индустриализации, которая имела общие черты, несмотря на отдельные региональные разли­чия. На протяжении 1950—1960 гг. страны с «догоняющей» моде­лью показали невиданные образцы роста (Япония, ряд стран Ла­тинской Америки).

Наиболее успешным примером стратегии «догоняющего» раз­вития может служить Япония, тогда как большинство стран, вы­бравших эту модель, столкнулись в последние 20 лет с серьезны­ми проблемами. Среди них ряд стран Латинской Америки так называемой «большой тройки» — Аргентина, Бразилия и Мекси­ка, а также их соседи по континенту — Боливия, Венесуэла, Перу, Чили и др., где под влиянием мирового кризиса 1920—1930-х гг. приобрела популярность концепция импортозамещающего хозяй­ства.

Пришедшие в этот период к власти представители популист­ских партий выдвинули стратегию опоры на собственные силы, направленную на создание развитой национальной индустрии. В условиях слабости национального капитала данную задачу при­звано было решать государство. Популярность выбранной страте­гии подкреплялась успехами предвоенного развития ряда стран Латинской Америки, где темпы роста в конце 1930-х гг. были выше, чем в большинстве развитых стран. Например, в Чили сред­негодовой рост в 1931-1940 гг. составил 4,8%. В годы войны про­исходило дальнейшее укрепление индустриального сектора эко­номики. В первые послевоенные десятилетия практически повсе­местно прокатилась волна национализации ведущих отраслей.

Успехи в развитии ряда импортозамещающих экономик наи­более ярко проявились в изменении структуры хозяйства некогда отсталых стран. Из преимущественно аграрных и торгово-посреднических они превращались в индустриальные. Бразилия, Арген­тина, Мексика, Чили достигли во второй половине XX в. средне­го уровня развития. Но уже в 1970-е гг. в «новых индустриальных» странах Латинской Америки стали нарастать кризисные явления как результат общемирового системного кризиса индустриально­го общества. При этом кризис здесь носил более глубокий харак­тер. Его главной причиной явилось отсутствие необходимых для преодоления элементов новой постиндустриальной экономики в виде собственной фундаментальной науки, развитой системы об­разования и др. Кризис поддерживала предельно развившаяся си­стема государственного вмешательства, государственного пред­принимательства. Все это серьезно препятствовало началу реформ. Очевидно, что в кризисных условиях сравнительно низкоэффек­тивная экономика южно-американских стран сдавала позиции и на внешних рынках. Они сталкивались с проблемами быстрого демографического роста при сравнительно низком уровне жизни и бедности широких слоев населения. К тому же общество пси­хологически не было готово к радикальной либерализации. Об этом свидетельствовали первые по времени в Латинской Амери­ке реформы в Чили, которые проводились в условиях установив­шейся военной диктатуры генерала А. Пиночета. В 1980-е гг. ста­ли переходить к новой модели остальные страны региона. Этот пе­реход носил болезненный и непоследовательный характер. Несмотря на длительный период реформирования, он не привел к однозначно-позитивным результатам, что выражалось в перио­дических глубоких финансово-экономических кризисах, и по сей день сотрясающих экономики ведущих латиноамериканских стран.

Второй распространенный вариант модели «догоняющего» раз­вития представлен странами Юго-Восточной Азии. Каждая из них в различный период приступала к индустриализации хозяйства. В Малайзии, Сингапуре и на Тайване она началась сразу после Второй мировой войны, в Индонезии и Южной Корее — в начале 1960-х гг., в Таиланде - в конце 1960-х гг. Этот список можно про­должать за счет Китая, активно внедрявшего индустриальную мо­дель с 1970-х гг., а также двух стран бывшей мировой системы со­циализма (Вьетнама и Лаоса), которые стали применять страте­гию индустриальной доминанты развития в середине 1990-х гг. Индустриальное развитие азиатских стран состоит из двух эта­пов. На первом, как правило, принималась известная латиноаме­риканская модель импортозамещающего хозяйства с целью удов­летворения потребностей внутреннего рынка, а вслед за этим про­исходила переориентация индустрии на внешний рынок. По подобной схеме развивалась, например, Южная Корея. Модель азиатских индустриальных стран во многом напоминает черты японской модели. Некоторые различия можно увидеть в степени монополизации хозяйства, уровне развитости системы государ­ственного патронажа, роли иностранного капитала, особенностях отраслевой структуры и т.д.

В условиях начавшегося перехода к постиндустриальному об­ществу азиатская модель индустриального развития, так же как и латиноамериканская, оказалась в глубоком кризисном положении. Повсеместно в названных странах с некоторым опозданием — со второй половины 1980-х гг. стала демонтироваться прежняя система государственного регулирования, проводиться последова­тельная либерализация режима, в том числе и его демонополи­зация, что делает экономики «азиатских драконов» более откры­тыми. Данный процесс сопровождается глубокими финансово-экономическими кризисами, характерными для всех стран, выбравших модель «догоняющего» развития.

4. Процессы интеграции

а) Интеграция стран Западной Европы

б) Североамериканская интеграция

в) Азиатско-тихоокеанская интеграция

г) Три мировых центра деловой активности

д) Интеграция социалистических стран

е) Страны СНГ

Одной из форм интернационализации экономики во второй половине XX в., получившей ускоренное развитие в последние десятилетия, стала межгосударственная интеграция национальных хозяйств. Третья научно-техническая революция вызвала ускоре­ние этого процесса, что привело к возникновению во второй по­ловине XX в. феномена «открытой экономики», или интернацио­нализации хозяйственных отношений на основе процесса интег­рации. В основе этого явления лежит стремление к достижению большей эффективности национальных хозяйств за счет стимули­рования процессов специализации и кооперирования в рамках региональных союзов, развития сотрудничества между странами-участницами в области производства, торговли, валютных отно­шений и других сферах. Интеграция является ярким проявлени­ем глобализации хозяйственной жизни.

Уже начало XX столетия отмечено возникновением междуна­родных субъектов хозяйства" которые в послевоенный период вместе с быстрым развитием инфраструктуры стали превращать­ся в многоотраслевые комплексы, действующие на принципах спе­циализации и кооперации производства на мировом уровне. Эти объединения получили название транснациональных и многонаци­ональных корпораций (ТНК и МНК). В настоящее время они пре­вратились в ведущую силу мирохозяйственных отношений. Вкла­дывая капитал, создавая многочисленные филиалы за рубежом, ТНК (а ими являются практически все крупнейшие компании развитых стран) формируют разветвленную систему мирового производства, не признающую национальных границ и объеди­ненную общими организационными, экономическими и техноло­гическими отношениями. За счет оптимального размещения про­изводства в разных странах, с учетом их сравнительных преиму­ществ (наличие сырья, квалифицированной рабочей силы, технического уровня производства и т.д.) ТНК достигают более высокой хозяйственной эффективности. Они разрушают границы между национальными рынками товаров, капиталов, рабочей силы посредством формирования прямых производственно-техничес­ких и экономических связей между предприятиями в различных странах, вызывая эффект интернационализации экономики. В на­стоящее время данный процесс проявляется, в частности, через развитие новых форм сотрудничества между самими ТНК. Напри­мер, получили достаточно широкое распространение так называ­емые стратегические соглашения, на основе которых объединяют­ся финансовые и технологические ресурсы ТНК для достижения результатов, недоступных каждой из них в отдельности.

Развитие международных предприятий и объединений в усло­виях НТР во второй половине XX в. наряду с небывалым расши­рением мировых рынков товаров, капиталов, рабочей силы спо­собствовало формированию рынков информации (ноу-хау, патен­ты, лицензии) и научно-технических услуг (инжиниринг, лизинг).

Одной из форм и одновременно инструментом интеграции в глобальном масштабе стали новые международные хозяйственные институты в лице МВФ и МБ, ВТО и др.

Важнейшим направлением интернационализации, получив­шим особенное развитие в последние десятилетия, является меж­государственная, региональная интеграция национальных хо­зяйств.

а) Интеграция стран Западной Европы

Наиболее ранней и к настоящему моменту наиболее развитой формой международной интеграции является Европейский союз, начало которому было положено в 1957 г. Тогда на совещании шести европейских стран: Бельгии, Италии, Люксембурга, Нидер­ландов, ФРГ и Франции — было принято решение о создании Ев­ропейского экономического сообщества. Позднее в ЕЭС вошли Великобритания (1973), Ирландия, Дания (1974), Греция (1984), Испания, Португалия (1986), Австрия, Финляндия, Швеция (1995). Главной целью объединения провозглашалось создание единого рынка товаров, услуг, рабочей силы путем достижения «четырех свобод»: свободы передвижения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы между странами сообщества. С 1993 г. ЕЭС называется Европейским союзом. За исторически короткий срок ЕС превратился в один из ведущих мировых экономических цен­тров. В настоящее время на его долю приходится ]/з мирового то­варооборота стран с рыночной экономикой, а совокупный экспорт превосходит экспорт США в 3,6 раза, Японии — в 3,8 раза. ЕС так­же превзошел показатель США по объему промышленного про­изводства и располагает сегодня половиной мировых валютных резервов. Столь динамичное развитие государств Общего рынка обусловлено во многом опасением европейских стран превратить­ся в своего рода «технологическую периферию» США и Японии. Поэтому эти страны объединили усилия на приоритетных направ­лениях научно-технического развития и внедрения результатов со­временных разработок в производство. Так, например, в рамках программы «Эврика» в 1980—1990-е гг. осуществлялось сотрудни­чество в области микропроцессорных разработок (программа Ев-роробот), систем связи (программа Евроком), биотехнологий (программа Евробио), создания новых материалов (программа Евромат») и т.д.